Игры на внимание для детей
Игра – основной вид деятельности маленького человека. Через игру он учится, подражает взрослым и героям сказок. Игровая форма обучения – это самый лучший способ для развития внимания, памяти, мышления. Для каждого возраста существуют свои игры на внимание, в которых учитывается уровень развития ребенка, его навыки и умения.
Что такое внимание
Внимание – это способность человека сконцентрироваться на чем-либо. Оно может быть непроизвольное – возникающее само собой, неосознанное, и произвольное – осознанное, когда человеку необходимо приложить усилие, чтобы сосредоточиться. Произвольное внимание очень важно для учебы и работы, поэтому начинать развивать его необходимо еще в детстве, до того момента, когда ребенок пойдет в школу. Для этого родители, воспитатели и педагоги используют специальные развивающие внимание игры для детей.
Особенности внимания у детей раннего возраста
В раннем детстве у ребенка развито только непроизвольное внимание. Он реагирует на яркие, шумные раздражители. Малышу нравятся игрушки, привлекающие своим ярким цветом, которыми он может манипулировать и изменять их форму и внешний вид. Пока еще он может смотреть на интересующий его предмет или играть с ним не более 3-5 минут, быстро отвлекается и переключает внимание, как только в поле зрения появляется другой интересный объект или взрослый человек. К концу первого года жизни ребенок может манипулировать несколькими предметами, стучать одной игрушкой о другую, складывать маленькое ведерко в большое. Уже в этом возрасте можно включать в его деятельность самые простые игры на развитие внимания. Не упустите этот момент.
Овладение ходьбой также очень способствует развитию произвольного внимания: игры становятся разнообразнее, малыш теперь может сам передвигаться, куда хочет, и, таким образом, в поле его деятельности может быть задействовано больше предметов и объектов.
Особенности внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
После 3 лет ребенок начинает активно осваивать и использовать речь. Теперь он может правильно реагировать на просьбы, обращенные к нему, использовать речь в управлении своим вниманием и привлекать к себе окружающих его людей.
В дошкольном возрасте внимание становится более устойчивым, теперь ребенок может заниматься одной и той же деятельностью, не отвлекаясь около 15 минут. В этом возрасте его привлекают люди, книги и разнообразная деятельность, а не только яркие объекты.
Произвольное внимание и его избирательность у старших дошкольников и младших школьников уже полноценно сформированы, но еще недостаточно развиты его свойства, такие как распределение и переключение, а они очень важны для дальнейшей учебной деятельности. Поэтому нужно в обязательном порядке заниматься с ребенком и играть с ним в разнообразные игры на развитие внимания.
Почему ребенку сложно сосредоточиться
Занятия в школе и выполнение домашних заданий требуют от ребенка длительного сосредоточения и концентрации. Для многих детей это, к сожалению, является большой проблемой. Они часто отвлекаются сами и мешают другим ученикам в классе, вызывают недовольство учителя. А дома, выполняя домашние задания, ищут причины для частых перерывов: им постоянно хочется покушать, попить, сходить в туалет, поспать. В результате может появиться головная боль, тошнота, боли в животе. Другими причинами рассеянности и трудностей с концентрацией внимания могут стать анемия, аденоиды, болезни при которых мозг недостаточно снабжается кислородом. Нужно всегда внимательно относиться ко всем подобным симптомам. Может, ребенок не придумывает, может, ему действительно плохо.
А чтобы таких неприятностей не возникало, требуется своевременно обращаться к врачам и заниматься с ребенком, развивая его память, мышление и усидчивость. Игра – лучший способ развить внимание в детском возрасте.
Игры для детей раннего возраста
Играми на внимание с самыми маленькими являются всевозможные потешки, например, всем известная «Сорока, ворона…» Взрослый нараспев читает потешку и водит пальцем по ладошке, а затем загибает пальчики малыша. Во время игры тренируется способность сосредотачиваться и умение слушать. Чтение небольших простых сказок тоже отлично тренирует эти навыки.
К самостоятельным играм, развивающим внимание, можно отнести нанизывание колечек на основание пирамидки, даже если кольца нанизываются не по порядку, складывание башни из кубиков, игра с матрешками и пирамидкой из стаканчиков. Даже простое наблюдение за животными или птичками на прогулке отлично развивает внимательность.
Игры для дошкольников
Игры на внимание для детей младшего и старшего дошкольного возраста отличаются от предыдущих содержанием и формами. Дошколята очень любят подвижные игры.
Игра «Про ножки и ноги» требует от ребенка повторения движений в определенном темпе. Она развивает такие свойства внимания, как объем и переключение.
Большие ноги шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ!
Когда речь идет про большие ноги – нужно растягивать слова и делать медленные движения, а когда про маленькие ножки – то проговаривать текст и двигаться нужно быстро.
Кроме подвижных игр в этом возрасте можно играть и в другие интересные, полезные и развивающие внимание и память игры на классификацию предметов. Например, ведущий просит назвать фруктовые деревья (игра «Сад») или овощи (игра «Огород»), разложить картинки или игрушки по цвету, форме, назначению.
Игра «Отгадай-ка» заключается в том, чтобы дети отгадали загаданный предмет, не видя его, а только по его описанию, или сами описали то, что загадали.
Игра «Что напутал художник» состоит из карточек, на которых нарисованы картинки-небылицы. От ребенка требуется назвать все несоответствия на картинке и придумать по ней рассказ.
Игра «Зашумленные картинки» представляет собой изображение переплетающихся линий, за которыми скрыты изображения предметов. Требуется найти и назвать все спрятанные предметы.
Для игры «Сколько?» понадобится рассказ, сказка или стихотворение, в которых по сюжету присутствуют какие-либо числа. После прочтения ребятам задаются вопросы по содержанию произведения, начинающиеся на слово «Сколько». Например, прочитав сказку «Семеро козлят», нужно спросить, сколько козлят было у козы.
Игры на внимание, логику и память для младших школьников
Групповая игра «Выполни приказ» подходит для целого класса, она развивает внимательность и память. Ребята выстраиваются в классе по очереди для получения приказа. Ведущий находится в коридоре. К нему выходит первый игрок и получает от него устный приказ. В приказе должны содержаться требования выполнить определенные действия, их должно быть не менее трех - чем больше, тем сложнее и интереснее играть. Приказ зачитывается ведущим один раз. Затем первый игрок вызывает второго и рассказывает ему требования приказа по памяти и уходит в класс выполнять задания полученного приказа, а из класса выходит следующий и получает приказ от второго игрока, и так далее, до тех пор, пока все игроки не услышат требования приказа и не выполнят их. Побеждает тот, кто последним наиболее правильно передаст все требования оригинального приказа – он и становится новым ведущим.
Игра на внимание «Задание наоборот» хорошо тренирует распределение внимания. Школьники сидят за столами, взрослый ведущий находится позади всех, дети не смотрят на него. Он в случайном порядке дает всего две команды «Слово» и «Линия». При слове «Линия» необходимо написать какое-то определенное заранее слово, например, «зима», а по команде «Слово» - начертить прямую линию. Побеждает тот, кто допустил меньше ошибок. Очередность команд нужно заранее написать на листке, чтобы потом проверять правильность выполнения задания.
Игры-песенки
В детских садах часто проводятся музыкальные занятия, на которых девочки и мальчики не только учатся петь, танцевать и ритмично двигаться. На подобных занятиях детей учат быть внимательными, ведь каждой фразе в песенке соответствует определенное движение, которое необходимо выполнить. Ну и, конечно же, развивается память – дети быстро запоминают незамысловатые слова песен и могут без музыкального сопровождения поиграть в нее уже дома: с родителями, братишками, сестренками и даже бабушками и дедушками. Главное – не отказывать ребенку в просьбе поиграть с ним во что-то, развивающее и внимание, и память.
В игре «Заинька, выходи!» требуется выполнять движения, о которых поется в песенке. Малыши с удовольствием выполняют данные задания.
Музыкально-ритмическая игра, развивающая внимание, «Кап-кап» на музыку и слова Л. Мочаловой – это еще одна песенка–игра, которая очень нравится деткам.
Занятия по специальным пособиям
Для домашних занятий по подготовке к школе, для развития, памяти, логики, мышления можно купить специальные рабочие тетради. В них содержатся разнообразные мини-игры на внимание и память, упражнения, которые дети выполняют самостоятельно или с помощью взрослого. Все задания постепенно усложняются. Ребенок выделяет лишний предмет, ищет различные закономерности, рисует по точкам или клеточкам, дорисовывает рисунки, тем самым не только развивает произвольное внимание, но и мышление, зрительное восприятие и готовит руку к письму.
Для занятий в детских учреждениях используют готовые комплекты упражнений, тестов и игр для развития памяти, логики, мышления.
Как придумать игру для ребенка из подручных средств
Игры для детей, развивающие внимание, логику, мышление, память не обязательно покупать в магазинах. В каждой семье найдутся подручные средства для изготовления занимательных игр. Приобретя две одинаковые раскраски, можно раскрасить одинаковые картинки с несколькими отличиями и дать ребенку найти их – получилась игра «Найди отличия».
Используя крупный текст в журнале или газете, можно попросить ребенка, который знает буквы, обвести какую-то определенную кружком. В следующий раз можно усложнить задание, попросив найти несколько букв: одну букву обводить в кружок, а другую перечеркивать, и так далее.
Любую детскую книжку с красочными иллюстрациями можно использовать как игру, развивающую внимание. Попросите ребенка описать картинку или найти героя по вашему описанию.
Картинки из журналов – отличное пособие для игр
Не стоит выбрасывать прочитанные журналы, они могут пригодиться для игр с ребенком. В них много ярких красочных картинок, которые можно вырезать и использовать в заданиях на классификацию предметов. Если картинка испортится, ее не жалко будет выбросить и вырезать новую.
Вырезанные машины из журналов про автомобили можно раскладывать по цвету, по размеру, и даже по моделям, если ребенок в них уже разбирается.
Женские журналы будут интересны девочкам. В них много рекламы косметики. Если мама пользуется тушью, помадой или кремом, то девочка обычно знает, что для чего предназначено. Вырезав картинки, можно попросить дочку разложить их по определенным признакам.
Кулинарные журналы тоже отлично пригодятся для игры на внимание с детьми. Вырезав картинки с продуктами, посудой, готовыми блюдами можно придумать много интересных заданий. Маленький поваренок будет рад сложить овощи в кастрюлю и сварить суп, приготовить компот из красных ягод или украсить фруктами нарисованный торт.
В журналах для мам обычно есть вкладка для детей с интересными заданиями. Их тоже можно смело использовать для развития памяти, мышления.
Любые занятия с детьми по подготовке их к школе должны быть систематическими. Никогда не отказывайтесь от выполнения этих упражнений, всегда тщательно объясняйте задания и помогайте, если малыш не справляется, не ругайте за промахи и обязательно хвалите его за все успехи!