Ст. 264 УК РФ с комментариями: "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств"

Нарушение ПДД в России влечет как административные санкции, так и уголовное наказание. По УК ответственность устанавливается ст. 264.

Объект посягательства

Субъект, совершивший деяние, санкции за которое закреплены ст. 264 УК РФ, посягает, во-первых, на безопасность в процессе эксплуатации транспорта. Во-вторых, действия лица угрожают здоровью и жизни человека.

Предмет деяния

Им являются непосредственно механические ТС. Для квалификации деяния по рассматриваемой норме они должны быть самоходными (иметь автономный мотор).

В ч. 1 ст. 264 УК РФ приводятся некоторые виды таких ТС: трамваи и автомобили. В примечании к норме указаны дополнительно мотоциклы, тракторы и троллейбусы.

В качестве транспортного средства может выступать и иная самоходная (механическая) машина. При этом она может выполнять не только транспортную, но и другие функции. К этой категории можно отнести, например, сельскохозяйственные (комбайны), дорожные (асфальтоукладчики и пр.), погрузочные (автокраны, автопогрузчики и пр.) и другие машины.

Не относятся к механическим ТС мопеды и иные средства с мотором, объем которого до 50 см3, а максимальная скорость – не выше 50 км/ч. Не являются предметом посягательства по ст. 264 УК РФ мокики, велосипеды, оснащенные подвесным двигателем, прочие ТС, имеющие аналогичные характеристики.

Нюансы нормы

Анализируя ст. 264 УК РФ с комментариями Пленума ВС, следует отметить, что Суд указывает на отсутствие предмета преступления в случае, если ТС перемещалось вручную при вышедшем из строя двигателе. Нарушения, допущенные водителем, при наличии оснований квалифицируются по ст. 268 Кодекса.

Вместе с тем Пленум пояснил, что, если машина с неработающим двигателем буксируется другим ТС, то ее водитель, нарушивший установленные правила, несет ответственность по ст. 264 УК РФ.

Объективный аспект деяния

Он включает в себя нарушение установленных законодательством правил движения/использования (эксплуатации) автотранспорта, повлекшее:

  • Нанесение здоровью потерпевшего тяжкого вреда (части 1 и 2).
  • Смерть одного гражданина (ч. 3, 4) или нескольких лиц (ч. 5, 6).

Движение ТС

Оно начинается с момента, когда машина трогается с места, а завершается полной остановкой ходовой части. Вождением называют управление автомобилем в ходе его движения.

Нарушением правил вождения следует считать, например, превышение скорости, неправильный обгон или проезд перекрестков и пр.

Эксплуатация ТС

Она включает в себя комплекс мероприятий организационно-технической направленности, осуществляемых для обеспечения безопасного использования транспорта, согласно его техническим возможностям и предназначению.

Нарушение порядка эксплуатации может проявляться, к примеру, в перевозке негабаритного предмета, стоянке ТС в ненадлежащем месте, предоставлении возможности управлять машиной ненадлежащим лицам, буксировке машины на слабом тросе и пр.

Наказание

Санкции устанавливаются в зависимости от наличия/отсутствия квалифицирующих признаков.

По общему составу первой части ст. 264 УК РФ виновному грозит:

  • Ограничение свободы до трех лет.
  • До полугода ареста.
  • Принудительные работы или тюремное заключение на период до двух лет.

Дополнительной санкцией к последним двум видам наказания может являться ограничение прав на ведение деятельности/замещение должностей, установленных судьей, но не больше чем на 3 г.

В случае совершения деяния в состоянии опьянения наказание ужесточается. Принудительные работы могут быть назначены на срок до трех, а лишение свободы – до четырех лет. Также предусмотрено дополнительное наказание, указанное выше.

Если преступление повлекло смерть потерпевшего, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ, могут назначаться принудительные работы или тюремное заключение. Первое наказание назначается не более чем на 4 г., второе – до пяти лет. Дополнительно, по ч. 3 ст. 264 УК РФ, виновному может вменяться запрет деятельности/замещения должностей, установленных судьей, на три года.

Если потерпевший погиб вследствие совершения деяния субъектом в состоянии опьянения, последнему грозит только один вид ответственности. По ч. 4 ст. 264 УК РФ, ему вменяется от 2 до 7 лет лишения свободы. В обязательном порядке вменяется дополнительное наказание. Запрет осуществлять деятельность/замещать посты, определенные судом, назначается за преступление по ч. 4 ст. 264 УК РФ на срок, указанный выше.

В случае нарушения правил эксплуатации транспорта или ПДД, повлекшего смерть двух и более граждан, виновному могут быть вменены принудительные работы до пяти или тюремное заключение до семи лет. В дополнение к наказанию по ч. 5 ст. 264 УК РФ назначается запрет на осуществление деятельности/замещение должностей, определенных судом, до трех лет.

Если смерть 2-х и более лиц стала следствием деяния, совершенного гражданином в состоянии опьянения, назначается один вид наказания. По ч. 6 ст. 264 УК РФ, виновному вменяется 4-9 лет тюрьмы. В дополнение назначается запрет, указанный выше.

Примечания

Для правильного применения анализируемой нормы и ст. 264.1 УК РФ законодатель раскрывает признаки лица в состоянии опьянения.

Таким лицом признается гражданин, в отношении которого установлен факт употребления им веществ, вызывающих алкогольное опьянение. Данный факт определяется наличием этилового спирта в объеме, превышающем максимальную общую погрешность измерений, предусмотренную КоАП.

К ответственности по частям второй, четвертой, шестой ст. 264 УК РФ привлекаются также субъекты, в организме которых выявлены психотропные/наркотические соединения либо их аналоги.

Гражданином в состоянии опьянения считается также лицо, уклонившееся от выполнения правомерного требования сотрудника ГИБДД о прохождении медосвидетельствования по основаниям и в порядке, закрепленных в законодательстве.

Особенности квалификации

Если суд, исследовав доказательства, придет к выводу, что последствия, приведенные в ст. 264, наступили не только в связи с нарушением гражданином, управлявшим ТС, установленных правил, но и вследствие несоблюдения их пострадавшим, данное обстоятельство может учитываться как смягчающее. К примеру, пассажир не пристегнул ремень безопасности, ехал на мотоцикле без шлема и пр. Исключение предусмотрено для случаев, когда водитель не обеспечил безопасность пассажиров должным образом. Соответствующие выводы содержатся в пленарном постановлении ВС № 25 от 9 дек. 2008 г. с комментариями к ст. 264 УК РФ.

Специфика вреда

Для квалификации действий по ст. 264 УК РФ (ч. 5 в том числе) необходимо, чтобы ущерб был причинен окружающим гражданам. Нанесение водителем вреда себе состав деяния не образует.

Если негативные последствия наступили по разным частям нормы, виновному вменяются они все. Однако наказание выбирается по части, предусматривающей наиболее тяжкое последствие.

При причинении вреда нескольким лицам одновременно преступление квалифицируют по первой части нормы.

Причинная связь

Ее наличие является обязательным основанием для привлечения к ответственности субъекта, управлявшего ТС.

Причинная связь исключена, если гражданином нарушения правил вообще не было. К примеру, пешеход попал под колесо по неосторожности или намеренно бросился под движущийся автомобиль. Вместе с тем физическая зависимость между потерпевшим и перемещаемым ТС не свидетельствует о наличии связи.

В преступлениях против безопасности эксплуатации транспорта и дорожного движения причинная связь обладает нормативным характером. Благодаря этому, она возможна и при отсутствии физического контакта. Так, водитель понесет наказание, если своим поведением он создавал помехи движению, вследствие чего другие участники нанесли вред уже третьим лицам. Так, субъект, управляющий ТС и выехавший на встречную полосу, понесет наказание, если создал препятствие для ехавшего по этой встречной полосе лица, а тот не имел возможности остановиться либо избежать столкновения, выехал на тротуар и сбил человека. Действия второго гражданина в указанном примере должны рассматриваться в соответствии с правилами невиновного нанесения ущерба или крайней необходимости.

Дополнительно

При рассмотрении вопроса о связи между действиями водителя и последствиями судебный орган должен учитывать наличие технической возможности предотвратить возникновение вреда. Если ее не было, а аварийная ситуация вызвана не этим лицом, а другими субъектами, участвовавшими в дорожном движении, ответственность по УК исключается.

При рассмотрении вопроса о возможности не допустить ДТП суд должен принимать во внимание, что момент возникновения риска определяется индивидуально для каждой ситуации. При этом учитывается дорожная обстановка, предшествовавшая аварии.

Комментарии