Конструктивизм в архитектуре
Конструктивизмом принято называть авангардистские направления в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве и фотографии. Этот стиль получил свое развитие в период с 1920 до начала следующего десятилетия.
Главные характерные черты конструктивизма – строгость, лаконичность форм, геометризм и монолитность облика. Конструктивисты даже создали свою официальную творческую организацию и разработали свой собственный функциональный метод проектирования. Метод этот основан на научном анализе функционирования сооружений, зданий, комплексов. Конструктивизм в архитектуре сохранился в своих характерных памятниках – фабриках-кухнях, Дворцах труда, рабочих клубах, домах-коммунах, которые были построены в те времена.
Те творческие взгляды, которые объединят собой понятие «конструктивизм», воплотились не только в архитектуре, но и в других сферах деятельности человека, к примеру, в литературе.
Несмотря на то, что это направление считается советским явлением, как и любое другое течение, оно не ограничивается рамками стран бывшего СССР. Возможно, для кого-то это будет новостью, но провозвестником стиля конструктивизм в архитектуре является также Эйфелева башня, сочетающая в себе как конструктивистские, так и модернистские элементы.
Такое течение зародилось в условиях непрерывного поиска чего-то нового. Новаторы того времени возносили отказ от «искусства ради искусства», и считали что оно должно служить производству. Приверженцы такого мнения призывали художников и архитекторов творить только полезные вещи, обеспечивая тем самым хорошую жизнь в благоустроенных городах. Термин «конструктивизм» привнесли в русский язык теоретики «производственного искусства», главной причиной этого стало частое употребление в брошюрах и выступлениях архитекторов слов «конструктивный», «конструкция», «конструирование».
Архитектура конструктивизма, как и любого другого направления, имеет своих ярких представителей. Это братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые осознали лаконичную эстетику этого направления, будучи уже опытными специалистами в области проектирования зданий, живописи и оформления книг. Проект братьев выделился на конкурсе проектов здания Дворца Труда в городе Москва. Рациональный план, соответствие внешнего облика эстетике современности, использование самых новых конструкций и строительных материалов – все это стало толчком к развитию направления «конструктивизм».
Архитектура – понятие очень непростое, и следующий этап для Весниных оказался несколько сложнее предыдущего. Так, им нужно было спроектировать здание газеты «Ленинградская правда» на крохотном участке земли. Братья создали небольшое шестиэтажное здание, однако здесь было все: и офисное помещение, и редакционные комнаты, и газетный киоск, и вестибюль, и небольшой читальный зал, ведь именно умение сгруппировать много необходимых помещений в одном – главная задача конструктивистов.
Как уже упоминалось выше, конструктивизм в архитектуре располагал собственным функциональным методом. Согласно конструктивистам, каждой функции соответствует самая рациональная структура.
Было время, когда течение подвергалось критике консерваторов, отстаивающих право использовать традиционные формы, позже оно было запрещено. В Советском Союзе велась активная борьба с буржуазным формализмом и прямыми углами. Когда конструктивисты оказались в опале, часть архитекторов забыли, часть – адаптировалась к изменениям. Некоторые советские ученые утверждают, что на смену течению пришел «постконструктивизм».
Конструктивизм в архитектуре вновь дал о себе знать в 60-е годы, когда началась борьба с «архитектурными излишествами», а в начале 1990-х годов некоторые невоплощенные идеи 20-х стали реальностью. Сегодня это течение все активнее проявляется в архитектуре больших городов.