Преподобный Нил Мироточивый: житие и пророчества
В наши дни, когда идёт непрестанная борьба носителей истинных духовных ценностей с теми, кто пытается подменить их новомодными и подчас далёкими от христианского учения веяниями, особую актуальность прибрели пророчества, сделанные несколько веков назад великим подвижником и аскетом ─ преподобным Нилом Мироточивым. Его слова, рождённые личным опытом богопознания, возможно, помогут нынешнему поколению людей найти правильные духовные ориентиры.
Сирота из деревни Святого Петра
Из истории жизни преподобного Нила известно, что на свет он появился в конце XVI века (точная дата неизвестна) в южной части Балканского полуострова. Деревня, где находился дом его родителей ─ людей благочестивых и глубоко набожных, - называлась Айос Петрос тис Кинуриас. По-русски её принято называть просто деревней Святого Петра.
Осиротев ещё в отрочестве, Нил воспитывался своим дядей ─ иеромонахом Макарием, сумевшим жаром своего сердца восполнить отроку утерянное тепло родительской любви. Чутко прослеживая все движения души своего воспитанника, он умело направлял их на путь служения Богу, помогая при этом обогатить свой разум теми познаниями, которые помогли бы ему на этом нелёгком поприще.
Начало иноческого служения
Труды иеромонаха Макария не пропали даром, и юноша в короткий срок постиг не только грамматику греческого языка, благодаря чему, досконально изучил книги Священного Писания, но и проникся мудростью трудов святых отцов церкви. Достигнув подобающего возраста, Нил принял решение навсегда отвергнуть радости тленного мира и посвятить себя иноческому служению.
Исполняя своё намерение, он принял монашеский постриг и вскоре после этого был рукоположен вначале в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Совершив этот решительный шаг, определивший всю его дальнейшую жизнь, Нил Мироточивый вместе со своим достопочтенным дядей подвизался в одной из местных обителей, служа Господу и изнуряя плоть строгой аскезой.
Впервые на святой горе
Однако жажда духовного подвига, иссушавшая их души, была столь велика, что жизнь, которую они вели в стенах монастыря, не могла её утолить. Обоих непреодолимо тянуло туда, где горний мир находил своё земное воплощение. Одним из таких мест была гора Афон, уже много веков, почитавшаяся уделом Пресвятой Богородицы, или Её «вертоградом» (виноградником), как она сама сказала об этом святителю Николаю. Туда-то и направили свои стопы благочестивые иноки.
Прибыв на Афон, они прежде всего обошли находившиеся там монастыри, скиты и пустыни, выбирая место, в полной мере отвечавшее их духовным запросам. Вскоре Господь привёл иноков к незаселённой тогда и покрытой дикой растительностью части горы, издревле носившую название Святые камни.
Юридический аспект пустынножительства
Там, вдали от мира, наполненного грехом и соблазнами, они могли в полной мере предаться безмолвию и молитвенному подвигу. Однако прежде чем соорудить кельи, дядя с племянником отправились в Лавру и испросили благословения её настоятеля, ведавшего, кроме всего прочего, вопросами распределения земельных участков между теми, кто искал спасения на святой горе.
Видя искренность и чистоту намерений своих просителей, игумен великодушно благословил их, подкрепив слова документом на право пользования землёй. В свою очередь, иеромонах Макарий передал ему некую сумму денег, как бы выражая тем свою глубокую признательность и сыновью покорность.
Отход ко Господу иеромонаха Макария
Став, таким образом, собственниками земли, Нил Мироточивый и его спутник приступили к её расчистке от леса, густо покрывавшего склон горы. Много трудов пришлось приложить боголюбивым родственникам, прежде чем на месте, где ещё недавно непроходимой стеной стоял лес, появились их кельи. Но упорство, подкреплённое непрестанной молитвой, как известно, способно творить истинные чудеса.
Вскоре после завершения работ Господь призвал в Свои небесные обители иеромонаха Макария, и племянник остался один, став его достойным наследником и преемником на пути стяжания духовного совершенства. Долгие дни и ночи проводил он в молитвах, прилагая усилия к тому, чтобы окончательно слиться в духовном единении с Отцом Небесным. Для этого, кроме внутреннего настроя, необходимы были и внешние факторы, первым из которых было полнейшее уединение от людей, а его-то часто и не хватало.
Жажда полного одиночества
Весть о новом подвижнике, спасавшемся среди лесных зарослей, быстро облетела афонские монастыри, и к нему потянулись иноки, исполненные почтения к аскетическому житью новоприбывшего, и желавшие поделиться с ним духовным опытом. Это сильно отвлекало Нила Мироточивого от его молитвенного пребывания в Горнем мире, а враг рода человеческого насылал раздражение, проявление которого, как известно, является большим грехом, и сводит на нет многие труды на пути духовного возрастания.
Чтобы избежать дьявольских сетей и расчистить себе путь ко спасению, благочестивый пустынник решил переселиться в иное место ─ такое, где его уединение не будет потревожено ничьим присутствием. Оставив едва обжитую келью, отшельник снова отправился в путь, и очень скоро нашёл желаемое.
На горной круче
Это было совершенно дикое место, представлявшее собой небольшую пещеру, вход в которую был едва заметен среди диких скал. Её расположение, а также пропасть, начинавшаяся в нескольких метрах от входа в пещеру, делали убежище непреступным не только для людей, но и для диких животных. Подобно тому, как многие христианские святые искали на путях земной жизни возможно больших трудностей, преодоление которых приближало их к вратам рая, так и преподобный Нил, презрев все опасности, избрал местом своего дальнейшего пребывания пещеру, более напоминавшую приют горной птицы, нежели человеческое жильё.
Именно в ней провёл он остаток своих земных дней, изливая тёплые слёзы любви к Богу и свершая великие подвиги в борьбе с дьявольскими искушениями. До последнего вздоха терпел афонский отшельник тесноту, голод и различные иные телесные муки, созерцая перед собой небесные видения и ликостояния ангелов. Навеки сокрыта от нас повесть о том, сколько всего ему пришлось пережить. Лишь всевидящий Господь да святая гора Афон знают цену, которую подвижник уплатил в этой жизни за ключи от райских врат.
Мироточащие скалы
Наконец, в 1651 году настал конец земной жизни святого отшельника, и всемилостивый Господь призвал его в Своё Небесное Царствие. Настоятель Лавры узнал об этом событии из своего ночного видения, и на следующее же утро послал иноков, совершить погребение бренных останков святого праведника. Братья с большим трудом поднялись по отвесному склону горы к убежищу, где на камнях лежало бездыханное тело, и, ископав в пещере могилу, совершили погребение.
Житие Нила Мироточивого, составленное вскоре после его канонизации, повествует о том, что вскоре после своего блаженного успения он был прославлен Господом, явившим чудо мироточения из стен пещеры, служившей ему прибежищем в течение долгих лет.
Ароматная маслянистая жидкость, обладавшая целительными свойствами, изливалась столь обильно, что, стекая по горному склону, устремлялась к прибрежной полосе и там смешивалась с морскими волнами. Для сбора чудодейственного состава на Афон в те дни съезжались паломники со всего православного Востока. С того времени преподобный Нил был наречён Мироточивым, и вскоре последовала его официальная канонизация. Русская православная церковь отмечает его память дважды в год: 7 (20) мая и 8 (21) июня.
Дар прозорливости, ниспосланный Богом
Проведя долгие годы в пещерном уединении, святой отшельник оставил после себя богатое литературное наследие, посвящая свободное от молитв время написанию сочинений аскетического характера. Особое место в них уделено там Божественным откровениям, которые он восприял в качестве награды за своё подвижничество.
Как это нередко бывало в истории христианства, Господь ниспослал Своему верному рабу великий дар прозорливости, позволявший внутренним взором охватывать картины будущей жизни, уготованной людям. Многие из них послужили основой для написания знаменитых пророчеств Нила Мироточивого.
Но главные свои пророчества афонский пустынножитель сделал, более чем через полтора столетия после своей кончины. В период с 1813-1819 гг. он многократно являлся в ночном видении благочестивому святогорскому иноку Феофану, который каждый раз, восстав поутру, добросовестно записывал услышанное. Так достоянием православного мира стало собрание пророчеств, неоднократно издававшееся отдельной книгой, и получившее название «Посмертные вещания Нила Мироточивого».
О заступничестве Царицы Небесной
Среди них приводятся, в частности, высказывания святого о том, что уже близки те времена, о которых Господь говорил, что, придя в мир, может не обрести в нём верующих. Но даже и в столь губительные времена преподобный Нил возвещал всем, ищущим спасения души, о неиссякаемой силе Покрова, простираемого над миром Пресвятой Богородицей.
Залогом же спасения, по его словам, являлся чудотворный Иверский образ Царицы Небесной, хранившийся на Афоне. Преподобный Нил заповедовал братии не покидать святую гору до тех пор, пока эта икона с ними. Если же она по каким-либо причинам покинет Лавру, то и все благочестивые иноки должны незамедлительно уйти из неё. К сожалению, жизнь современного общества во многом стала подтверждением того, что содержат в себе пророчества Нила Мироточивого.
«Антихрист близок как никогда»
Афонский подвижник весьма подробно открывает нам время явления в мир антихриста и сообщает о тех общественных явлениях, кои будут предшествовать его приходу. Значительное место в своих пророчествах он уделяет описанию анархии, которой суждено будет охватить мир в его последние времена, о всеобщей развращённости, вытеснившей из людских сердец добрые начатки нравственности, а также том ожесточении, которое принесёт людям принятие антихристовой печати.
Предтечи антихриста
Одной из важнейших мыслей преподобного является утверждение того, что предтечей появления на земле антихриста будут сребролюбие и жажда плотских наслаждений, переполнившие сердца людей и вытеснившие из них всякое стремление ко стяжанию вечной жизни.
Преподобный Нил Мироточивый в своих рассуждениях напоминает потомкам о явлении на берегах Иордана Предтечи Господнего Иоанна Крестителя, много лет изнурявшего плоть в пустыне и отринувшего все земные радости перед тем, как возвестить людям о близости Того, Кто изымет их из рук вечной смерти.
Вслед за этим он рисует картины того, как алчность и сладострастие завоёвывают мир, являясь провозвестниками антихриста и создавая тем самым почву для отвержения Закона Божьего и отрицания Спасителя. Но даже и в этом случае, по словам преподобного, не все погибнут, а лишь те, кто добровольно покорится власти антитипа (этим термином он обозначает всё, что предшествует явлению антихриста).
Сын прародителя лжи
Явившись же в мир, антихрист начнёт являть людям всякие знамения и чудеса, поражая их воображение, заставляя поверить в свою божественность. Внешне этот враг рода человеческого будет подобен кроткому и смиренному агнцу, внутренней же своей сущностью ─ хищному волку, жаждущему крови. Его пищей будет духовная гибель людей, отдавших предпочтение страстям мира сего и затворившим для себя врата Царствия Божьего.
Особенного же размаха достигнут при конце света такие пороки, как забвение веры, любостяжание, зависть, осуждение, вражда, ненависть, прелюбодейство, похвальба блудом, мужестрастие и ещё целый ряд подобных им грешных устремлений искалеченных человеческих душ. Всё это зло станет живительной пищей, придающей антихристу новые силы.
В противоположность тому, как Иисус Христос явился в мир, чтобы творить волю пославшего Его Бога Отца, так и антихрист окажется на земле для исполнения воли своего отца, коим, без сомнения, является дьявол. От него, прародителя лжи, он воспримет способность затмевать взоры людей обманом своих льстивых слов. Это в конечном итоге приведёт его на вершину земной власти, и даст возможность править человечеством, точнее, той его частью, которая поддастся его хитроумным измышлениям. Находясь на гране погибели, они будут наивно полагать, что ведёт их вперёд Христос Спаситель.
Предсказание будущей российской трагедии
Очень многое из предсказаний Нила Афонского (так его нередко величают в церковной литературе) сбывается в наши дни, и даёт нам возможность воочию убедиться в истинности его высказываний. Достаточно привести лишь такой весьма характерный пример.
В конце октября 1817 года во время одного из своих ночных явлений монаху Феофану святой сказал, что минуют четыре двадцатипятилетия, и на значительной части православного мира иссякнет монашество. В те времена современники ни в коей мере не могли представить себе, насколько точно были предвозвещены события, последовавшие ровно через столетие в России, охваченной огнём большевистского переворота.
Подобных примеров можно привести немало. Все они иллюстрируют собой прозорливость ─ великий дар Божий, обретённый за деяния, которые подробно описаны в житии Нила Мироточивого, и передаются из уст в уста уже многими поколениями.