"Чакра Фролова" - фигура высшего пилотажа: описание. Самолёты, выполняющие "чакру Фролова"
Мало кого может оставить равнодушным зрелищное воздушное шоу истребителей. Особенно исполняющих фигуры высшего пилотажа целой командой. Это поистине мастерское владение машиной, мгновенно выполненные расчеты, уверенность и смелость. Однако продумывались все эти фигуры когда-то не для зрелищных представлений, а в качестве способа внезапного нападения или ухода от противника. Одним из самых искусных и невероятных кульбитов является так называемая "чакра Фролова". Что это, как она исполняется и откуда, собственно, такое название, мы с вами и разберемся в этой статье.
Пилотаж - что это?
Пилотаж - это маневрирование в пространстве летательного аппарата, конечная цель которого - выполнить какую-либо фигуру в воздухе или поразить противника. Отсюда высший пилотаж:
- наивысшая степень летного мастерства, а именно - искусство выполнять на самолете сложные фигуры в воздухе;
- управление летательным аппаратом, цель которого - выполнить отдельные фигуры пилотажа или их комплекс;
- полет на воздушном судне, характеризующийся исполнением самых сложных маневров;
- высшая степень мастерства летчика.
Фигуры пилотажа
Фигурой пилотажа называется воздушный кульбит по заранее определенной траектории, положение самолета при котором не соответствует стандартному - горизонтальному. На различных авиашоу и летных представлениях из таких фигур составляются целые зрелищные комплексы.
Фигуры пилотажа принято разделять на одиночные и групповые. Следующая классификация - простые, сложные и высшие. Надо сказать, что она нестатична - в зависимости от совершенствования конструкций летательных аппаратов некоторые высшие кульбиты перешли в сложные, сложные в простые и т.д. Представим вашему вниманию современную разгруппировку.
Простой пилотаж
К нему относятся следующие фигуры:
- Вираж - воздушное судно движется поступательно, затем разворачивается в горизонтали на 360°, при этом выдерживая крен в 60°.
- "Горизонтальная восьмерка" - траектория пролегает в горизонтальной плоскости. Эта фигура является комбинацией двух виражей, правого и левого, в результате чего в воздухе выписывается "восьмерка". При ее выполнении не должно происходить как набора, так и потери высоты.
- "Спираль" - траектория движения летательного аппарата спиральная, а на эксплуатационных углах атаки пилот производит набор или снижение высоты.
- Пикирование с выдержкой угла 45° - самолет движется под углом относительно поперечной оси инерции.
- "Горка" - пилот набирает высоту, выдерживая постоянный угол наклона траектории (до 45°).
- "Боевой разворот" - навык пилота быстро развернуться на 180°, набирая при этом высоту.
Сложный пилотаж
В эту категорию входят:
- Виражи с креном более 60-70°.
- Переворот - аппарат переворачивается на 180° вдоль своей продольной оси и продолжает движение в перевернутом относительно горизонта положении.
- "Петля Нестерова" - порой часто именуется ошибочно "мертвой". Это замкнутое петлевидное движение в вертикали. "Петля Нестерова" и "чакра Фролова" - фигуры русского пилотажа.
- Пикирование с углом более 45°.
- "Горка" с углом более 45°.
- "Бочка" - самолет разворачивается относительно своей продольной оси на 360°, сохраняя при этом высоту и направление полета.
- "Штопор" - создается впечатление неконтролируемого падения самолета. Аппарат резко снижается по нисходящей крутой спирали, при этом вращаясь вокруг всех трех своих осей.
- "Свечка" - вертикальный взлет самолета.
- "Хаммерхед" - поворот аппарата на вертикали.
- "Ранверсман" - поворот при выполнении "горки".
- Переворот летательного судна на вертикали.
- "Штопорная бочка" - сочетание фигуры "бочка" со "штопором".
Высший пилотаж
Сюда относятся все непредставленные фигуры, а также так называемый обратный пилотаж. Особого внимания заслуживают три:
- "Колокол" - нос самолета направлен вверх при нулевой скорости, затем аппарат резко опрокидывается носовой частью вниз, что в некотором роде напоминает раскачку языка колокола. Применяется для обмана радаров врага - исполняя фигуру, машина зависает в воздухе на несколько секунд, становясь для этих устройств невидимой.
- "Кобра" - во время исполнения данной фигуры пилот демонстрирует мастерское управление тангажем во время полета, показывая сверхманевренность реактивного аппарата.
- "Чакра Фролова". Об этой фигуре мы поговорим особенно.
Описание "чакры Фролова"
Таким интересным названием именуется "мертвая петля с очень малым радиусом разворота; кульбит, характеризующийся разворотом в плоскости корпуса самолета на 360°. Наблюдателям кажется, что самолет буквально разворачивается вокруг своего хвоста. Аппарат при этом движется на малых скоростях, что еще более прибавляет зрелищности.
"Чакра Фролова" - фигура высшего пилотажа, еще ни разу не применявшаяся во время реального воздушного боя. В основном она демонстрируется пилотами высшего класса на показательных выступлениях и авиашоу. Как никакая иная, она показывает аэродинамическое совершенство двигательных систем истребителей поколения 4+.
Практически "чакру Фролова" можно успешно применить в бою - она позволяет быстро атаковать противника, который находится за спиной у пилота. Также это моментальный маневр перехода отступления в контрнаступление, когда противник уже близко, выполнением петли пропустить его вперед, самому оказавшись за его спиной.
Самолеты, выполняющие "чакру Фролова"
Исполнить эту высшепилотажную фигуру способны только аппараты с отклоняемым вектором тяги - при нем реактивная струя двигателя отклоняется в сторону от линии направления движения самолета.
В частности, это следующие истребители:
- СУ-30 МКИ/СМ.
- СУ-35.
- СУ-37.
- СУ-47.
- СУ-57 (ПАК-ФА).
- МиГ-29 ОВТ.
- F22 "Раптор".
Если вам интересно, откуда появилось такое интересное название фигуры - "чакра Фролова", читайте дальше.
Что такое "чакра"?
Слово "чакра" произошло от санскрит. चक्र, что означает "кольцо", "круг", "диск". Так именуется метательное оружие у индусов. Кстати, согласно индуизму, энергетические центры человека - тоже чакры, и они представляются сферическими, шарообразными.
Чакра - весьма простое на вид оружие. Это металлическое кольцо с заостренной кромкой. В диаметре может быть от 12 до 30 см, толщина его - 1-3,5 мм, а ширина металлической полоски - 1-4 см. Интересным выглядело его ношение - на конусовидных шляпах, напоминающих высокие колпаки волшебников. Некоторые воины привязывали чакру к поясу. А вот сикхи нанизывали это оружие на свой высокий тюрбан.
Как же это изобретение соотносится с фигурой высшего пилотажа? Его движение во время метания очень напоминает движение самолета в исполнении "мертвой" петли Фролова. Запускали оружие при этом очень просто - раскручивали вокруг указательного пальца и направляли в неприятеля. Чакра могла пролететь до 50 м и серьезно ранить противника. Как это все выглядело на практике, можно увидеть, пересмотрев легендарную "Зену - королеву воинов". Главная героиня в фильме метала оружие, сильно напоминающее чакру.
Летчик-испытатель Фролов
Евгений Иванович Фролов, родившийся в 1951 г., - это летчик-испытатель, впервые исполнивший данную фигуру высшего пилотажа на сверхманевренном экспериментальном истребителе четвертого поколения СУ-37. Неудивительно, что его фамилия стала нарицательной.
Заслуженный летчик-испытатель Советского Союза, а также Герой РФ, Е. И. Фролов впервые продемонстрировал "чакру" в 1995 году. Происходило это на базе авиасалона в Ле-Бурже.
"Чакра Фролова" - далеко не единственная заслуга этого аса. Давайте ознакомимся со списком достижений Евгения Ивановича:
- Четыре авиационных рекорда мирового уровня.
- Освоение посадок и взлетов с палубы авианесущего крейсера "Адмирал Флота СССР Кузнецов".
- Как разработка, так и внедрение в систему подготовки пилотов трех высшепилотажных фигур, одной из которых и стала "чакра Фролова".
- Первым поднял в небо и провел весь комплекс необходимых испытаний целого ряда истребителей: СУ-26, СУ-27СМ, СУ-29, СУ-38, а также первого российского самолета с изменяющимся вектором тяги - СУ-37 в 1996 году.
- В 1988 г. Е.И. Фролов успешно посадил летательный аппарат после прямого удара молнии.
- В 1994 г. для участия в авиасалоне произвел перелет на истребителе в направлении "Москва-Чили", в общей сложности преодолев 20 тыс. км. Обратный путь осложнился повреждением двигателя - в его воздухозаборник попала птица. Пилот смог выполнить безаварийную посадку своей машины.
- В 2007 году число освоенных Евгением Фроловым модификаций и типов самолетов превысило 60 единиц.
"Чакра Фролова" - зрелищная высшепилотажная фигура, возраст которой уже чуть более 20 лет. "Мертвая" петля, во время которой самолет крутится вокруг своего хвоста, будто индийское метательное оружие чакра, - не только впечатляющий трюк, но и вираж, который может перейти в контрнаступление в реальном бою.