Переславский музей-заповедник: описание, история, особенности и отзывы

Переславльский музей-заповедник расположен в Ярославской области. Он основан был в середине XVIII века в зданиях бывшего монастыря. В статье изложена история Переславль-Залесского музея-заповедника, а также рассказано о памятниках, которые находятся на его территории.

Горицкий монастырь

В XIV веке на территории современного Переславского музея-заповедника был построен монастырь. Исторических сведений о нём сохранилось немного. Известно, что в средние века он владел сёлами Воскресенское, Ермолово, Кружково, Ильинское и другими. В двадцатые годы XVIII века произошел пожар, в котором сгорел архив. В пятнадцатом столетии на протяжении тридцати лет в этом монастыре служил святой Даниил — основатель Свято-Троицкого монастыря. Других сведений об этом храме нет. В 1744 году он был закрыт и переоборудован в усадьбу тогдашнего епископа. Спустя сорок лет и усадьба была закрыта.

На протяжении многих десятилетий бывший монастырь пребывал в плачевном состоянии. Огромная территория поросла травой, была покрыта грудами мусора. Среди объектов, которые входят в состав Переславского музея-заповедника лишь ворота, южная ограда и церковь Всех Святых относятся к XVII веку. Впрочем, храм подвергся полной реконструкции и утратил первоначальный облик.

Основание музея

Сбор коллекций для Переславского музея-заповедника начался за несколько месяцев до его открытия, которое произошло в 1919 году.

В 20-е годы в музей были привезены художественные ценности, которые некогда находились в усадьбах и монастырях. В этот период всё, что принадлежало храмам, было национализировано. Спустя несколько лет после революции в музей также поступила коллекция картин, конфискованная у купца Свешникова. Дата открытия музея-заповедника — 28 мая. Картинная галерея, краеведческий и художественно-бытовой отделы были размещены в здании бывшего духовного училища, который находился на территории упрощенного монастыря. Это учебное заведение было закрыто еще при Екатерине II.

Заповедник в советское время

В начале тридцатых годов краеведческое движение перестало вписываться в официальную идеологию. Соответствующие отделы в музее-заповеднике были закрыты. Многие специалисты-краеведы были отправлены в ссылку. Не избежал этой участи и сотрудник Переславского музея-заповедника М. Смирнов.

Музейный центр на протяжении многих лет выполнял политико-просветительские функции. Был назначен новый директор, который прежде трудился обычным рабочим на фабрике "Красное эхо" и никаких знаний ни в истории, ни в краеведении не имел. В одном из отчетов о работе музея он назвал этот комплекс, ранее включавший ценные художественные произведения, "кузницей пролетарского искусства". Что под этим словосочетанием подразумевал директор, неизвестно, но на долгие годы музей, как и прочие учреждения в Советском Союзе, являлся инструментом идеологической пропаганды.

Расцвет Переславль-Залесского музея-заповедника в советский период пришелся на пятидесятые годы. В клубах и библиотеках города устраивались передвижные выставки, на которых демонстрировались образцы исключительно советского искусства, хранившиеся в заповеднике. В эти годы коллекция музея пополняется новыми экспозициями, полностью отвечающими духу времени.

Некоторое время на территории Переславль-Залесского государственного музея действовала фотовыставка. Кроме того, была выпущена серия открыток, предназначенных прежде всего для гостей города. На фотографиях были изображены живописные переславльские пейзажи, старинные памятники архитектуры.

На территории заповедника сегодня расположен огромный яблоневый сад. Заложили его сотрудники музея в пятидесятые годы. Это мероприятие, конечно, преследовало не только эстетические цели. Здесь произрастали довольно редкие морозостойкие сорта груш и яблок. Ежегодно сотрудники музея собирали несколько сотен килограммов плодов.

После окончания войны в музее-заповеднике был открыт новый зал, посвящённый участникам ВОВ. На стенах разместили портреты Буденного, Сталина, Василевского, Конева. Впрочем, висели они здесь недолго. Спустя год после открытия зала, посвященного Великой Отечественной войне, музей-заповедник принял в дар коллекцию картин одного из местных художников. С каждым годом увеличивалось количество экскурсий. А в 1957 году вдова Михаила Пришвина подарила заповеднику личные вещи писателя.

Как сегодня выглядит Переславль-Залесский заповедник? Каковы отзывы об этой уникальной музейной зоне?

"Серебряная кладовая"

В музее действует немало интересных выставок. Среди экспозиций стоит называть "Серебряную кладовую", в которой собрано большое количество произведений русского декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть ювелирные изделия, изготовленные ещё в шестнадцатом столетии. Их чудом удалось спасти в двадцатых годах прошлого века. Экспозиция "Серебряная кладовая" открыта была в конце восьмидесятых. А спустя двадцать лет коллекцию дополнили произведения московских златокузнецов и серебряников. Стоимость входа в этот отдел музея составляет 100 рублей.

"Венок усадьбам"

Эта экспозиция посвящена сотрудникам музея, благодаря которым многие коллекции были сохранены в начале двадцатых годов. Здесь хранятся и фамильные портреты, и предметы быта, которые почти 100 лет назад были вывезены из близлежащих усадеб. Большая часть коллекции была сохранена благодаря первым музейщикам — Смирнову и Елховскому. Цена в этот зал тоже составляет 100 рублей.

"Древнерусская живопись"

В эту коллекцию входят произведения живописи, созданные в 15-19-м столетиях. Стоит еще раз подчеркнуть, что большая часть памятников культуры, которые сегодня могут видеть посетители музея, сохранилась благодаря небольшому количеству энтузиастов, профессиональных искусствоведов и любителей, спасавших на свой страх и риск ценные экспонаты в начале 20-х годов.

Переславль-Залесский в древности был центром иконописного дела. Здесь трудилось немало мастеров, немногие произведения которых, к счастью, сохранились до наших дней. Они писали иконы не только для храмов, расположенных в этом городе, но и для московских монастырей. В экспозицию "Древнерусская живопись" входят произведения, созданные Федотом Протопоповым, а также представителями иконописной династии Казаринова. Вход - 160 рублей.

"Русская живопись 18-20-го веков"

Основа этой коллекции была заложена в середине XIX столетия. В основном она состоит из произведений живописи, которыми владел купец Свешников. А именно картинами Шишкина, Каменева, Дубовского, Поленова. Согласно отзывам о Переславль-Залесском музее-заповеднике, эта экспозиция одна из самых интересных. Причём посетители уверяют, что внимания достойны не только картины прославленных художников, но и произведения, относящиеся к жанру провинциального портрета, созданные в 18-19-х веках. Стоимость входа в этот зал составляет 160 рублей.

Филиалы

Сегодня здесь собрано более восьмидесяти экспонатов. Открыты выставки, посвященные иконописи, деревянной скульптуре, русской живописи. Адрес Переславского музея-заповедника: Музейный переулок, дом 4. Один из выставочных залов находится на улице Ростовской, в доме 10. В состав музея входит Спасо-Преображенский собор, Музей-усадьба Ганшиных, Музей-усадьба "Ботик Петра I", картинная галерея Кардовского.

Спасо-Преображенский собор

В северовосточной части России среди белокаменных памятников этот храм самый древний. Толщина стен составляет около одного метра. Облик этого одноглавого храма довольно сдержанный, строгий. История Спасо-Преображенского собора начинается в середине XII века. Тогда он был расписан фресками. Вероятно, имел более праздничный облик. Но при реставрации, осуществленной в 90-е годы 19-го столетия, фрески сняли и уложили в ящике. Там они хранились много лет в абсолютном беспорядке.

С исторической точки зрения этот собор довольно интересен. И не только потому, что он один из самых древних белокаменных храмов. Здесь крестились многие князья, в том числе и Александр Невский, который, как известно, родился в Переславле.

Ботик Петра I

Согласно одной из версий, этот музей самый древний в России. Он является филиалом Переславского музея-заповедника и находится в селе Веськово. В конце XVII века Пётр I заложил на территории будущего музея верфь. Здесь строились ладьи для плавания по Плещееву озеру. Открытие флотилии сопровождалось грандиозным празднованием. Это событие стало первым шагом к созданию флота. Корабли, к сожалению, не уцелели. До наших дней сохранился единственный ботик, сделанный самим царем.

Музей-усадьба Ганшиных

Здесь когда-то находилась усадьба представителей известного в Переславле купеческого рода. Но прославилась постройка благодаря Владимиру Ленину, который создавал здесь свой очередной опус. В 1894 году будущий революционер здесь размышлял о судьбах пролетариата. А спустя шестьдесят лет на усадьбе сотрудники одной из местных фабрик установили памятную доску. В начале девяностых, как и прочие музеи, усадьба была закрыта. Требовались серьёзные реставрационные работы, которые в планы местных властей не входили. Музейные экспонаты сохранились благодаря небольшому количеству энтузиастов.

Отзывы о Переславском музее-заповеднике, как и о самом городе, в котором он находится, восторженные. Он находится всего в 140 км от российской столицы. Переславль, богатый историческими архитектурными достопримечательностями, с удовольствием посещают и москвичи, и жители других городов, и иностранные туристы. Главным достоинством этих мест является удивительное сочетание старинных храмов с живописными пейзажами.

Отзывы

Стоимость входа на территорию заповедника — 20 рублей. Можно приобрести билет за 400 рублей, который предполагает посещение всех выставок без исключения. Те, кто бывал в Переславле не раз, рекомендуют воспользоваться именно этой услугой. Единственным недостатком музея-заповедника является отсутствие предприятий общественного питания, за исключением палаток с миндалем в сахаре и жареными каштанами. Согласно отзывам, в заповеднике царит необыкновенный дух старины и русской культуры. Посетить музей, расположенный в стенах бывшего монастыря, будет интересно всем, кто интересуется историей и культурой России.

Комментарии
Да, вопросов много. Начиная с названия музея, которое написано неверно, наличия фактических ошибок и неточностей и, заканчивая публикацией чужих фотографий, без указания автора и правообладателя. Стоит убрать статью или исправить ошибки. У вас музей "основан был в середине XVIII века в зданиях бывшего монастыря". Реально - основан в 1918 г, а открыт для посещений - в мае 1919 г.