Обособление деепричастий и деепричастных оборотов
Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.
Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.
Что такое обособление?
В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.
Примеры одиночных деепричастий
Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.
Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:
- Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
- Вернувшись, я застала дома сестру.
- Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.
Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:
- засмотревшись;
- вернувшись;
- не тренируясь.
На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:
- Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
- Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
- Она молчала, злясь, но труся.
Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.
Выделение запятыми одиночных деепричастий
Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:
- Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
- Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.
Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:
- Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
- Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
- Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.
Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении
Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:
- Таня примеряла тапочки не торопясь.
- По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.
В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом – "неторопливо".
Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").
Как образуется деепричастный оборот?
Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.
В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.
Примеры деепричастных оборотов
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:
- Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
- Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
- Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
- Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
- Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.
Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?
Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:
- Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
- Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
- Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
- Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.
В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:
- Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
- Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
- деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
- деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов – деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно. Не смущаясь – это деепричастие, а откровенно – наречие.
Запятыми не выделяются деепричастия в составе придаточного предложения, имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.
От чего следует отличать деепричастия
Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.
Выделяют следующие наречия:
- припеваючи;
- крадучись;
- шутя;
- молча;
- сидя;
- стоя;
- лежа и другие.
Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования деепричастного оборота и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко). В этих предложения используются наречия.
Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.
Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).
Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?
Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:
- Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
- Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
- Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-( -ющ-), -ащ-( -ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-( -ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.
Правила обособления деепричастий
- Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и союзные слова не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим.
- Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
- Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
- Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.
Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.
Как помочь ребенку закрепить изученный материал?
После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.
Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них знаки препинания. Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.
После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.
Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.