«Объект 187»: ТТХ, вооружение, производитель. Танк Т-90

«Объект 187» – один из самых таинственных танков, произведенных военной промышленностью СССР. Его разработка проходила в 90-х годах прошлого века в рамках усовершенствования танка Т-72Б. Практически параллельно разрабатывалась модель Т-90. Позже она стала легендой отечественного танкостроения. Судьба танка «Объект 187» сложилась менее красочно. Сегодня мы познакомимся с историей его разработки и тактико-техническими характеристиками.

Разработка

Разработка экспериментального основного боевого танка была поручена Уральскому конструкторскому бюро транспортного машиностроения. Она производилась в рамках темы «Совершенствование Т-72Б». Данная тема была открыта 19 июня 1985 года Советом министров Советского Союза. Мероприятия по разработке танка проводились практически одновременно с работами по машине название Т-90. На тот момент она называлась «Объект 188». Ниже мы отдельно остановимся на этой технике и узнаем, сколько весит танк Т-90, чем он вооружается, чем оснащается и прочее.

Модель 187 отличалась от 188-й тем, что была полностью инициативной разработкой Уральского КБ. На тот момент оно могло позволить себе такие вольности, опираясь при этом на поддержку Уральского вагоностроительного завода (УВЗ) как потенциального производителя «Объекта 187». Оба танка представляли собой дальнейшее развитие устаревшей на тот момент боевой машины Т-72. Однако в конструкцию техники, с которой мы с вами знакомимся, коллектив инженеров во главе с В. Поткиным заложил более глубокие изменения, в сравнении с исходным образцом. Непосредственным руководителем мероприятий по разработке танка была заместитель главного конструктора бюро А. Щелгачев.

Экстерьер

Радикальным решением инженеров стал отказ от революционного дизайна корпуса, который был навязан Тагильскому КБ еще в конце 1970-х. Компоновка танка «Объект 187» претерпела незначительного разуплотнения, что положительно повлияло не только на эргономику, но и на качество защиты верхней лобовой детали (ВЛД) корпуса. Благодаря увеличению длины носовой части появилась возможность оставить место механика-водителя (мехвода) в глубине корпуса. Таким образом, шахты приборов наблюдения стали выходить через крышу, а не через верхнюю лобовую деталь, как на Т-64 и его «сородичах». Так исчезло то самое ослабленное «декольте», которое всегда было предметом дискуссий. Угол бронирования стал более рациональным для защиты танка от современных БПС (бронебойных подкалиберных снарядов).

Машины, созданные в рамках модернизации танка Т-72, получили башню новой конструкции. От традиционного литья отказались в пользу сварки отдельных элементов, выполненных из среднего по твердости листового проката. Конструкция башен и технология ее производства разрабатывались совместными силами ОАО «НИИ Стали», «Уралвагонзавода» и УКБТМ. Практически одновременно разрабатывались сварные башни для УКБТМ и ХКБТ (Т-80 УД). Башня танка «Объект 187» отличалась от всех остальных укрупненными габаритами, особенно на корме. Серьезный вклад в разработку башен и их защиты сделал Ю. Кондратьев.

Броня танка дополнялась новым КДЗ (комплексом динамической защиты), который стал прообразом используемого ныне комплекса «Реликт». По некоторым данным, достоверность которых не подтверждена, КДЗ для модели 187 получил название «Малахит». Защитные схемы дополнялись решетчатыми экранами и КОЭП (комплекс электронно-оптической защиты) «Штора» украинского производства.

«Объект 187»: вооружение

Главным орудием танка стала 125-миллиметровая пушка, получившая название 2А66, или Д-91Т. Она была разработана в городе Свердловске, в известном петровском артиллерийском КБ завода №9. Вместе с данным орудием проектировался обновленный БПС 3БМ-39 9 «Анкер», коэффициент удлинения которого был равен двадцати. Он был выполнен в виде уранового ОБПС-моноблока с отделяемым поддоном. ВУ снаряда состояло из двух катушек: калиберной и подкалиберной, которая выполнялась из композитных материалов и имела х-образное сечение. Оперение было выполнено из легких сплавов с размахом, который был меньшего калибра.

Разработкой нового выстрела занимался НИМИ (Научно-исследовательский машиностроительный институт). Испытания орудия и выстрела проводились в основном на полигоне НТИИМ (Нижнетагильский институт испытания металлов). Внешне новую пушку можно было узнать по наличию дульного тормоза. ДТ получил однокамерную конструкцию, эффективность которой была понижена. Он служил скорее для отвода газов, нежели для нивелирования отдачи. Позже на некоторых образцах была установлена обновленная пушка 2А46М (Д-81ТМ).

Танк оснащался самой современной на тот момент системой управления огнем (СУО). В армиях вероятных противников нечто аналогичное начало появляться лишь под конец 2000-х. Система выполнялась на основе элементов 1А45. В адаптации этого комплекса к образцам 187 и 188 особо отличились Ю. Нейгебауэр и В. Быстрицкий. Одним из новаторских решений, впервые реализованных в советском танкостроении, было использование микроразъемов в электрических цепях управления. Это позволило существенно снизить объем и вес кабельных трасс. В этом направлении особая заслуга принадлежит также Юрию Нейгебауэру.

«Объект 187»: двигатель и ходовая часть

На опытных образцах танка опробовали несколько типов двигателей и трансмиссий, в том числе ГТД. По результатам испытаний наиболее подходящей силовой установкой признали Х-образный моноблок модели А-85-2, производимый в Челябинске. Его мощность составила 1200 л.с. Из-за габаритных особенностей мотора он был расположен в МТО по продольной схеме. Подобным образом двигатель размещался в машинах В-2 и Т-34. Такая компоновка, кроме всего прочего, упрощала стыковку мотора с гидрообъемной передачей.

Выхлопные патрубки, изначально располагались в модели 187 с Х-образной силовой установкой побортно. Позже выхлоп был выведен на корму. Разработкой моторного отсека танка занимались Э. Вавилонский, В. Харлов, Ю. Иванов и О. Куракса. Ходовая часть машины имела параллельный РМШ и металлическую беговую дорожку.

Гусеница рассматриваемого танка отличалась от гусеницы модели Т-90. В первую очередь разница выражалась в форме и расположении грунтозацепов. Если соединить крайние точки грунтозацепов машины 187 линией, то получается овал, а в случае с танком 188 – прямоугольник. Кроме того, «Объект 187» получил сплошной гребень, а его «сородич» – скобообразный. Звенья ленты были литыми с последующей механической обработкой. Безусловно, этот способ является более продуктивным, по сравнению с простой штамповкой, используемой в производстве звеньев для модели Т-90. На первых образцах машины, 1-й и 6-й катки оснащались лопастными гидравлическими амортизаторами. Позже их стали устанавливать также на второй каток.

Серии

Машины строились попарно в три серии. Каждая новая существенно отличалась от предыдущей. Эти изменения наглядно иллюстрировали эволюцию поэтапной отработки механизмов, узлов, агрегатов и систем. Машины внутри серии также имели некоторые отличия, но они были несущественными.

Образцы №1 и №2

Эти образцы были наиболее близки к будущей машине Т-90, за исключением разве что корпуса. На №1 в качестве силового агрегата использовали модифицированный челябинский дизель с V-образным расположением цилиндров, получивший название 84МС. Он развивал мощность в 840 л. с. Позже эта силовая установка практически в таком же виде перекочевала на «Объект 188». После цикла испытаний 1-й образец прошел разборку и исправление дефектов. Затем его корпус стал основой для изготовления третьего образца.

Что касается модели под номером 2, то она оснащалась уже 1000-сильным дизельным силовым агрегатом с V-образным размещением цилиндров и турбонаддувом. Этот двигатель разрабатывался в Барнауле и носил наименование КД-34, или В-85. В таком виде танк успешно прошел цикл испытаний в Туркмении. Он стойко перенес запыленность воздуха и высокие температуры. Позже машина вернулась в Нижний Тагил и прошла дооборудование. В конечном итоге ее расстреляли на полигоне НТИИМа в поселке Старатель. При реальном воздействии современных (на тот момент) противотанковых средств машина показала выдающийся уровень защиты. Позже расстрелянный образец утилизировали.

Образец №3

Так как третий образец изначально предназначался для «варварских» испытаний, связанных с проверкой его стойкости к разрушающим факторам, он никогда не был полностью укомплектован. В отличие от двух первых экземпляров, которые имели классическую для танков типа Т-72 литую башню, он получил новую башню, выполненную из катаных 40-миллиметровых бронепластин. Последние соединялись между собой посредством сварки. Геометрия башни образца № 3 была схожа с современными башнями танка Т-90 в модификациях «С», «СА» и «А». Собственно, с этого образца и началось применение таких башен, в том числе и на прототипе того самого «Объекта 188».

От привычных ныне сварных башен танка Т-90, башня образца № 3 имела ряд существенных внешних отличий: форма раскроя сварных соединений и бронелистов, форма люка выброса поддона (здесь она была круглой, а не овальной), наличие ФВУ в задней части (а не в корпусе машины). На первых трех образцах танка корпус выполнялся по классической для танкостроения СССР схеме с той лишь разницей, что его носовая часть была удлинена, а ВЛД имел еще больший угол наклона. При этом рабочее место механика-водителя будто бы отодвигалось внутрь корпуса. Три смотровых прибора монтировались непосредственно в крышу люка. Так, конструкторам удалось избавиться от «ахиллесовой пяты» советских боевых машин (Т-64, Т-72 и Т-80) – ослабленной зоны в центре ВЛД.

На третьем опытном образце в качестве эксперимента заменили «родное» МТО на МТО Т-80У с мотором ГТД-1250. Дополнительно на танк, а точнее на его 5-опорный каток установили гидроамортизатор. С такой компоновкой машина прошла испытания в Нижнем Тагиле и на полигоне БТВТ в Подмосковье. Кроме того, этот образец прошел комплексные испытания ПАЗ в Арзамасском ядерном центре.

Установка на третий образец турбины была вынужденным шагом – попыткой укрепить позиции танка в сложившейся на тот момент политической ситуации. Эта мера преследовала две цели. Первая – выбить козыри у приверженцев турбин и показать, что у Тагила есть практически готовый танк с популярным на тот момент ГТД. При этом данный агрегат был более совершенен по всем параметрам, кроме МТО, позаимствованного у Т-80У. Вторая цель – проиллюстрировать поклонникам газотурбинной СУ превосходство новых дизелей с повышенной мощностью. Не только теоретические расчеты, но и испытания показывали явный проигрыш турбинных СУ по ряду важнейших параметров.

Образец №4

Четвертый образец получил практически тот же корпус, что был у № 3 до его переоборудования в «турбинник». Небольшие изменения коснулись конфигурации сварной башни – она увеличилась в корме и миделе. Метеодатчик, который устанавливался на корме башни, внешне был совсем не похож на привычные ДВЕ современного танка Т-90. ТТХ машины также отличались от предыдущих образцов. Основным мотором стал 1200-сильный Х-образный агрегат модели А-85-2. Традиционная для нижнетагильских машин вентиляторная система охлаждения получила пару центробежных вентиляторов, размещенных по правую и левую стороны от центра кормы.

Выхлопные патрубки были расположены побортно. Они огибали надгусеничную полку и отводили газы вниз под корму. Благодаря значительно удлиненному тракту выхлопные газы хорошо охлаждались, а тепло рассеивалось, что снижало тепловую заметность машины до показателей общего фона.

В сравнении с предыдущим образцом, здесь изменилось расположение вспомогательной силовой установки. Ходовая часть также получила некоторые изменения. Привычный ленивец с окнами заменили на сплошной – без отверстий и вырезов. КДЗ, используемый на первом и третьем образце, был заменен на новую конструкцию. Вышибные панели ДЗ на ВЛД выполнялись из массивных титановых плит. Позже, при передаче танка в кубанский музей, данные панели заменили на 30-миллиметровые стальные листы с целью предотвращения их утери. Благодаря фрезерным канавкам листы напоминали настоящие панели. Конструкция крепилась в КЛД корпуса четырьмя болтами.

Образцы №5 и №6

Пятый и шестой образцы получили наиболее существенные изменения и стали лучшими машинами в линейке. Их носовая часть получила еще более внушительные габариты и новую форму. Если нос танка Т-72 и первых версий модели 187 внешне напоминал стамеску, то нос последних образцов имел зубилообразную форму. Голый корпус (без надгусеничных полок) имел длину 7,2 м и ширину – 2,17 м. Приборы для наблюдения были перенесены с люка механика-водителя в сторону башни. Сама башня в очередной раз выросла в габаритах. Ее длина без учета динамической защиты составила 3,12 м. Защита боковых проекций башни стала более основательной. Яркой особенностью во внешности образца 187 стала чрезвычайно широкая корма – более широких башен в Советском Союзе не было.

Как и четвертый образец, эти машины получили новый КДЗ. Однако тип брони «Объекта 187» в 5-й и 6-й конфигурации отличался – титан был заменен на бронированную сталь. Конфигурация контейнеров ДЗ, которые устанавливаются на скулах башни, была несколько видоизменена. В комплексе «Контакт-V» активные элементы устанавливаются посредством узких крышек на торцах блоков. В нашем же случае вся верхняя сторона блока представляет собой большую съемную крышку. Открутив четыре болта, танкисты могли получить доступ к любой части блока.

Кормовая часть башни экранировалась крупными алюминиевыми ящиками ЗИПа, а бортовые и кормовые проекции корпуса – решетчатыми экранами. Последние производись по технологии, разработанной в ОАО "НИИ Стали" из броневого листа толщиной 4 мм. Они устанавливались поверх привычного резинотканевого экрана. Так как при наличии экранов не получалось соблюсти железнодорожный габарит, при транспортировке их полностью демонтировали.

Машины №5 и №6 образцов получили одинаковый мотор (Х-образный А-85-2), но разную трансмиссию. Пятый образец оснащался традиционной механической трансмиссией, а шестой – более инновационной ГОП. Для эффективного охлаждения больших объемов воздуха потребовалась большая площадь радиаторов. С этой целью О. Куракса настоял на том, чтобы четыре окна радиаторных решеток (как на образце № 4) объединились в два более крупных окна. Для экономии массы и обеспечения работы оборудования подводного вождения крышки входных решеток изготавливались из прорезиненной ткани, а не из металла, как на моделях Т-72 и Т-90.

Из-за того что у образцов № 5 и 6 были разные трансмиссии, они получи немного отличающиеся решетчатые окна. В частности, левое окно пятого номера получило отверстие для пробки заливной горловины. Пожалуй, это единственное отличие между внешним видом этих образцов. Опорные катки данных моделей также могли отличаться (пятый образец получил новые катки, по форме выштамповки подобные каткам 2-го образца БПМТ). Однако в процессе эксплуатации их набор мог меняться. Сбоку данные образцы легко можно узнать по конфигурации ящиков с агрегатами ВСУ, расположенными на корме правой надгусеничной полки. В отличие от образцов № 3 и 4, здесь они имеют скос на корму. На третьем образце ящик и вовсе прямоугольный, а на четвертом – имеет обратный скос.

Перспективы

Уральское конструкторское бюро приложило немало усилий, чтобы эта, безусловно, достойная машина, встала на вооружение СССР. Тем не менее, несмотря на блистательные испытания и однозначно высокий потенциал (как боевой, так и технический), Министерство обороны так и не приняло танк на вооружение. Вместо этого МО предпочло в очередной раз отдать свое предпочтение полумеру и сконцентрироваться на доводке танка Т-90, ТТХ которого во многом уступали "герою" нашей статьи. Эта машина стала неким симбиозом корпуса Т-72Б и большинства систем образца 187. В результате практически готовая к серийному выпуску и очень перспективная машина уступила свое место более дешевой и простой. Похожая ситуация произошла с проектами танков «Объект 167М» и «Объект 172М-2М», которые также опережали свое время, но так и не были допущены в серию.

Стоит отметить, что по задумке В. И. Поткина – главного конструктора «Объекта 187», танк должен был стать базой для разработки и создания целого семейства современных и перспективных боевых машин.

Современное положение вещей

На сегодняшний день в «живых» осталось 4 экземпляра танка: 3-й, 4-й ,5-й и 6-й образцы. Все они располагаются в Кубинском танковом музее и пребывают далеко не в лучшем состоянии. Машины разукомплектованы и разворованы. Металлоломщики украли ящики ЗИПа, выполненные из алюминия, а с турбинной версии даже сняли титановую крышу МТО. Музей Уралвагонзавода не единожды обращался к кубинским коллегам с просьбой о передаче хотя бы одного экземпляра танка для его реставрации и демонстрации в своем комплексе, но все тщетно. Свой отказ кубинцы мотивировали соображениями секретности. Однако в настоящее время музей планирует самостоятельно отремонтировать танки и представить их в одной из своих экспозиций.

Характеристики «Объекта 188»

Данный танк является важнейшим фигурантом в несостоявшемся успехе «Объекта 187», обзор которого мы сегодня провели, да и просто основной российской боевой машиной на сегодняшний день, интересно будет познакомиться с его техническими характеристиками.

Компоновка данной машины выполняется по классической схеме. Экипаж танка Т-90 состоит их 3-х человек. Как и в случае с образцом 187, корпус выполняется из сварных листов, а лобовая часть дополнительно укрепляется многослойной броней, в составе которой есть композитные материалы. Основным орудием машины является 125-миллиметровая пушка, которая снабжена стабилизатором, системой откачки пороховых газов и системой учитывающей деформации ствола. Дополнительно танк вооружается зенитной установкой «Утес» и спаренным пулеметом.

Боевая машина оборудуется 4-тактным 12-цилиндровым мотором, работающим на дизельном топливе. Танк Т-90 поздних модификаций получил более мощный двигатель с турбокомпрессором. Это позволило увеличить его мощность с 840 до 1000 л. с. Новый мотор повысил маневренность и скорость танка Т-90. Планетарная трансмиссия машины имеет 7 передних и одну заднюю передачу.

За защиту танка отвечает многослойная броня и КДЗ «Штора». Также на машине используется современная система тушения пожара. Учитывая солидное бронирование и оснащение, многие задаются вопросом о том, сколько весит танк Т-90. Машина нелегкая – 46 с лишним тонн. Тем не менее, силовой установке удается разгонять ее до 60 км/ч по трассе и 50 – по пашне. Слабым местом русского танка Т-90 считается тот факт, что его топливные баки и боекомплект находятся в боевом отсеке и не отделяются от экипажа перегородками.

Комментарии