Автомасла: характеристики и виды

Масло играет ключевую роль в работе любого двигателя внутреннего сгорания. Существуют разные типы смазок. Каждый из них имеет свои характеристики. Автомасла, их свойства и разновидности – далее в нашей статье.

Типы

Существует три основных вида автомобильных масел:

  • Летние. Технические характеристики автомасел данного типа позволяют обеспечить надежное смазывание механизмов ШКМ при высоких температурах окружающей среды (от 0 до +50 градусов).
  • Зимние. Имеют менее стабильную пленку. Однако обеспечивают уверенный холодный пуск двигателя при температуре ниже 0 градусов, с чем не могут справиться летние аналоги.
  • Всесезонные. Обладают усредненными характеристиками. Не подходят для эксплуатации в суровом климате.

Также характеристики автомасел определяются наличием ряда присадок. Они бывают:

  • Антикоррозионными.
  • Моющими.
  • Антиокислительными.
  • Противоизносными.

Присадки добавляются к базовому маслу. Без них продукт не допускается к эксплуатации. Существует еще один немаловажный параметр. О нем мы расскажем ниже.

Вязкость

Это самая важная деталь в классификации автомобильных масел. Изменение вязкости определяет границу температурного диапазона применения смазки. Так, для холодного запуска при отрицательных температурах масло должно быть максимально жидким.

Это обеспечит легкое вращение коленчатого вала и быструю прокачку смазки через насос по системе. При высоких температурах малая вязкость вредна, поскольку невозможно поддерживать оптимальное давление в системе трущимся деталям. Характеристики автомасла «Кастрол» и многих других определяются классификацией SAE.

Что это такое?

Это сокращенная аббревиатура, которая означает «Общество автомобильных инженеров». SAE является международным стандартом, который регламентирует вязкость и другие характеристики автомасла. «ЗИК» тоже классифицируется по этой схеме.

В чем ее особенность? Согласно SAE, моторные масла делаются на 5 летних и 6 зимних классов. В обозначении последних присутствует буква W. К классу первых относятся продукты с маркировкой от 20 до 60. Ко вторым относятся изделия с обозначением от 0W до 25W.

Рассмотрим небольшой пример, используя характеристику автомасла 5W40. Первая цифра означает, что данный продукт пригоден для зимней эксплуатации. Чем она выше, чем гуще будет масло. Следующая цифра (40) – индекс вязкости в рабочей среде. Чем выше число, тем больше температура, при которой смазка не теряет своих свойств.

Обратите внимание

Многие автомобилисты ошибочно думают, что вторая цифра – это параметр летней вязкости. На самом деле температура в двигателе никоим образом не суммируется с температурой воздуха окружающей среды. Вторая цифра означает стойкость вязкости продукта в горячей среде.

Универсальные

Многие российские автомобилисты используют именно такие масла. Вредны ли они для двигателя? При эксплуатации автомобиля в умеренном климате вовсе нет – говорят специалисты. К универсальным можно отнести продукты с вязкостью 10W40. Характеристики автомасла данного типа позволяют обеспечить плавный старт при температуре до -20 градусов Цельсия. Что касается летней эксплуатации, такая смазка обеспечивает цепкую масляную пленку при температуре до 150 градусов Цельсия. Столь высокий нагрев может быть в районе поршневых колец двигателя. Остальные узлы силового агрегата редко разогреваются свыше 100 градусов Цельсия.

Таким образом, если зимой градусник не опускается ниже -20, универсальное масло является рекомендуемым к использованию. Но вязкость – это еще полбеды. При покупке важно определиться еще и с типом самого продукта. Существуют:

  • Минеральные.
  • Полусинтетические.
  • Синтетические масла.

В чем их особенности, плюсы и минусы? Ниже мы рассмотрим свойства каждого продукта по отдельности.

Характеристики минеральных масел

Данные продукты сейчас практически не встречаются, так как имеют устарелые свойства. «Минералка» изготовлена из переработанных углеводородов. Температура кипения продукта составляет +300 градусов Цельсия. При эксплуатации масло быстро теряет свои свойства, а потому требует замены уже через 5-7 тысяч километров. По истечении этого срока «минералка» становится черной и нередко подгорает.

В чем опасность старой «минералки»? Она может вызвать нагар внутри двигателя, вывести который способна не каждая промывка. Единственный плюс такого масла - низкая стоимость. Использовать его можно только на старых грузовиках и ВАЗах до 2000 года. Обычно производит такие автомасла «Лукойл».

Характеристики полусинтетики

Данный продукт имеет более высокие характеристики. Температура кипения – 400 градусов Цельсия, регламент замены – от 10 до 12 тысяч километров. Продукт являет собой химическую смесь из нефтепродуктов и присадок. При замене не требует промывки.

Синтетика

Это уже полностью химическая смесь. Синтетическое масло имеет соотношение минерального и искусственного в пропорции 1 к 5. Температура кипения составляет 600 градусов Цельсия. Что касается стоимости, продукт в 2 раза дороже «минералки». За 1 литр самого дешевого (от «Газпромнефть») придется отдать 275 рублей. Однако и регламент замены немалый – 20 тысяч километров.

Среди особых характеристик необходимо отметить моющие свойства синтетического масла. Продукт отлично вымывает всю грязь и отложения с двигателя. Однако резко переходить на синтетику с минералки нельзя. В качестве промежуточного, можно использовать полусинтетику. Иначе продукт накопит в себе всю грязь за 4-5 тысяч километров. Дальнейшему использованию такое масло не подлежит.

Обратите внимание! При замене устанавливается новый масляный фильтр. Он обязательно должен иметь перепускной клапан.

Классификация API

Существует еще один стандарт – API. Он разработан Американским институтом нефти. Согласно этой классификации, масла делятся на несколько категорий:

  • S – для бензиновых двигателей.
  • С – для дизельных.

Каждая, в свою очередь, делится еще на несколько подкатегорий. Так, продукты серии SF предназначены для двигателей, что выпускались в период с 80-го по 89-й год. SG – для авто 89-93-х годов выпуска. Для автомобилей 94-96-го года выпуска рекомендуется использовать продукт SH.

С 96-го принят новый стандарт – SJ. Но для современных автомобилей свойств этого масла оказалось недостаточно. Начиная с 2001 года и по сегодняшний день в США принят стандарт SL. Продукты данной марки отличаются достаточным ресурсом и большей стабильностью.

В России такая классификация не используется. Вместо нее применяют европейский стандарт SAE, о котором мы говорили ранее. Его также используют на корейском и японском рынке автомобилей.

Заключение

Итак, мы выяснили типы и свойства автомобильных масел. Как видите, при умеренном климате допускается использование всесезонных продуктов с характеристиками вязкости 10W40. Для северных регионов масло должно иметь вязкость 5W и ниже.

Комментарии