Как составить ребус в картинках. Основные правила составления ребуса

Что дети любят, наверное, даже больше, чем компьютерные игры? Конечно, загадки и ребусы! Когда родители не в состоянии после работы играть со своим чадом, можно вспомнить про такой старинный способ развлечения. Составить ребус для детей совсем несложно, это требует совсем немного времени, а главное – помогает ребенку умственно развиваться.

Основные правила

Напомним, что ребус – это некая картинка, в которой зашифровано слово. Изображение основного предмета (или предметов) сопровождается подсказками в отношении того, что должно получиться в итоге. В качестве таких деталей могут фигурировать цифры, буквы, знаки препинания и многое другое.

Названия предметов, изображенных на картинке, приводятся в именительном падеже. Все символы, которые ребенок видит в загадке, что-то обозначают, т. е. в каждом знаке нужно уметь найти свой собственный смысл. Посмотрим теперь, как составить ребусы в картинках по всем правилам.

Двойственность

Было бы слишком скучно изображать желаемое слово напрямую, одной картинкой. Тогда бы это был вовсе не ребус, а обычная иллюстрация. Чтобы усложнить задачу, используйте неоднозначные слова: например, изображение дерева без сучьев может обозначать как его, так и ствол, и полено. Правильно представленная картинка руки может восприниматься также как «кисть» или «ладонь». Думая, как составить ребус, помните, что дети не любят игр в «поддавки», задание должно быть непростым, но решаемым – в соответствии с их возрастом, разумеется.

Скрытые буквы

Иногда для расшифровки искомого понятия требуется убрать некоторые буквы из тех слов, которые его составляют. Например, сделаем «вола» из «волка». Различаться два животных будут лишь согласной «к» в конце. Тогда после картинки с хищником мы поставим запятую, которая будет обозначать, что мы отбрасываем одну последнюю букву. Сколько запятых – столько знаков с конца будем убирать. Как составить ребус, если сокращать мы планируем начальную часть слова? В этом случае запятые ставятся перед картинкой.

Бывает, что нужно убрать буквы из середины слова, тогда нужно проделать следующее: перед изображением пишется зачеркнутая буква, которую нужно проигнорировать при чтении. Если вместо одной буквы нужно подставить другую, то одна зачеркивается, а другая, соответственно, дописывается. Например, чтобы получить «гость» вместо «кость», следует представить изображение кости, после чего написать зачеркнутую «К», а рядом с ней - «Г».

Цифры

Достаточно часто при создании ребусов используются цифры. Они могут применяться в двух случаях.

Если над картинкой стоят какие-то числа, то, вероятнее всего, это порядок букв. Например, напишем над мордочкой кота «3,2,1», чтобы получилось «ток». Не обязательно менять местами все буквы. Нарисуйте перо, а над ним – цифры 2 и 4. Поставьте между ними стрелочку, направленную в обе стороны и, наконец, допишите в конце «З». Теперь вместо «перо» получится «порез». Такие способы комбинирования инструментов помогут вам ответить на вопрос, как составить ребус оригинальным способом.

Предлоги

В русском языке существует множество предлогов: над, под, перед, на, у, с, при – такие же последовательности букв встречаются во многих словах. Значит, эти фрагменты можно зашифровывать. Напишем «к», чтобы она отчасти перекрывала слог «ни» и получим «передник». А если на букве «Л» расположить «О», получится «подол».

Есть и более сложные способы отсылки к предлогам. Один из таких - составить одну большую букву с помощью множества маленьких – так мы спрячем предлог «из». Если же при этом контуры большего знака будут четко видны, предлог превратится в «по». Это значит, что одни буквы расположены по (т. е. поверх) другой.

С помощью таких действий можно зашифровать очень большое число слов. Главное, ребенку не всегда будет понятно, какой предлог использовать в данном случае – придется перебирать варианты, а это, как известно, помогает развитию мышления.

Усложнения

Как составить ребус по русскому языку, чтобы ребенку пришлось подумать подольше? Попробуйте мыслить более абстрактно. Например, пусть сверху будет написано «А», а ниже – буквы «Р» и «Л», нарисованные так, будто они держатся за ручки. Таким способом мы скрываем союз «и». В результате должно получиться слово «подарил».

Чем более необычные способы взаимодействия мы передаем в ребусе, тем сложнее и интереснее будет детям разгадывать загадку. Буквы и картинки, конечно, не умеют вступать в социальное взаимодействие, зато это делают люди – пусть ребенок развивает мышление, вспоминая в ходе игры абстрактные понятия!

Пусть дети осваивают азы нотной грамоты: названия нот также можно использовать в ребусах. До, ре, ми, фа соль, ля, си – слоги популярные, и мы можем обращаться к ним, чтобы создать большее разнообразие заданий.

Математические задачи

В точных науках загадки тоже бывают. Как составить ребус по математике для школьника? Составьте несколько выражений, например: 1+2=3; 2+2=4. Теперь зашифруйте числа какими-то определенными картинками. Пусть «единица» станет тортом, а «двойка» - яблоком и т. д. Теперь задача ребенка – узнать, какое число спрятано за каждым из рисунков.

Можно усложнить задание, написав целое предложение, слова в котором – это числа, состоящие из нескольких разрядов, а каждая буква – это определенная цифра. Разгадайте-ка, что значит КОТ * ПЕС = СТОП. Это не так-то просто. Такие задания тренируют уже и математические навыки, и достаточно абстрактную логику.

Лингвистические задачи

Ещё один интересный вид ребусов – задачи по дешифровке. Часто они имеют вид «переведите с неизвестного языка на русский некоторое предложение». Варианты здесь бывают самые разные, но к ребусам следует отнести только один подвид – тот, в котором каждый русский символ заменен каким-то иностранным. При этом взрослому даже не нужно думать, как составить ребус: надо просто заменить все буквы в случайно взятом абзаце на любые английские. Например, «А» станет G, а «Б» - L. Ребенок должен додуматься, что самые частые знаки – это гласные, повторяющиеся окончания могут принадлежать прилагательным и глаголам и т. д. Такие ребусы имеют уже достаточно высокий уровень сложности, их учащиеся решают в средней школе.

В целом можно обращаться и к другим школьным предметам. Подумайте, как составить ребус по истории, используя портреты знаменитых людей, сцены известных событий, либо пряча их в виде слов в загадке. Любая наука в игровой форме воспринимается легче на раннем этапе обучения ребенка.

О пользе ребусов

Должно быть, вы знаете, что подобные задания дают детям в детском саду и начальной школе. Типичный вопрос родителей, желающих помочь ребенку: как составить ребус по русскому языку. Для чего нужна такая игра? Оказывается, полезных эффектов от таких задачек очень много.

Во-первых, дети любят неизвестное. В данном случае от них скрыто содержание послания, и ради этого знания ребенок готов выполнять достаточно сложные мыслительные действия. Он учится использовать несколько способов подбора «ключей», разные стратегии решения. Например, если для стоящих друг на друге буквах «Т» и «С» не подойдет вариант «под т с», он пойдет другим путем и получит «наст».

Во-вторых, ребусы готовят ребенка к тому, что не всё бывает понятно с первого раза, что нужно знать некоторые правила дешифровки и вообще способы, которыми можно пользоваться при выполнении заданий. Если говорить более узко, то умение эффективно решать ребусы развивает в детях способности к лингвистике, переводческой деятельности, развивает умение видеть «между строк». Поначалу ребенку интересно разгадывать такие загадки, позже он начинает думать, как составить ребусы в картинках друзей и одноклассников. В конечном счёте интерес к таким простым заданиям проходит – дети начинают искать что-то более сложное и интересное. И это отлично, ведь они взрослеют и умнеют.

Рекомендации

Постарайтесь не забыть составить ребусы с ответами, в противном случае ребенок не сможет понять, правильно ли он разгадал загадку, и интерес к игре резко упадет. Кроме того, выбирайте картинки таким образом, чтобы их можно быть «перевести» несколькими способами, чтобы задание не получалось слишком простым.

В заключение

Мотивируйте детей не сдаваться, бороться до конца, а если становится совсем сложно, помогайте небольшими подсказками и намеками. Не давайте ребенку правильный ответ, позвольте ему ощутить, что он всё сделал самостоятельно.

Не стесняйтесь играть – вы тоже когда-то были маленькими и любили ребусы и загадки. Одновременно вы сможете провести время и весело, и с пользой для ребенка – согласитесь, такое сочетание встречается нечасто. Комбинируйте все представленные в данной статье инструменты, изобретайте собственные – чем сложнее будет задачка, тем больше удовольствия ваше чадо испытает, когда успешно её решит.

Комментарии