Городская реформа Александра II в 1870 г. Суть городской реформы
Знаменитая городская реформа Александра II была проведена в 1870 году. Она стала частью коренных преобразований в российском обществе, наступивших после поражения в Крымской войне. До этого момента города страдали от чрезмерной административной опеки чиновников. Реформа дала им свободу в управлении хозяйством, экономикой, безопасностью и т. д.
Предпосылки
Подготовка проекта реформы городского управления началась в 1862 году. Согласно циркуляру министра внутренних дел Петра Валуева началось учреждение локальных комиссий, в которых обсуждался вопрос необходимости преобразований.
Эти временные органы работали три года. Городская реформа продолжилась, когда в 1864 году комиссиями был подготовлен общий проект, который должен был распространиться на все города империи. На следующем этапе планировалось рассмотрение этого документа Государственным советом. Однако 4 апреля 1866 года произошло покушение Каракозова на жизнь Александра II. Неудавшийся теракт внес смуту в умы чиновников. Проект забуксовал.
Принятие проекта
После длительной паузы Государственный совет, наконец, вернулся к рассмотрению черновика реформы. Очередная комиссия пришла к выводу, что вводить всесословное избирательное право слишком опасно. Долгие споры закончились принятием системы, скопированной у Пруссии. В этом германском королевстве действовали три курии, которые составлялись из налогоплательщиков, разделенных на классы согласно их отчислениям в бюджет.
Такую же систему приняли и в России. Городская реформа 1870 года в итоге сводилась к следующему. Местная дума избиралась жителями, разделенными на курии. В первой из них пребывало всего несколько десятков самых богатых граждан, плативших больше всего налогов. Таким образом, дюжина зажиточных жителей получила представительство равное представительству среднего класса и огромной массы людей с малым доходом (они могли исчисляться сотнями и тысячами). В этом смысле городская реформа Александра 2 оставалась достаточно консервативной. Она вводила принципы демократии в саморегулирования, однако дума все равно составлялась исходя из социального неравенства жителей.
Органы городского управления
Согласно принятому положению городская реформа Александра 2 вводила городские общественные управления (думу, избирательное собрание и городскую управу). Они ведали хозяйственной жизнью, организовывали благоустройство, следили за пожарной безопасностью, обеспечивали население продовольствием, устраивали кредитные учреждения, биржи и пристани.
Городская реформа 1870 года учредила избирательные собрания, основная функция которых заключалась в избрании гласных в думу. Срок их полномочий составлял 4 года. Согласно новым нормам членом думы мог стать каждый гражданин, у которого были избирательные права. В этом правиле были и исключения. Например, количество нехристиан в думе не должно было превышать трети гласных (т. е. депутатов). Также евреи не могли занимать кресло городского головы. Таким образом, в основном избирательные ограничения носили конфессиональный характер.
Полномочия думы
Кардинальная городская реформа, суть которой заключалась в даровании городам самоуправления, сводилась к перераспределению полномочий властных институтов. До того все распоряжения делались из централизованного органа и одного чиновничьего аппарата. Такое управление отличалось крайней неэффективностью и застойностью.
Городская реформа привела к тому, что дума получила полномочия назначать разных должностных лиц. Также она теперь регулировала установление, уменьшение и увеличение налогов. В то же время расходы на содержание этого представительного органа находились в ведении губернатора. Заседания назначались по желанию хотя бы пятой части гласных. Кроме того, думу мог созвать городской голова или губернатор. Эти органы самоуправления появились в 509 городах.
Другие особенности реформы
Помимо всего прочего, дума определяла состав городской управы. Этот орган, в свою очередь, заведовал составлением смет, сбором сведений для гласных, взиманием и расходом сборов с населения. Управа отчитывалась перед думой, но в то же время имела право признать решения представительного органа незаконными. В случае конфликта между этими двумя институтами власти в ситуацию вмешивался губернатор.
Избиратели думы не могли быть судимыми или находиться под следствием. Вводился возрастной ценз (25 лет). Понижение в правах ждало снятых со службы государственных чиновников. Также своего голоса лишались граждане, имевшие недоимки по сбору налогов. Предварительные списки избирателей согласно разделению на курии составлялись думой. Городской голова назначался из числа гласных. Этот выбор делал губернатор.
Значение
Важнейшая городская реформа привела к началу небывалого промышленного и торгового развития городов. Связано это было с тем, что в провинции вовсю заработали механизмы рыночной экономики. Теперь город мог сам решать, на что и как тратить свои деньги. Такое самоуправление было в разы эффективнее прежней костной административной модели.
Наконец, городская реформа Александра Николаевича позволила жителям страны узнать, что такое гражданская активность. До этого у мещан не было рычагов для управления родным домом. Благодаря наступившим преобразованиям ситуация коренным образом изменилась. Рост гражданского самосознания стал основой зарождения новой отечественной политической культуры.