Выжимной подшипник сцепления: особенности конструкции и замена своими руками
На большей части легковых автомобилей устанавливается двухдисковая система сцепления. Ведущий диск жестко закреплен на маховике коленчатого вала, имеет лепестки, на которые воздействует выжимной подшипник сцепления. А внутри механизма располагается ведомый диск, он связан с первичным валом коробки передач с помощью шлицевого соединения.
Чтобы переключить передачу, необходимо разъединить ведущий и ведомый диски. Без этого включение скоростей будет производиться рывками, вследствие чего могут разрушиться шестерни в коробке передач, а также корзина и ведомый диск. На двигатель внутреннего сгорания также воздействует очень большая нагрузка.
Особенности выжимных подшипников
Этот один из основных компонентов сцепления, является самым уязвимым звеном. Пока автомобиль движется с постоянной скоростью, и не трогается педаль сцепления, выжимной подшипник не участвует в работе. Он начинает функционировать в тот момент, когда водитель нажимает на педаль. На большинстве автомобилей выжимной подшипник приводится в движение с помощью металлической вилки.
Она вращается вокруг своей оси с помощью гидравлической системы или тросика. Но существуют автомобили, на которых подшипник перемещается под действием гидравлической подушки. Правда, такие системы очень дорогие, используются крайне редко, только на дорогих автомобилях. Цена выжимного подшипника сцепления составляет от 300 до 500 руб., но может быть и выше, всё зависит от производителя.
На автомобилях ВАЗ замена названной детали будет стоить в мастерской около 3 000 руб. Но если у вас имеется опыт, а также минимальный набор инструментов, можно самостоятельно выполнить все работы за 2-3 часа.
Если подшипник вышел из строя, то дальнейшая эксплуатация автомобиля становится практически невозможной. Вы не сможете переключить передачи нормально, а со стороны коробки передач обязательно будет слышен посторонний звук.
Как работают подшипники
Выжимной подшипник сцепления на ВАЗ-2101 или 2109 позволяет с минимальным усилием разъединять и соединять ведомый и ведущий диски сцепления. Алгоритм работы механизма следующий:
- Ведомый диск жестко связан с корзиной и маховиком. Он сжимается крепко между этими двумя элементами. В результате полностью передается крутящий момент от коленчатого вала двигателя к коробке передач.
- При помощи диафрагменной пружины создается усилие, которое действует на ведомый диск. Когда водитель нажимает педаль, выжимной подшипник сцепления перемещается по первичному валу.
- По мере перемещения, подшипник воздействует на лепестки, при этом увеличивается зазор между ведомым и ведущим дисками.
После того как водитель полностью нажмет педаль, крутящий момент перестанет передаваться на первичный вал коробки передач.
Признаки неисправности и причины
Чаще всего причинами неисправностей являются чрезмерные и неравномерные нагрузки, воздействующие на подшипник. Выжимной подшипник – это такой элемент, который должен работать кратковременно. Поэтому строго запрещается выжимать сцепление с включенной передачей продолжительное время. Конструкция этого элемента очень простая, поэтому у него высокая надежность и срок службы.
Определить поломку подшипника можно по легким стукам, которые появляются во время выжимания педали. Первый звоночек – это появление постороннего шума. Этот симптом не обязательно говорит о том, что подшипник полностью вышел из строя.
Скорее всего, просто имеется небольшой дефект в конструкции, либо произошел перекос одной из обойм. Если шум не усиливается со временем, то можно не спешить с ремонтом. Но учтите, что бывают и такие случаи, когда выжимной подшипник сцепления полностью разваливается на несколько частей.
Проведение диагностики выжимного подшипника
Без снятия коробки передач невозможно точно определить, в нормальном ли состоянии находится выжимной подшипник сцепления. Но существует несколько основных симптомов, которые говорят о том, что имеются неполадки в механизме. Если имеется недостаток смазочного материала, либо началась выработка металлических обойм, появится скрежет.
При сильной нагрузке либо в случае использования некачественного подшипника, может возникнуть гудение. Но нужно обязательно убедиться в том, что источником звука является именно выжимной подшипник, а не первичный вал. Описываемый элемент начинает гудеть только в том случае, когда выжимается педаль. В свободном состоянии он не издает никаких звуков.
Как произвести замену
Замена выжимного подшипника сцепления на автомобиле проводится по следующей схеме:
- Снимите коробку передач.
- Отсоедините фиксатор в виде пружины от муфты.
- Проведите демонтаж втулки подшипника.
- Полностью снимите подшипник и пружинный фиксатор.
- Установите новый подшипник в обратном порядке.
Обратите внимание на то, что новый элемент должен вращаться без заеданий. Недопустимо, чтобы он стоял косо. На направляющей втулке желательно нанести небольшое количество смазки типа "Шрус-4".