"Сдача" или "здача", как правильно писать? Объяснение и толкование

Стало привычным говорить о кризисе образования в России. Конечно, здесь не о высшем речь, а о среднем, школьном. С первым у нас как раз проблем нет. Согласно процентному соотношению, Россия – самая образованная страна: у нас больше всего людей в мире с высшим образованием. Есть чем гордиться. Но все равно возникает вопрос, «сдача» или «здача». Разберем последнее подробно.

Бич современности – правило: «как слышится, так и пишется»

Наверное, не будет преувеличением сказать, что главная характеристика нынешнего человека – это лень. Высокие технологии сделали нас малоподвижными: мы предпочитаем смотреть кино дома, а не в кинотеатре, читать книги с монитора, а не на бумаге, хотя у этого есть и экономическая причина. И печальнее всего то, что мы ленимся думать. Ведь вопрос, как правильно: "сдача" или "здача", возникает именно потому, что люди не утруждают себя заглянуть в словарь и увидеть там, что никакой буквы «з» нет в описываемом слове ни при каких условиях. Но критиковать мы все горазды. Лучше исследуем, почему возникает трудность.

Трудное, но полезное правило

Самое первое, что следует запомнить: приставки «з» в русском языке не существует. Сомневающегося человека может смутить следующее правило: буква «з» пишется в приставках перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и гласными, а буква «с», соответственно, перед глухими согласными (п, ф, к, т, ш, с, ч, щ, ц, х).

Конечно, без самих приставок и примеров нельзя обойтись, вот они главные герои повествования (сначала «звонкие», потом «глухие»):

  • без-;
  • раз-;
  • из-;
  • воз-;
  • вз-;
  • низ-;
  • чрез-.

Примеры: безответная любовь, разодетая свекровь, избавитель, возвращение, взлет, низвергаетесь, чрезмерность.

Далее – не то чтобы антагонисты, но побратимы:

  • бес-;
  • рас-;
  • ис-;
  • вос-;
  • вс-;
  • нис-;
  • чрес-(черес-).

Примеры: растолкать, истолковать, восходить, вскармливание, ниспадать, чересчур.

Примечания к правилу

Они не менее важны, чем само правило, более того, именно в них скрыт ответ на вопрос, как пишется, «сдача» или «здача».

  1. Правило не распространяется на приставку «с». Она не уступает никому места, ей совершенно все равно, какая буква после нее, звонкая или глухая. Пример: «Сгори, но сделай, сработай все до конца». Все глаголы в предложении подтверждают исключение.
  2. Приставка «с» входит в состав следующих слов: «несдобровать», несдержанный», «несговорчивый» (естественно, перечень неполный). В этом случае опасность другого рода: можно ошибиться не только с «з», но и перепутать с приставкой «нис». Но морфемный разбор, например, последнего слова («несговорчивый») придет на помощь: тут приставки «не» и «с», «говор» – корень, «чив» – суффикс, «ый» – окончание. Основа слова, как известно, это все, кроме окончания.
  3. Примечание №3 не относится к теме непосредственно, но из правил пунктов не выкинешь, поэтому стоит помнить об одном нюансе: не следует путать корень «низ» и приставку «низ». Например: «низкорослый хоббит», но «низложение короля».
  4. Последнее, крайне важное для нас обстоятельство: слова, в которых буква «з» – часть корня, под правило не подпадают. Эти исключения всем хорошо известны: «здание», «здесь», «здоровье». У последнего термина множество производных, о которых тоже стоит помнить.

Надеемся теперь, вопрос, как писать, «сдача» или «здача», отпадет сам собой.

Как запомнить?

Русский язык – один из самых сложных. Поэтому заранее можно пожалеть тех, кто не осваивал родной язык в школе, а иностранцам остается пожелать больше рвения и любви к «великому и могучему». Никаких особенных приемов здесь не требуется. Алгоритм такой:

  1. Надо понять морфемный состав слова, то есть вызывающая сомнения буква – часть корня или приставка? Если второе, то посмотреть, на глухую или звонкую букву начинается корень, соответственно: если глухая согласная, то пишется «с», если звонкая согласная или гласная – «з».
  2. Тем, кому не нужно решать трудной задачи под первым номером, а мучает вопрос: "сделать" или "зделать", "сдача" или "здача", нужно только вспомнить примечания к общему правилу. И осуществить правильный выбор. И да, здесь же стоит помнить, что отдельной приставки «з» нет в русском языке.

Хотелось бы сказать читателю, что можно обойтись без зубрежки, но нам совестно его обманывать. Врожденной грамотностью (о ней речь чуть ниже) обладает мало людей, остальным знание достается трудом и терпеньем.

Врожденная грамотность: миф или реальность?

Простите за штамп в заголовке, но тут он как нельзя кстати. Довольно много людей считают, что существует врожденная грамотность. Но, как бы ни было обидно, термин неверный. Лучше заменить прилагательное на «интуитивная». Можно развить в себе интуитивную грамотность. То есть человек сможет, не заглядывая в словарь, сказать, какой вариант верный: «сдача» или «здача» денег, к примеру. Образованный человек испытывает бессознательную тревогу: во втором слове есть какой-то изъян. Но с подобным знанием не рождаются. Люди с раннего детства читают, за годы тренировок у них формируется языковое чутье. Последнее и называется врожденной грамотностью. И даже те, кто утверждают, что они обладают подобной «суперспособностью» просто забыли или не берут в расчет свое детское чтение. Правда, кажется, что как бы феномен ни назывался, он распространяется только на орфографию: человек, который много читает, запоминается правильное графическое изображение слов. Но с пунктуацией справиться значительно труднее: слишком много тонкостей. Поэтому просто нет другого выхода, кроме как учиться и учиться, осваивать родной или иностранный русский язык.

Комментарии
Всю жизнь мучаюсь с правописанием. Ходил в школе к логопеду. Я как слышал, так и писал. Посещение логопеда результатов не дало, хотя с возрастом какие-то слова просто запомнились как правильно. Помню писал ПаТштет, и говорил также..