135-ФЗ: закон "О благотворительной деятельности"
Для чего нужен закон о благотворительной деятельности? В наше время существует большое количество организаций, занимающихся мошенничеством под видом благого дела. Именно поэтому столь важная сфера, как оказание материальных благ нуждающемуся населению, должна регулироваться законодательно. Федеральный закон 135-ФЗ "О благотворительной деятельности" будет рассмотрен в этой статье.
О целях благотворительной деятельности
Согласно статье 1 представленного нормативного акта, деятельностью благотворительного характера называют совокупность добровольных действий граждан по передаче нуждающимся лицам определенного имущества или денежных средств. Происходит все это, конечно же, на бескорыстной основе.
Цели благотворительной деятельности довольно просты. Здесь стоит выделить:
- социальную защиту и поддержку отдельной категории граждан;
- подготовку населения к преодолению бедствий и катастроф;
- содействие укреплению мира;
- защиту материнства, отцовства, детства и прочих похожих явлений;
- охрану культуры, окружающей среды и др.
Цели, закрепленные в статье 2 Закона "О благотворительной деятельности", исчерпывающе и точно характеризуют представленную сферу.
Об участниках благотворительной деятельности
В статье 5 Федерального закона "О благотворительной деятельности" указываются основные участники представленной сферы. Так, здесь стоит выделить:
- Благотворителей - граждан, способных осуществлять благотворительные пожертвования в бескорыстной форме. Благотворители должны точно определять цели и порядок вносимых пожертвований.
- Благополучателей - вторую сторону процесса благотворительности. Это лица, которые получают пожертвования от благотворителей.
Согласно статье 4 Закона "О благотворительной деятельности", российские граждане имеют право на свободное осуществление благотворительности - в единоличной форме или в коллективе. Именно о последнем будет рассказано далее.
О благотворительных организациях
Что представляет собой организация благотворительного характера? Согласно статье 6 рассматриваемого нормативного акта, это объединение негосударственного и некоммерческого характера, созданное для реализации предусмотренных законами задач. Достигнуть соответствующих целей можно только путем качественного осуществления благотворительной деятельности. Особенностью подобных организаций является отсутствие возможности распределять денежные суммы между участниками объединения в том случае, если доходы превышают расходы. Все финансы предназначены только для реализации установленных в нормативном акте задач.
Благотворительные организации бывают нескольких видов. Согласно статье 7, могут существовать фонды, объединения, учреждения и прочие формы. Каждая организация благотворительного характера обязательно подлежит государственной регистрации. Не допускается отказ в регистрации юридического лица по адресу жительства учредителя.
О деятельности организаций благотворительного типа
Согласно статье 12 Федерального закона "О благотворительной деятельности", рассматриваемые инстанции имеют право на осуществление деятельности благотворительного характера для достижения целей, которые прописаны в уставе самих организаций. Это может быть деятельность по привлечению ресурсов или по разработке внереализационных мероприятий, предпринимательская деятельность, совокупность функций по поддержке того или иного общественного движения и т. д. Организации благотворительного характера не имеют права на расходование своих средств для поддержки и финансирования партий политического характера, движений, групп и компаний.
Какие можно выделить источники формирования имущества для рассматриваемых организаций? Согласно статье 15, это:
- взносы учредителей организации;
- взносы членов организации;
- пожертвования в организацию;
- доходы от операций внереализационного характера;
- поступления от деятельности по привлечению определенных ресурсов;
- доходы от отдельных видов предпринимательства (но только такого, которое позволено осуществлять законом);
- добровольческий труд и др.
В статье 17 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" говорится о том, что каждая инстанция рассматриваемого типа должна иметь специальную программу.
О роли государственной власти
В статье 18 рассматриваемого нормативного акта говорится о том, что государство должно всячески поощрять и обеспечивать работу благотворительных организаций. Отдельные властные органы и вовсе обязаны наказывать лиц, что препятствуют осуществлению деятельности благотворительного характера.
В статье 19 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" говорится о том, что государственная власть должна контролировать рассматриваемые организации. Так, в соответствующие органы властного характера должна вноситься информация о финансово-хозяйственной деятельности, о составе персонала, нарушениях и т. д.
О международном сотрудничестве
В статье 21 говорится о возможности тесного сотрудничества с международными благотворительными организациями. Такие организации могут открывать счета в российских банках, поддерживать социальные сферы российского государства, сотрудничать с отечественными благотворительными инстанциями и т. д.
В последние годы, однако, наметилась обратная тенденция. В РФ признаются "нежелательными" множественные иностранные организации благотворительного характера. Это, например, Freedom House, фонд Сороса, "Демократический фонд" и прочие учреждения, известные на мировом уровне.