Бюджет субъектов РФ - это что такое?

В Российской Федерации государственная финансовая система устроена таким образом, что есть бюджеты разных уровней. Наиболее известным является так называемый центральный, которым распоряжаются чиновники из Москвы. Но есть ещё региональные, областные, краевые, районные, городские и сельские бюджеты. Что они собой представляют? Какие доходы получают и расходы несут? Что собой представляет бюджет субъектов РФ? Это все будет рассмотрено в рамках статьи.

Общая информация

Бюджет субъектов РФ – это форма сбора и траты денежных средств, которые нужны для обеспечения функций и задач, находящихся в ведении субъекта Федерации. Они формируются на основе таких принципов:

  1. Гласности.
  2. Единства (все доходы идут в один бюджет).
  3. Сбалансированности.
  4. Самостоятельности (каждый уровень власти должен работать самостоятельно над составлением собственного бюджета).

Поступления можно разделить на неналоговые и налоговые. В целом следует отметить, что федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ довольно похожи. Если кратко, то они отличаются статьями наполнения и трат, а также их размерами. Неналоговые доходы представляют собой поступления от различных видов собственности и дивидендов по акциям, которые принадлежат субъекту. Каждый из них заинтересован в развитии и увеличении поступлений. Налоговые доходы делятся на закреплённые (собственные) и регулируемые.

Что они собой представляют?

Закреплённые налоги вводятся непосредственно самим субъектом Российской Федерации и поступают в бюджет на постоянной основе. К ним можно отнести, например, региональные сборы. Они формируют стержень финансовой системы субъектов РФ. Благодаря этому становится возможным осуществление долгосрочной экономической и социальной политики, обеспечение работы учреждений и структур социальной сферы. Так, могут взиматься налоги на имущество организации, недвижимость, транспортный, лицензионные сборы и вмененный доход. А в другом случае работает иной механизм. Под регулируемыми налогами понимают суммы денег, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью обеспечения нужного объема финансовых ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств. Давайте рассмотрим несколько вариантов. Это и НДС, и налог на доходы физических лиц, и на прибыль. Правда, перераспределяются не все средства, а только определённый процент. К регулирующим налогам можно отнести ещё субсидии, дотации и средства из специальных фондов для финансовой поддержки регионов. Как видите, бюджет субъектов РФ – это сложный механизм обеспечения деятельности, который базируется на множестве источников. Регулируемые доходы были введены из-за различного уровня развития территорий.

Возможности субъектов

Они могут вводить региональные сборы и налоги, устанавливать по ним размеры ставок и предоставлять льготы. Также представители исполнительной власти в рамках субъектов могут предоставлять рассрочки или отсрочки по их уплате. Но это возможно только в тех случаях, если больше проблем нигде нет. Если же говорить о том, что составляет наибольшую часть бюджетов субъектов РФ – это НДС, акцизы, пошлины и налог на прибыль. Следует отметить высокую интенсивность перераспределения денежных средств. Поскольку довольно много забирает себе федеральный центр, то в среднем по стране эта статья дохода колеблется в диапазоне 30-40% от общего объема средств.

Расходы

На что тратятся деньги? На какие статьи идут расходы бюджетов субъектов РФ? Около трети всех денежных средств используется в качестве помощи на других уровнях государственной финансовой системы. Например, область перечисляет районам на строительство школ. Затем внимание уделяется промышленности, здравоохранению, сельскому и дорожному хозяйству, правоохранительной деятельности, государственному управлению, образованию, культуре и социальной политике.

Расходы: конкретные примеры

Необходимо обеспечивать финансирование большого количества направлений деятельности. При этом расходы бюджетов субъектов РФ группируются по статьям. Детали могут меняться в зависимости от ситуации, но в целом они похожи. Так, например, в одну статью объединяется финансирование муниципальных учреждений образования, здравоохранения, ЖКХ. Под вывеской социальной политики подразумевают расходы, которые идут гражданам с детьми, инвалидам, ветеранам. Также бюджеты субъектов РФ/местные бюджеты кредитуют на льготных условиях предприятия промышленности, сельскохозяйственные объединения, помогают региональным учреждениям научной направленности. Отдельно идут и службы поддержания общества, такие как государственное управление, правоохранительная деятельность, противопожарные объекты.

Как всё идёт на самом деле?

Наверное, ни для кого не является секретом то, что в связи с нехваткой финансов социальная сфера, образование и здравоохранение снабжаются по остаточному принципу. Увы, но уже несколько лет сокращаются выделенные средства на врачей и больницы, что не может не огорчать. Во многом это обусловлено тяжелыми экономическими условиями. В идеале социальная сфера должна полностью обеспечивать выполнение установленных государством стандартов. Сейчас они предусматривают значительный уровень обеспечения населения услугами. Но увы, все четыре показателя этой сферы имеют проблемы. Эти слова относятся к обеспечению детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями, амбулаторно-поликлиническими объектами и больницами.

Госдолг субъектов

Отдельная территория федерации обладает правом занимать средства для выполнения своих обязанностей. Дополнительное финансирование может понадобиться как для банального «проедания», так и для помощи субъектам предпринимательской деятельности путём предоставления льготных займов. Как бы там ни было, формируется государственный долг субъекта. Под ним подразумевают совокупность обязательств, которые обеспечиваются собственностью. Доходы бюджетов субъектов РФ в данном случае могут быть увеличены путём:

  1. Заключения договоренностей с финансово-кредитными организациями (в том числе международного масштаба) или иностранными государствами.
  2. Получения государственных займов, что подразумевает выпуск ценных бумаг.
  3. Заключением соглашений о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств предыдущих лет.
  4. Лоббирования предоставления государственных гарантий.

Кто же может привлекать внешнее заимствование? Это возможность доступна исключительно тем субъектам, что не получают помощь для выравнивания обеспеченности из федерального бюджета.

Специфические моменты работы с госдолгом

Верхний предел долговых обязательств устанавливается на законодательном уровне. Поэтому превысить его просто так не получиться. При этом максимальная величина не должна превышать уровень доходов без учета помощи. Кроме того, следует отметить, что субъекты не отвечают по долговым обязательствам иных структурных единиц, а также всей Российской Федерации. Определённое влияние оказывает ещё конституция или принятый устав территориального образования. Средства бюджета субъекта РФ являются экономической основой для государственного сектора. Поэтому и была предусмотрена возможность не только обзаводиться долгом, но и получать помощь из других внутренних источников Российской Федерации.

Полномочия

Важным является не только объем получаемых денежных средств, но и полномочия, которые есть у местных представителей власти. Так, налогов в бюджет субъектов РФ могут поступать много, а вот потратить их довольно сложно. Рассмотрим пример с городом федерального значения и одновременно столицей РФ – Москвой. 10 сентября 2017 года прошли выборы районных депутатов. Казалось бы, раз это столица, то они будут руководить значительными средствами. Но нет. По факту всё осуществляется централизовано. И сказать, что районы обладают значительными бюджетами, нельзя. В случае с Москвой ситуация построена таким образом, что большинство полномочий концентрируется у мэра и городской администрации. Поэтому депутаты выступают больше в качестве трансляторов мнения местных жителей, нежели людей, которые обладают реальной властью. Хотя подобная ситуация наблюдается не везде. В этом плане Российская Федерация является весьма интересным государством, в рамках которого одновременно под одной формальной юрисдикцией существует несколько подходов к управлению. И если в Москве у районных депутатов весьма призрачные возможности управления, то есть ряд городов, где их согласия требует практически любое изменение. Конечно, нельзя сказать, что депутаты в, допустим, Ярославле значительно влиятельнее. Но они могут при желании вступить в конфронтацию с администрацией, значительно усложнив ей жизнь. Тогда как в Москве для этого элементарно не предусмотрены реальные рычаги влияния.

Комментарии