Информационные технологии управления: виды, характеристики и назначение

Современный мир меняется с невиданной ранее скоростью. Новые методы и подходы возникают здесь и там. Они базируются как на неизвестных ранее технологиях, так и на социальных механизмах взаимодействия. Или же на их комбинировании, одним из примеров которых являются информационные технологии управления.

Общая информация

Первоначально, давайте разберемся с целями. Информационные технологии управления создаются для того, чтобы удовлетворять потребности в данных всех без исключения работников фирмы, которые занимаются принятием решений. Особенно хорош тот факт, что она может использоваться на любом уровне. Использование информационных технологий в системе предприятия или организации позволяет структурировать решаемые задачи и увеличить общую эффективность работы. Они идеально подходят для удовлетворения потребностей в данных сотрудников разных отдельных подразделений и могут быть использованы на всех уровнях управления фирмы. Имеющаяся информация предоставляет сведения о прошлом и текущем положении дел, а также позволяет строить прогнозы на будущее. Данные представлены в виде специальных или регулярных ответов. Чтобы принимать успешные решения, они должны иметь агрегированную форму, которая позволяет просматривать тенденцию их изменения, причины возникающих отклонений, а также возможные решения. Приоритетным является решение таких задач:

  1. Оценка планов относительно состояния объекта управления.
  2. Рассмотрение отклонений от желательного состояния.
  3. Выявление причин для возникших проблем.
  4. Анализ доступных решений/действий.

Об отчетности

Применение информационных технологий в управлении позволяет получать данные о результатах деятельности, а также о текущем положении. Они представлены в таком виде:

  1. Регулярные отчеты. Формируются согласно установленном графику, который определяется время их создания, а также внесенные данные. В качестве примера можно привести информацию о месячных продажах компании.
  2. Специальные отчеты. Формируются по запросам уполномоченных лиц (например, директора) или в случаях, когда в компании произошло не предвиденное событие.

Они могут принимать форму сравнительных, суммирующих и чрезвычайных отчетов. Их различие заключается в следующем:

  1. Сравнительные отчеты. Содержат в себе данные, что получены из разных источников или классифицируются по не совпадающим признакам. Используются, как можно догадаться из названия, для сравнения.
  2. Суммирующие отчеты. Они содержат в себе данные, что объединяются в определенные группы. Как правило, они отсортированы и позволяют узнать промежуточные и окончательные итоги.
  3. Чрезвычайные отчеты. В них имеются данные исключительного характера.

В каких случаях использование отчетности является наиболее эффективным? Наилучший результат был показан во время реализации управления отклонений. Данный подход подразумевает концентрацию внимания на всех отличиях в хозяйственной деятельности предприятия от заранее установленных определенных стандартов.

Как она строится?

Важную роль играют основные компоненты, из которых и сформированы основные информационные технологии управления. Обобщенно они являются такими:

  1. Входная информация. Она поступает из различных систем, которые формируют операционный уровень.
  2. Базы данных. Сюда передается входная информация. Она структурируется и готовится к использованию
  3. Содержимое базы данных посредством нужного программного обеспечения преобразуется в необходимые отчеты, которые поступают к ответственным специалистам, задействованным в принятии решений в рамках организации. Для их обозначения используется понятие «выходная информация».

В рамках рассматриваемой темы для нас наибольший интерес представляют базы данных. Из чего они формируются? В качестве основных компонентов рассматриваются:

  1. Данные, что накапливаются, как результат оценки осуществляемых организацией операций.
  2. Планы, стандарты, бюджеты и иные нормативные документы, посредством которых обозначается планируемое состояние управляемого объекта (организации или ее отдельного подразделения).

Посредством этих основных компонентов и осуществляется автоматизация офиса. Развитие информационных технологий позволяет создавать все более совершенные и лучшие наработки, которые выводят эффективность на новый уровень. В качестве примера можно привести бухгалтерское дело. То, что еще двадцать лет назад требовало работы пяти-шести человек, сейчас выполняется одним. Это стало возможно благодаря автоматическому выполнению целого ряда операций. Во многих случаях человек нужен только для того, чтобы вводить данные. Благодаря этому современные информационные технологии смогли существенно облегчить рабочие процессы. Но как это выглядит на практике?

Об автоматизации

Развитие информационных технологий затронуло делопроизводство, управление, контроль, ввод, поиск и обновление информации, создание отчетов, составление расписаний, обмен данными между разными отделами, структурными подразделениями и даже целыми предприятиями. В качестве примера можно привести ряд типовых процедур, представить которые на современном предприятии без автоматизации весьма сложно:

  1. Обработка входящей/исходящей информации (чтение и подготовка ответов на письма, написание циркуляров, отчетов и иной документации, работа с рисунками и диаграммами).
  2. Сбор с последующим анализом данных (результаты деятельности за определенное время разных подразделений, выделение чего-то по конкретным критериям выбора).
  3. Сохранение всей необходимой поступившей информации, обеспечение быстрого доступа к ней и инструментария поиска нужных данных.

Для достижения этих целей нужно выполнить целый ряд условий:

  1. Необходимо скоординировать работу между исполнителями.
  2. Следует по возможности оптимизировать документооборот.
  3. Предоставить инструменты взаимодействия для подразделений в рамках организации (или различных структур в объединении).

Современные информационные технологии привлекают возможностью поддержки внутренней связи, а также коммуницировать с внешним миром. При этом вопрос организации и поддержки процессов на базе компьютерной сети играет первостепенную роль. Дополнительно можно привлекать и иные современные средства для передачи и обработки информации (например, телефоны).

Об использовании

Компьютерные и информационные технологии в управлении играют значительную роль в жизни руководителей, специалистов, секретарей и конторских служащих. Говоря об их использовании, необходимо отметить их привлекательность в случае нужды что-то быстро решать в группе. А ведь от скорости и правильности выбора зависит экономическое процветание. Одно дело, когда нужно принимать решение, не имея возможности проконсультироваться у компетентных специалистов и разбирающихся людей, и совсем другое, когда можно получить посильную помощь от них. Основоположную роль при этом играет программное обеспечение. На данный момент широко используется несколько десятков различных решений, начиная от средств учета для бухгалтеров и заканчивая разработками для управления всей организационной структуры. Весь программно-аппаратный комплекс, нацеленный на выполнение описанных задач называется электронным офисом. Что в него входит? Если говорить об аппаратных средствах, то это:

  1. Одна (несколько) электронно-вычислительных машин, которые, возможно, объединены в сеть.
  2. Печатающие средства.
  3. Модем (если необходимо обеспечить подключение к глобальной сети или территориально удаленной электронно-вычислительной машине).
  4. Средства копирования документов.
  5. Сканеры.
  6. Стримеры.
  7. Проекционное оборудование.

Из программных продуктов следует упомянуть о:

  • текстовом редакторе;
  • электронной таблице;
  • системе управления базами данных;
  • программе для анализа;
  • графическом редакторе;
  • программе презентации;
  • средствах обслуживания факс-модема;
  • программе перевода.

Это все может идти как по отдельности, так и в рамках интегрированного пакета. О последнем давайте поговорим более детально.

Об интегрированном пакете

Почему только о нем? Дело в том, что отдельных программ существует великое множество. Поэтому о них хватит и обобщающих слов, и простого перечисления. С интегрированными пакетами дела обстоят значительно интересней. Дело в том, что в них входят взаимодействующие меж собой программные продукты. Если говорить про использование информационных технологий, то в первую очередь внимание следует уделить текстовому редактору, электронной таблице и системе управления базой данных. Но главной отличительной чертой программ, что входят в один пакет, является наличие общего интерфейса пользователя, что позволяет применять те же/похожие приемы работы с разными продуктами. Взаимодействие идет на уровне документов. То есть, если мы создали в одном приложении файл, то его можно вставить в другое из того же пакета, изменив при необходимости. Общность интерфейса позволяет уменьшить траты на обучение людей. Еще одно преимущество интегрированных пакетов заключается в том, что целый комплект стоит значительно ниже, нежели покупка программ по отдельности. В качестве примера можно привести довольно широко известный "Майкрософт офис". Если говорить про информационные технологии в государственном управлении, то этот пакет встречается повсеместно. Для большинства, правда, он ограничивается текстовым редактором и инструментом для работы с таблицами. Но это не все его применение. Ведь он предлагает значительный инструментарий для управления проектами, базами данных, презентации и много чего другого.

О базах данных

Они используются для концентрации в себе данных обо всех необходимых процессах и подсистемах организации, а также предоставляют технологию их обработки на оперативном уровне. Информация может поступать как из внутренних, так и внешних источников. При этом специалисты должны уметь выполнять основных технологические операции по работе с данными. Рассмотрим небольшой пример. Допустим, у нас есть база данных, куда поступают сведения об ежедневных продажах, что передаются торговыми агентами предприятия на сервер, или что у нас собирается информация о еженедельных поставках сырья. Не важно. Как еще один вариант – по электронной почте получаются данные о курсе валют, котировках ценных бумаг – что понравиться. После того, как информация занесена в базу данных, она передается компьютерным приложениям. Это может быть текстовый или табличный процессов, или любая прочая программа, с которой ведется работа. Передача может быть запущена вручную или настроена на автоматический режим. Полученная информация используется для обработки, анализа, передачи, хранения или тиражирования. Все зависит от преследуемых целей.

Что есть еще?

Информационные технологии в управлении предприятием не исчерпываются одной базой данных. Кроме них используется:

  1. Электронная почта.
  2. Аудиопочта.
  3. Телеконференции. Использование компьютеров.
  4. Электронный календарь.
  5. Аудио- и видеоконференции.
  6. Видеотекст.
  7. Факсимильная связь.
  8. Хранение документов.

Начнем с электронной почты. Этот инструмент базируется на сетевом использовании компьютеров. Он предоставляет возможность отправлять, получать и хранить сообщения. Но здесь предусмотрена исключительно однонаправленная связь. Чтобы сделать ее двусторонней нужно многократно принимать и посылать сообщения. Этот инструмент зависимо от вложенных в него функций может предлагать различные возможности. Так, один почтовый клиент может передавать текстовые, звуковые и изобразительные файлы, а другой – исключительно слова. При использовании электронной почты можно создать свою собственную или воспользоваться предложениями специальных организаций. В любом случае это требует денег. Следующая информационная технология – это аудиопочта. Она используется для передачи сообщений голосом. В качестве примера можно привести принцип работы автоответчика, который записывает все, что сказал позвонивший. Но в данном случае все же в основном используется телефон, поскольку он является идеальным устройством для преобразования аудиосигналов в цифровой код. К тому же, он может провести этот процесс и в обратном направлении. Часты случаи и использования для этих целей компьютеров. Можно использовать аудиопочту и для группового решения проблем. В качестве примера можно привести случай, когда указывается список лиц, что должны получить данное сообщение. И система будет передавать им его. Главное преимущество по сравнению с первым вариантом – не нужно использовать клавиатуру.

Электронный календарь и конференции

Это в значительной мере недооцененный инструменты, которые существенно облегчают управление персоналом. В первую очередь поговорим про электронный календарь. Это удобный инструмент, который позволяет хранить и манипулировать рабочим расписанием сотрудников организаций. Управление персоналом благодаря ему значительно облегчается, ведь ответственное лицо может назначать людей на смены, устанавливать время встреч или иных мероприятий. И при этом сотрудникам не обязательно идти куда-то и что-то у кого-то спрашивать. Достаточно просто зайти электронный календарь. Следует отметить, что существует большое количество подобных инструментариев, многие их которых могут похвастаться значительным функционалом. Так, может в автоматическом режиме согласовываться время с уже установленным расписанием и много чего другого.

Теперь давайте о конференциях. Всего их выделяют три вида. Обобщенно они называются «телеконференции». Хотя на практике разделение более существенное. Итак, выделяют компьютерные, аудио- и видеоконференции. Каждая из них имеет свои особенности. Кстати, так уж сложилось, что когда говорят об телеконференциях, то обычно подразумевают работу через компьютер. Ее мы и рассмотрим в первую очередь. Компьютерные конференции предполагают использование сети электронно-вычислительных машин для обеспечения обмена информацией меж участниками группы, которые задействованы в решении определенной проблемы. Конечно, круг лиц, что могут к ней быть привлечены довольно ограничен. Хотя, участников все же больше, чем при аудио- и видеоконференциях. При работе с компьютером количество людей может составлять десятки, сотни, и, если позволяют мощности, даже тысячи людей.

Аудио- и видеоконференции

Это важные информационные технологии в сфере управления. Почему? Возьмем, к примеру, аудиоконференции. Они позволяют устанавливать связь между территориально удаленными подразделениями организации или отдельными работниками. В качестве примера реализации можно привести разговор нескольких абонентов в одном сеансе соединения с помощью телефона. При этом могут использоваться как имеющиеся (встроенные) компоненты, так и дополнительные устройства. Существенным преимуществом данного способа установления связи является отсутствие требования к значительной большому количеству техники. Обычно для этого достаточно иметь только современный телефон. Таким способом значительно облегчается процесс принятия решений. Он удобен и значительно удешевляется. Видеоконференции используются для тех же целей. Но в этом случае применяется определенная аппаратура. Хотя наличие компьютера все так же не обязательно. В этом случае участники конференции, пребывая на значительном удалении, могут видеть на экране телевизора своих собеседников, и, зависимо от функционала, себя. Вместе с изображением передается и звуковое сопровождение. Использование этих инструментов позволяет экономить командировочные и транспортные расходы, время, а также привлекать максимальное количество нужных работников к решению определенных проблем.

Видеотекст, хранение документов и факсимильная связь

Некоторые информационные технологии в экономике и управлении уже теряют свои позиции и часто (не) упоминаются как морально устаревшие варианты. К таким можно отнести факсимильную связь. Но она тем не менее будет рассмотрена. Давайте обо всем по порядку. В первую очередь поговорим про видеотекст. Эта технология базируется на использовании компьютера, с помощью которого получается и выводится на экран графическая и текстовая информация. В таком случае действуют тремя путями: создают файлы самостоятельно, заключают договоры со специализирующимися организациями на разработку, получают доступ к уже созданным другими документам. Наибольшую популярность подобный подход приобрел в деле обмена каталогами и ценниками продукции. Другим перспективным направлением является хранение документов. Что оно собой представляет? В последние несколько столетий наметилась тенденция увеличения документооборота. И необходимо хранить все больше. Причем не только текстовых, но и графических, и видео, и аудио, и ряд других. Порой количество документов может достигать такого объема, что хранение вызывает значительные проблемы. Поэтому получает распространение практика их оцифровывания и сохранения или в облаке, или на определенном физическом носителе на территории организации. При необходимости их можно спокойно извлечь, обработать, изменить, вывести на экран и/или распечатать. При этом для хранения данных необходимо чрезвычайно мало места. На одном оптическом диске может спокойно уместиться примерно 200 тысяч текстовых страниц! Особенно эта важно, если кто-то ищет информационные технологии управления проектами. Ведь хранение документов обычно сопровождается удобством координации их использования. И напоследок – факсимильная связь. Для чего она? Эта связь базируется на использовании факс-аппаратов, которые позволяют быстро рассылать документы участникам группы. Они могут читать документы на одном конце канала связи и воспроизводить его на другом.

Заключение

Вот кратко и были рассмотрены информационные технологии. Следует отметить, что размера статьи явно не хватает для того, чтобы рассмотреть все рабочие моменты и их проникновение в нашу жизнь. Можно было бы уделить внимание и рассказать про информационные технологии в муниципальном управлении. Читатель знал, что сейчас можно во многих городах взаимодействовать с ЖКХ посредством онлайн-службы? Если что-то не удовлетворяет или сломалось из их ведения, то достаточно написать соответствующим структурам, и они вышлют специалиста (электрика, сантехника), чтобы он исправил проблему. Согласитесь, это удобно. При этом они проникают во все сферы жизни, и одним ЖКХ не ограничиваются. Информационные технологии в управлении образованием, медициной, и прочими необходимыми для нас государственными услугами позволяют чувствовать себя более комфортно. Рассмотрим пример? Давайте затронем сферу образования. В последние годы появляются электронные журналы, где проставляются оценки школьников и студентов. Расписание уроков и пар выкладывается в Интернет. Все меньше бумаг остается в быту, и все сильней влияние информационных технологий.

Комментарии