Ми-8АМТШ "Терминатор" - это автомат "Калашникова" в вертолетостроении
Именно автоматом «Калашникова» среди вертолетов назвал Ми-8АМТШ «Терминатор» заслуженный пилот Российской Федерации Вадим Базыкин. Надежный, безотказный, выносливый и живучий – так показал себя Ми-8 в условиях боевых действий в Афганистане и в других горячих точках. Простеленный корпус, дырявые лопасти, но вертолет Ми-8 возвращал бойцов на базу.
Портфель твердых заказов
Ми-8АМТШ «Терминатор» - безусловный лидер в портфеле заказов у холдинга «Вертолеты России». Тех заказов, которые подкреплены заключением контракта. В компании с ударным Ми-24 и военно-транспортными Ми-26, «Терминаторы» входят в состав более 500 машин для парка авиации армии России.
Транспортный штурмовик
Этот вертолет (экспортное название Ми-1771Ш) был разработан на Улан-Удинском авиационном заводе, на базе многоцелевой машины Ми-8АМТ. Его функционал – транспорт личного состава и грузов в боевых и спасательных операциях. Свою кличку "Терминатор" Ми-8АМТШ получил в 1999 году на выставке в авиационном салоне "Фарнборо" (Великобритания). На вооружение военно-воздушных сил России он поступил с 2009 года.
Летно-технические характеристики Ми-8АМТШ «Терминатор»
Габариты: длина без винтов — 18,99 м, высота без рулевого винта — 4,76 м, диаметр винта из 5 лопастей — 21,29 м, диаметр винта руля из 3 лопастей — 3,9 м.
Масса для взлета — 11 100 кг, максимально — до 13 000 кг.
Возможная нагрузка внутри грузовой кабины — 4 000 кг, на внешней подвеске — 4 000 кг.
Скорость — до 250 км/ч.
Максимальная высота полета — 6 000 м.
Дальность полета: с максимальной массой — 580 км, с двумя дополнительными баками — 1 065 км.
Экипаж состоит из трех членов: командира, штурмана и техника.
Изюминки «Терминатора»
Сдвижные двери, открывающиеся с двух сторон, и автоматизированная рампа – не единственные отличия вертолета Ми-8АМТШ «Терминатора» от вертолета многоцелевого назначения Ми-8АМТ, который был базовой моделью для конструкторов. «Терминатор» при необходимости может иметь комплекс вооружения такой же как на боевой машине Ми-24. А усиленная металлокерамическая броня и современная авионика делают его поистине боевым штурмовиком.
Авионика состоит из метеорадара, аппаратуры инфракрасной и спутниковой навигации, приборов ночного слежения для пилотов. А оборонный комплекс оснащен экранно-выхлопными устройствами и системой отстрела ловушек АСО-2В. Два турбовальных двигателя ВК-2500 обеспечивают повышенную мобильность и возможность огневой поддержки в сложных боевых условиях.
Задачи и цели
Благодаря своим характеристикам, Ми-8АМТШ может выполнить различные задачи:
- Тактический воздушный десант.
- Оперативное десантирование и воздушная разведка.
- Маневр войск в боевых условиях.
- Уничтожение боевых машин, зенитных и противотанковых средств как на передовой, так и в глубине позиций противника.
- Поиск экипажа воздушных средств, терпящих бедствие, и их спасение.
- Эвакуационные мероприятия.
Варианты комплектации
«Терминатор» является многоцелевым вертолетом и может быть использован в нескольких вариантах:
- Десантный. Возможна транспортировка 20-ти десантников, а с приставными сиденьями – 34-х бойцов.
- Транспортный. Перевозка груза до четырех тысяч килограммов: на внешней подвеске или внутри средства, с дополнительными баками для топлива или крупногабаритный груз в кабине с открытием рампы.
- Боевой. Размещается бомбардировочное или стрелково-пушечное вооружение.
- Санитарный. Можно разместить до 12 человек на носилках. Или 17 сидячих раненых и 3 на носилках.
- Перегоночный. Грузовой отсек кабины оснащается двумя дополнительными баками для горючего.
Арктический вариант
Холдинг «Вертолеты России», выполняя требования Министерства обороны, создал арктическую модификацию Ми-8АМТШ «Терминатор» с обозначением ВА. Эти машины предназначены для безангарной стоянки и запуска двигателей при температурах -60°С и ниже.
Специальная теплоизоляция и система обогрева, усиленная трансмиссия и вспомогательные силовые установки, а также цифровой автопилот для работы в условиях темноты полярной ночи или малоориентируемой местности – все эти качества были добавлены «Терминатору» по заказу Минобороны России для создания арктической группы войск.
При установке дополнительных емкостей для топлива, дальность полета Ми-8АМТШ-ВА достигает 1,4 тысячи километров, а его продолжительность - до семи часов.
Импортозамещение
Холдинг «Вертолеты России» предпринял все меры для устранения зависимости комплектации от иностранных поставщиков. И это даже улучшило характеристики машины. Двигатели ВК-2500 с мощной трансмиссией изготавливаются компанией «Климов» (Объединенная двигательная корпорация), что не только повышает надежность и простоту ремонта, но и значительно снижает стоимость авиамашин.
Силовая установка производства Украина АИ-9В заменена на российскую ТА-14 производства НПП «Аэросила». Спутниковая система навигации отечественного производства БМС позволяет осуществлять связь как в системе GPS, так и в отечественной ГЛОНАСС. Она включает также и метеолокатор с функцией вывода изображения в трехмерном пространстве. Керамометаллическая броня, являющаяся более стойкой менее тяжелой, по сравнению со стальной, тоже отечественного производства