Прокурорский надзор
Прокурорский надзор за исполнением законов является деятельностью специфической. Ее осуществляют государственные федеральные органы прокуратуры от имени РФ. Прокурорский надзор состоит в проверке точности при соблюдении законов, действующих на российской территории, и исполнения Конституции страны.
Данная деятельность является самостоятельным типом государственной деятельности. Ее, кроме органов прокуратуры, никакие прочие общественные, государственные, самодеятельные или другие органы, учреждения, организации, физические лица, объединения, должностные лица и т.д. осуществлять не в праве.
Смысл и важность положения о том, что прокурорский надзор производится от имени РФ, заключаются в том, что осуществляющий проверку прокурор, обеспечивает защиту интересов не отдельных органов в субъектах федерации, местном самоуправлении или в другой исполнительной, представительной или судебной власти. Деятельность в данном случае представлена от имени всех вышеуказанных отраслей и структур в совокупности, объединенных общей государственной системой.
Задачи, сущность и принципы прокурорского надзора
Наличие самостоятельности у этого вида деятельности государственного значения, отличие от прочих типов деятельности, как самой прокуратуры, так и других органов, представлены в ее содержании. Состоит оно не только в проверке точности при соблюдении законов и Конституции России, но и соответствии закону прочих нормативно-правовых актов, а также принятии мер по устранению выявленных преступлений.
Прокурорский надзор, являясь деятельностью специфичной, не относится к деяниям какой-либо одной ветви во власти (судебной, исполнительной, представительной), имея, вместе с этим, признаки каждой из них.
Органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение к предусмотренным Конституцией России ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование.
При рассмотрении сущности вышеуказанного типа деятельности нужно отметить многообразие его понятия. Так, под прокурорским надзором может пониматься не только проведение определенного рода работ, но и учебная дисциплина, а также самостоятельная сфера в юридической науке.
Цели деятельности прокуратуры по проверке определяются ее ролью в государстве, местом и статусом. В конечном итоге, цели сформулированы в Конституции страны, Законе о прокуратуре, других законодательствах, призванных регламентировать деятельность вышеуказанного органа.
Так, к целям прокуратуры относят:
- Обеспечение общественного и государственного верховенства.
- Надзор.
- Уголовное преследование.
- Обеспечение скоординированности деятельности правоохранительных структур в борьбе с правонарушениями.
Задачи прокурорского надзора поставлены более четко, конкретно и ограниченно в сравнении с его целями. Вместе с этим, они являются и более многочисленными. Задачи надзора обладают существенными различиями по средствам решения, содержанию, кругу органов (субъектов) прокуратуры, решающих и ставящих их. Условно разделяют специальные, общие и частные задачи.
Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями (правами), необходимыми им для эффективного исполнения возложенных на них задач. Немаловажным фактором в совершенствовании вышеуказанного вида деятельности является более обстоятельная детализация деяний прокурорских служащих.