Объектом педагогики является... Что является объектом исследования в педагогике?
Обучение человека, на первый взгляд, кажется весьма простым занятием. Однако на практике научить кого-то чему-то - нелегко. Ведь по своей природе - человек склонен к лени, и только необходимость заботы о хлебе насущном заставляет его развиваться и обретать новые знания и умения. Именно поэтому процесс обучения нового поколения столь важен, что для его изучения создана целая наука – педагогика. Давайте узнаем больше о ней, а также выясним, что является объектом педагогики и чем он отличается от предмета и субъекта.
Что такое «педагогика»
Данным существительным именуется наука, которая сконцентрирована на образовании личности в каждом из ее возрастных периодов.
С педагогикой тесно связана следующая цепочка понятий: воспитание-обучение-образование-формирование-развитие-социализация.
Чтобы лучше понять их, стоит узнать определение каждого.
- Воспитание – систематизированный и целенаправленный процесс формирования у учащегося системы взглядов и убеждений, а также знаний и навыков.
- Обучение – процесс взаимодействия педагога и его подопечного, с целью усвоения последним системы знаний, формирования у него умений, а также развития природных задатков у ученика.
- Образование – это понятие имеет двоякую природу. С одной стороны, это комплекс из воспитания и обучения. С другой – это достигнутый ими результат.
- Формирование – развитие личности под действием внешних факторов и внутренних мотивов.
- Развитие – процесс изменений в человеке, в результате которых он совершенствуется в моральном, интеллектуальном и профессиональном плане. В отличие от других педагогических явлений, данное имеет скачкообразный характер. Иными словами, с теории тенденции по развитию ученика можно просчитать, однако на практике этот процесс у каждого проходит с индивидуальной скоростью.
- Социализация – процесс адаптации индивидуума в социуме. Как и образование, данная категория относится к педагогическим целям. То есть педагогика направлена на то, чтобы помочь личности найти свое место в обществе и превратиться в его полноправного и полезного члена.
Какие существуют разделы педагогики
Прежде чем разобраться с тем, что является объектом педагогики, стоит узнать, какие разделы есть у этой науки. Дело в том, что отдельные из них имеют несколько более узкоспециализированные объекты.
Как правило, выделяется восемь разделов.
- История педагогики.
- Специальная, она же лечебная.
- Сравнительная.
- Исправительная (пенитенциарная).
- Возрастная.
- Социальная.
- Практическая.
- Общая.
Что является объектом педагогики как науки
Рассмотрев в общих чертах, что такое педагогика, стоит перейти к главному.
Прежде всего, стоит отметить, что на вопрос «Что является объектом исследования педагогики?», различные учение отвечают по-разному.
Иногда встречается мнение, что если субъектом в этом процессе является учитель, то объектом выступает непосредственно сам ученик. Однако такая трактовка не совсем верна. Ведь она значительно сужает масштабы рассматриваемой науки, поскольку воспитуемый не является объектом педагогики.
Всемирно-известный педагог-практик А.С. Макаренко в начале ХХ в. отмечал ошибочность подобного утверждения, призывая коллег концентрироваться не на ученике, а на его психике. Однако, и такой прогрессивный взгляд был не полным. Дело в том, психика человека (в данном случае учащегося) – это объект другой науки (психологии). И хотя этот аспект всегда берется во внимания при организации образовательного процесса, она тоже не является объектом педагогики.
Что же это тогда? Настоящим объектом педагогики является образование.
Предмет и объект в педагогике: в чем разница?
Рассмотрев, что является субъектом и объектом изучаемой науки, стоит узнать и о ее предмете.
Как и объект, он сконцентрирован на образовании. Однако в данном случае, речь идет о практическом, целенаправленном, продуманном процессе, организованным не только в общеобразовательных учреждениях, но и в семьях.
Что является объектом специальной педагогики и социальной
Как уже было сказано выше, в отдельных отраслях рассматриваемой науки, выделяются отличные, более узкоспециализированные объекты.
Так в лечебной педагогике (сконцентрирована на изучении и организации образовательного процесса с учениками, имеющими особые нужды) объектом выступает непосредственно личность такого проблемного ребенка. При этом предметом остается все тот же процесс образования.
Социальная педагогика направлена на изучение и анализ влияния среды на образование.
Как и в предыдущем случае, в общем, объектом социальной педагогики является сам ученик. Однако, в частности рассматривается его адаптация в обществе, в процессе формирования личности.
Предметом социальной педагогики выступает закономерность протекания социализации.
Что является объектом в других педагогических науках
В истории педагогики объектом выступает закономерность развития (в теории и на практике) процесса образования у различных народов в разные эпохи, и нахождения общих тенденций.
В возрастной педагогике - это образование ребенка от рождения и до его превращения во взрослого.
В случае со сравнительной педагогикой – это сравнения образовательных систем и институтов в разных странах, поиск их особенностей, связанных с культурой отдельно взятой нации.
Объектом пенитенциарной педагогики выступает образовательная система в исправительных учреждениях.