Муниципальный уровень - это... Определение, особенности и история
Современная политическая система в России представлена несколькими уровнями власти. Распределение функций между ними закреплено законодательно, в том числе и в Конституции. Наиболее приближенным к народу представителем интересов населения является муниципальный уровень. Это избранные на конкретной территории лица и группы лиц, осуществляющие руководство делами муниципалитета.
Уровни власти
Правотворческой деятельностью в стране могут заниматься три ветви власти. Существование федерального, регионального и муниципального уровней закреплено в Конституции. Подготовка, планирование и принятие общегосударственных нормативных документов – функции высших ветвей власти. К ним относят Государственную Думу, Аппарат Президента, Правительство и другие структуры. В регионах есть свои избранные и назначенные органы власти, которые обеспечивают управление и контроль на определенных территориальных субъектах. К ним относятся не только области, но и республики, автономные области. Общее число субъектов РФ – 85.
Наконец, третий муниципальный уровень – это избранные народом представители, осуществляющие деятельность по разработке документов местного значения, взаимодействие с другими структурами, распределение финансов из собственного бюджета.
История
Истоки местного самоуправления зародились в России с появлением земств. Это произошло в 60-х годах XIX века. Чуть позже произошла городская реформа, появились отдельные структуры власти в городах. В земствах, в свою очередь, ареол действий распространялся только на сельскую местность. В большой стране такие реформы были необходимы, потому что назначенные из центральных регионов управляющие не могли знать проблем, существующих на территории за сотни и тысячи километров. Жизнь в сельской местности разительно отличалась от жизни в столице. Из-за этого возникали недопонимание, отсутствие подчинения столичным законам.
По новым правилам органы власти в провинции стали выбираться из местных жителей (по большей части – землевладельцев). Существовала довольно сложная избирательная система. На управы возлагалось ведение хозяйственными делами, в том числе по организации образования, больниц, сбора налогов. Реализация реформы происходила очень медленно, к началу XX века еще не во всех губерниях страны появились местные выборные органы.
Современное состояние
В 1993 году после принятия Конституции РФ понятие муниципальной власти претерпело существенные изменения. Ее перестали относить к государственным структурам. Появились новые функции и компетенции. Под муниципальным образованием подразумевается не только сельское поселение, но и городское, а также отдельный округ или район внутри города. Оно вправе распоряжаться собственным бюджетом, организовать сборы налогов, обладать собственностью. В обязанности стала входить охрана общественного порядка.
Определение
Муниципальный уровень – это низший из трех, на нем демонстрируется воля народа. При этом избранные органы обязаны действовать в рамках закона и согласовывать свои действия с властью вышестоящей. Лишь некоторые вопросы органы самоуправления способны решать самостоятельно. Определения «местный» и «муниципальный» в российском законодательстве используются как синонимы.
Население района, где действует тот или иной орган местной власти, активно привлекают к голосованию, участию в разработке новых актов, законов. Муниципальное образование обязано иметь свой Устав, существование которого закреплено законодательно на федеральном уровне. В нем перечислены должностные лица, между ними распределены полномочия, указан порядок принятия нормативных актов и все, что касается местного бюджета.
Функции
Органы на муниципальном уровне выявляют и решают те или иные вопросы местного значения. На решение этих проблем могут выделяться бюджетные деньги, поступающие частично с налогов, а отчасти через государственные дотации. В числе функций – разработка проектов благоустройства территории. В обязанности местных властей входит и обеспечение порядка на улицах, организация культурных мероприятий для населения. К полномочиям относится также распределение финансов из собственного бюджета на те или иные нужды.
Существует множество объектов, относящихся к муниципальной собственности. Это предприятия по ремонту и строительству, образовательные учреждения, некоторые торговые фирмы и склады, больницы, спортивные организации.
Роль
Существование в стране муниципального уровня – это один из признаков демократии. Именно при демократическом режиме народ способен диктовать свои условия, влиять на политическую систему в целом. Это влияние осуществляется через местные органы власти, которые являются важным посредником в этой цепи. Таким образом о назревших внутриполитических проблемах узнает верхушка власти и планирует дальнейшие преобразования, учреждает новые законы, распределяет бюджетные отчисления на нужды регионов.
Выборные органы обязаны ориентироваться на местные традиции и обычаи, учитывать интересы народов и национальностей, проживающих на территории. Немаловажное значение имеет и история края. Учитывается опыт прежних лет при разработке новых проектов, планов развития района. Органы местного самоуправления нацелены на установление социальной стабильности, спокойной обстановки в обществе.
Бюджет муниципального уровня
Местные органы власти имеют полномочия по сбору налогов с населения. В их числе сбор денег за использование земель (например, за участки гаражного кооператива или садовые). Кроме того, это налоги на рекламу, наследование, имущественный и лицензионный. Помимо налоговых сборов, существуют и другие пути поступления финансов в местный бюджет: различные штрафы, подоходный налог с предпринимателей, госпошлины. Частично и федеральные налоги распределяются между бюджетами муниципальных образований: определенный процент с акцизов на алкогольные напитки, с сельского хозяйства и другие. Есть специальная система помощи местным властям в виде государственных дотаций и субсидий, есть также специальные кредиты для подобных нужд.
Основной статьей расходов местных денег является обеспечение исполнения федеральных нормативных актов и требований государства. Значительные суммы идут на содержание бюджетных учреждений: школ, больниц, детских садов. Остальные расходы связаны непосредственно с решением местных вопросов и содержанием самой организации. Деньги из бюджета распределяются на зарплаты работникам муниципального образования, содержание органов, обеспечивающих безопасность, развитие ЖКХ и местных СМИ, благоустройство местности, проведение выборов. Финансы поступают также на развитие транспортной системы и улучшение дорожного покрытия. В случае возникновения дефицита бюджета, местные органы могут запросить кредит у коммерческих организаций или приступить к распродаже имущества.
Взаимодействие с другими уровнями
Государственный и муниципальный уровни власти взаимодействуют между собой. Принятые местными властями нормативные акты регистрируются и записываются в специальный документ, ведение которого закреплено за федеральным органом власти. Эти акты не должны противоречить законодательству, ни федеральному, ни региональному.
Территориальная близость регионального и муниципального уровня сказывается на их тесных взаимоотношениях. Муниципалитет должен учитывать мнения властей региона, но при этом заниматься своим кругом вопросов. Зачастую на этих уровнях возникают конфликтные ситуации, связанные с распределением финансов в разные бюджеты.