Теплоход "Восход": технические характеристики и фото
Идея создания речного корабля на подводных крыльях появилась в конце XIX века ещё во Франции. Конструкторами того времени было испытано немыслимое количество плавательных средств самых фантастических очертаний. Уже в ту пору были разработаны достаточно мощные двигатели и материал, из которого можно было построить корпус.
Но построенные модели категорически не хотели взлетать над водой. Им не хватало устойчивости и скорости для разгона. Уже в советское время, после революции, студента Политеха Ростислава Алексеева увлекла футуристическая статья о будущем флота. О кораблях, которые могут плыть, паря над водой, словно птицы. И его захватила эта идея. Летающий корабль... Как заставить тягучую, плотную воду отпустить тяжелую конструкцию? Ведь её гидродинамическая сила глушит скорость любого корабля, даже самого быстроходного! Таковы уж свойства воды. Ростислав же начал именно с крыльев и разработал их особую форму. И с успехом он защищает диплом на тему "Глиссер на подводных крыльях".
Создатель "Восхода" Ростислав Алексеев
Так впервые заявил о себе будущий легендарный создатель необычных судов, способных на своих крыльях развить скорость, недоступную другим подобным плавсредствам. Тема диплома заинтересовала комиссию, уж очень она был похожа на кандидатскую диссертацию, столько было в ней реалистичности и, казалось, простоты. В военные годы Ростислав Алексеев трудится на заводе, где собирали и ремонтировали танки, но мысли о создании уникальных кораблей на крыльях его не оставили. И первый катер, построенный по чертежам молодого конструктора, появился в Москве уже в 1946 году.
У него появились многочисленные сторонники и единомышленники, которые с восторгом поддержали идею Ростислава. В течение нескольких лет разрабатывались чертежи скоростных судов и налаживалось производство. В 1957 году начинается серийный выпуск судов на крыльях серии "Ракета". На основе этих чертежей в последующие годы было создано немало модификаций, и серия теплоходов "Восход" одна из них.
Любимое детище всей страны
Теплоход "Восход" - это уже второе поколение СПК и прямой наследник потрясающих качеств "Ракеты". В 1973 году на воду сходит первый экземпляр из новой серии на смену устаревшим моделям. Технические характеристики теплохода "Восход" были значительно улучшены, и изначально его строили для использования в речном флоте. Но время показало, что "Восход" может с успехом работать и в морских зонах недалеко от берега.
Многие модели этой серии использовались в Крыму для прогулок и экскурсий по морю. Спрос на них увеличивался, и теплоходы стали строить для всей страны. Двигатели поставлялись из Ленинграда и Барнаула, а собирались корабли целиком на заводе "Море" в Феодосии. Сам по себе теплоход "Восход" был небольшим судном, его длина немногим более 27 метров, ширина - 6,4 метра. Поэтому он использовался как прогулочный катер наиболее часто.
Круизный теплоход для озер, морей и рек
На каждом из теплоходов стоял двигатель в 1000 л. с., но по объему потребляемого топлива его можно было сравнить только с самолетным. А сам момент постановки судна на крыло по затратам горючего был равен запуску космического корабля "Союз-1". И тем не менее их все равно строили. В СССР качественных дорог было немного, из-за этого русло рек часто интенсивно использовалось для передвижения на таких плавсредствах. Может поэтому и развивался речной флот в Союзе так стремительно. К 1990 году было построено теплоходов этой серии более 150 штук.
Такое количество неплохо справлялось со своей работой. Использовались они в основном как пассажирский прогулочный транспорт в небольших речных и морских круизах, в рейсовых маршрутах вместо автобусов и электричек. Крылатый корабль особенно был любим детьми, им восторгались. Особенное внимание теплоход привлекал в Крыму, издали он был похож на инопланетный корабль, и каждый советский отдыхающий имел фото с теплохода "Восход" в своем семейном альбоме.
"Восход" в наше время
Эти судна эксплуатировались на озерах, реках, морях всего Советского Союза. Кроме команды, на речном красавце можно было перевезти чуть более 70 человек. На озере Байкал до сих пор теплоход "Восход" выполняет однодневные экскурсии по нескольким маршрутам. Их устраивают с целью ознакомления с красотами Байкала и прилегающих к нему территорий.
Рейс Иркутск - Тальцы - Большие Коты - Иркутск дает возможность посетить сказочные и потрясающе красивые места Байкала и Ангары. Во время стоянки есть время для прогулки на лошадях и посещения Краеведческого музея. На теплоходе, правда, нет открытой площадки, но все равно такие поездки пользуются большой популярностью. Есть "Восход" и в Самарском речном пароходстве, их используют для регулярных рейсов там, где автотранспорт использовать не очень удобно. Встречаются также в Петрозаводске, Красноярске и в других городах нашей необъятной родины.
Характеристики теплохода и долговечность
Максимальная скорость движения речного транспорта этой серии - 65 км/час, это хороший показатель для судна, которое занимается пассажирскими перевозками и экскурсиями. На реке не так часто можно встретить суда с характеристиками теплохода "Восход". Его водоизмещение - 28 тонн, он имеет класс речного регистра "О". Это значит, основное назначение - внутренние водные бассейны, устья рек, водохранилища, морские прибрежные зоны с высотой волны не более 2 метров.
И несмотря на то что последний экземпляр был построен в 1991 году, качество оставшихся на плаву судов хорошее, их делали на совесть, и даже после ремонта они приносили немалую пользу своим владельцам. Долговечность объясняется ещё и тем, что корпус был сварен из прочного алюминиево-магниевого сплава, который не поддается коррозии. Заклепки в 1973 году уже не использовались, а крылья изготовлены из нержавеющей стали и при должном уходе могли служить десятки лет.
Неустанные труженики на воде
После распада Союза строительство уникальных кораблей практически прекратилось. Часть устаревших экземпляров была порезана на металл, более современные модели с удовольствием покупали владельцы речных компаний для коммерческих перевозок пассажиров. Те, что остались в России, до сих пор верно служат после ремонта и модернизаций. Так, "Восход-23" с 2011 года неустанно трудится в Санкт-Перербурге.
Его переоборудовали в экскурсионный, и теперь на нем можно в уик-енд отправиться по стандартному маршруту из Санкт-Петербурга до Стрельны или Кронштадта. Наблюдать живописные пейзажи Финского залива в удобных авиационных креслах позволяют панорамные окна. Даже значительная скорость не мешает расслабиться и получить ни с чем не сравнимое удовольствие. Эти суда предлагаются и в аренду для прогулок со всем своим дружным коллективом или с друзьями. Стоит обратить внимание, что в плавание можно отправиться только в светлое время суток.
Мировая популярность корабля на крыльях
Ещё в советское время пассажирский теплоход "Восход" пользовался популярностью не только на родине, но и за рубежом. Эти суда поставлялись в 18 стран по всему миру. Они практически не подвергались переделкам, настолько хороши были технические характеристики этой серии. Привлекала покупателей маломерность, которая особенно была кстати на небольших водных пространствах. Вместимость теплохода "Восход" была не более 80 человек, она была удачной, ведь это почти автобус, и их покупали часто для замены автотранспорта.
Уже в 2002 году, после долгого перерыва, на судостроительном заводе было построено ещё три "Восхода" по заказу речной компании Connexxion. Плавсредством с достаточно непростым пилотажем управлять может команда из двух-трех человек, это качество тоже берется в расчет при покупке. Теплоходы серии "Восход" продавались в Канаду, Вьетнам, Нидерланды, Болгарию, Турцию, Таиланд, Венгрию. Некоторые из них до сих пор наплаву и исправно работают.
Воспоминания о легендарном теплоходе
Многие помнят эти крылатые корабли, особенно те, чья юность пришлась на время существования Советского Союза. Теплоход "Восход" отзывы получает хорошие за скорость, за удобство, за красоту и необычность. Для кого-то это теплое воспоминание из детства, когда под крымским солнцем на мокром песке рисовали контуры этих кораблей. А потом с восторгом махали вслед рукой проносившейся мимо машине. Даже сейчас, после многочисленных ремонтов, эти теплоходы завоевывают сердца тех, кто познакомился с ними уже в 2000-х.