Советские стенки: описание, производители. Советская мебель

Советский Союз – это по-настоящему эпохальное государство. За историю своего существования этой стране пришлось пережить несколько витков развития, каждый из которых существенно отличался один от другого. Причем перемены касались не только самого государства и геополитических амбиций и планов его руководства, но и обычных советских граждан. А все потому, что главная особа в той далекой державе, генеральный секретарь ЦК КПСС, единолично принимал многие решения, которые очень часто имели непосредственное отношение к быту обывателей. В сегодняшней статье мы как раз и рассмотрим то, в каких условиях жили граждане Советского Союза, а точнее – вспомним обстановку их квартир и домов, прежде всего – знаменитые советские стенки.

Образцы мебели советского времени и поныне легко встретить в типичных хрущевках и «чешках». Зачастую это изделия, выпущенные в последние годы существования государства, имя которому - СССР. Этой страны нет уже четверть столетия, но она, как оказалось, – отличный производитель мебели, которая служит людям до сих пор, как, собственно, и многие другие вещи того времени.

Исторический экскурс

В первые годы становления Союза советы вряд ли думали об обстановке жилищ трудящих и крестьян. Те десятилетия после революции были трудными для всех, людям приходилось использовать ту мебель, которая у них уже была. Тогда даже в перспективе не существовало такого понятия, как «советские стенки».

Все производственные мощности были направлены на становление государства как такового, после - на удовлетворение нужд фронта. В эти годы основной производитель мебели в стране – это деревообрабатывающие комбинаты и фабрики, лесопильни, небольшие артели, где предметы интерьера делались вручную. Обстановка богатых домов того времени отличалась вычурностью и помпезностью, она поддерживала каноны дореволюционных лет. Шкафы, серванты, комоды и трюмо были добротными, массивными, их делали из дерева, часто ценных пород, украшали красивой резьбой и росписью. Такое могли себе позволить немногие, а потому именно эти образчики мебели советских лет ныне - наиболее ценные.

Простые же обыватели довольствовались довольно грубыми тумбами и шкафами, сколоченными из того, что было под рукой. Ни о какой эстетике и роскоши речь тогда идти не могла.

Спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны партией было принято решение о том, что необходимо отказаться от излишеств в строительстве. Касалось это положение и личного пространства граждан, а значит, и внутренней обстановки их домов.

Бабушкин «антиквариат»

Население страны в то далекое время было поставлено в довольно жесткие условия существования. В ту пору началось массовое переселение людей из сел в города, в том числе и столицу Союза. Селиться им приходилось в коммунальные квартиры, общежития или отдельные комнаты, которые выделяли горожане для "лимиты" с целью получения дополнительного дохода.

Теснота вынуждала многих избавляться от массивной обстановки, загромождающей жилые помещения, а потому качественная и красивая мебель, а также гарнитуры, пережившие революцию, доставшиеся людям по наследству, безжалостно выбрасывались.

Те же, кому квадратные метры позволяли сохранить старинную мебель, не прогадали, ведь она стала впоследствии предметом зависти для многих, особенно в условиях труднодоступности современных на то время аналогов. Советские стенки были дефицитным товаром, приоритетным для многих в перечне необходимых покупок. За ними люди записывались в очередь, к тому же семьи подолгу копили деньги на новые гарнитуры и диваны.

Не квартирами едиными

Массового производства товаров из категории предметов народного потребления, к которой относились шкафы, стенки, серванты, обеденные гарнитуры, диваны и кресла, на то время не было. Однако упомянутое выше постановление изменило существующий порядок вещей. Правительством было принято решение о том, что необходимо снабдить население простой и доступной мебелью.

Это произошло в тот период, когда началось массовое расселение людей в отдельные квартиры. Домов тогда строилось много, но вот качество квартир в них оставляло желать лучшего. Однако маленькие, часто смежные комнаты с низкими потолками все равно были для многих пределом мечтаний.

Советская мебель того времени была довольно интересной. Фабрики отказались от использования натурального дерева для ее изготовления, заменив этот материал на ДВП и МДФ. Дизайнеры предложили тогда потребителям изделия в стиле минимализм. Если описывать первые советские стенки, то их можно охарактеризовать как небольшие модули, которые состояли из двух-трех секций.

Несправедливо забытое прошлое

В одном таком гарнитуре размещался небольшой шкаф с вешалками и полками, закрывающийся распашными дверцами, несколько открытых полок или ниш, остекленный сервант. Конструкция устанавливалась на простые ножки, чаще всего они имели несколько футуристическую округлую форму и располагались под углом. Некоторые модели были дополнены квадратными антресолями.

Стенки советских времен, а именно 50-60-х годов, имели лаконичную окраску, Это были несколько оттенков коричневого, имитирующего натуральное дерево (орех, ясень, дуб). Именно тогда в моду вошло лаковое покрытие. Правда, первые образцы подобных гарнитуров для гостиной были хорошего качества. Глянец на многих из них не растрескался и поныне, даже спустя полвека.

Типичная стенка советская (лакированная), согласно своей минималисткой стилистике, оснащалась лаконичной фурнитурой. Ее фасады были гладкими - никакой резьбы и рельефности. Ручки также отличались сдержанностью, они были или в виде узких скобок, сделанных из металла, или представляли собой объемные шайбы из пластика черного или белого цвета.

Последняя советская мебель

Увы, но от подобного дизайна отказались довольно быстро. Причем выбор был сделан в сторону еще худших вариантов мебели. В 1962 году было создано специальное бюро, занимающееся разработкой мебели, имеющее статус всесоюзного конструкторского института. Работу ее сотрудников очень сильно усложняла государственная бюрократия и номенклатура. Сформировав проект неплохого дизайна, конструктору приходилось переделывать его под существующие детали и материалы, которые были на данный момент в государстве.

Начиная с 80-х годов о пресловутом высоком качестве советской мебели можно было уже забыть, как, собственно, и о ее нормальном внешнем виде. Именно эти стенки советского производства по большей мере дошли до наших времен. Это пресловутые «Альбина», «Простор», «Домино», «Орфей» и другие гарнитуры производства Одесского, Запорожского, Житомирского мебельных комбинатов.

Описание этих «шедевров дизайнерской мысли» очень колоритное. Были среди образцов и модели со вполне пригодным внешним видом, в основном если их создатели сумели обойтись без излишней лакировки и декора. Однако в основном именно украшения портили фасады шкафов, тумб и антресолей. Зачастую это была стилизация под лепнину, выполненная из тонкого пластика. Витиеватый узор получал поддержку также и в дверных ручках, которые были щедро украшены вензелями, а иногда и позолотой.

Советская стенка 80-х годов – это очень массивная конструкция, которую обычно размещали вдоль самой длинной стены в помещении, чаще всего в гостиной. Стандартная комплектация включала в себя высоченные модули разного предназначения. Например, одна такая вертикальная линейка могла состоять из нижней тумбы, поверх которой устанавливался стеклянный сервант, а антресоль, размещенная под самым потолком, венчала шкаф. Стенка формировалась из 3-5 таких сооружений. Среди них были и узкие пеналы, в которых теоретически должен был быть бар, но люди складывали в этот отсек все, что под руку попадало.

Глубина шкафов этого периода вызывала особо много нареканий со стороны потребителей, ведь в них часто даже не помещались стандартные вешалки.

От «самодела» до массовой штамповки

Основной производитель мебели в Советском Союзе – это государственные предприятия. Они располагались по большей мере в европейской части страны (на территории нынешней России, Украины, Беларуси). Комбинаты группировались возле крупнейших по количеству населения городов, таких как Москва, Ленинград, Киев, Харьков. Каждый гарнитур имел фабричное название, но в народе мебельные стенки получали другое наименование, связанное с местом, где они были сделаны: стенка «житомирская», «одесская», «московская», «югославская», «чешская».

Большие предприятия делали сборную мебель, которая реализовывалась в упакованном виде, владелец же самостоятельно собирал свой «конструктор». Стоит отметить, что разработка гарнитуров производилась с учетом типичных расчетов жилых помещений, а сама стенка должна была войти в комнату максимально гармонично.

Те же, у кого была такая возможность, приобретали изделия, созданные по индивидуальным заказам, добывали старинную мебель или реставрировали то, что досталось им от зажиточных предков.

«Наш» импорт

Иногда в продажу поступали стенки импортного производства. Причем таковыми являлись даже те изделия, которые были родом из очень недалекого зарубежья – ГДР, Югославии. Достать и купить такую мебель, было пределом мечтаний любого владельца собственного жилья. Она служила идеальным поводом для гордости и хвастовства хозяевами перед гостями, родственниками и соседями.

Стоит отметить, что такие советские стенки в интерьере смотрелись наиболее выигрышно. К тому же и качество их было на уровень выше, чем у продукции фабрик собственного производства, расположенных на территории СССР, особенно если брать в расчет мебель, изготовленную непосредственно накануне распада Союза.

Те, кому посчастливилось побывать заграницей в эпоху тотального отрицания вредоносного капитализма, отмечают, что советские стенки и мягкая мебель, изготовленные во времена «оттепели», во многом походили на популярную тогда обстановку интерьера на Западе, да и по качеству эти товары были ничем не хуже импортных. К слову, мебель в минималистском дизайне, распространенная в нашей стране в 50-70-е годы, была прототипом товаров из шведской «Икеи», которая уже тогда начала свое функционирование на территории Европы.

Интерьерное чудо

Встретить мебель времен СССР сейчас не так уж и трудно. Особенно распространена она в квартирах, где проживают люди преклонного и пожилого возраста. Молодежь по большей части старается избавляться от этого «чуда», отдающего нафталином. Редко какая стенка выглядит сносно до сих пор, а уж тем более сумела сохраниться в своем первозданном виде.

На просторах тематических дизайнерских форумов очень часто можно встретить призыв о помощи от тех, кому выпало стать «счастливым» обладателем громоздкой советской стенки. Люди в основном интересуются, как ее вписать в интерьер максимально грамотно. Специалисты советуют в первую очередь избавиться от стереотипного мышления и не выставлять гарнитур именно «стенкой», рассредоточив модули по углам, а то и вовсе отчасти избавиться от них. В первую очередь это касается сервантов, заполненных хрусталем и морально устаревшими сервизами.

Менять нельзя выбрасывать

Конечно, хорошая мебель сейчас стоит больших денег, купить ее далеко не каждому по карману, а потому многим приходится мириться с соседством бабушкиных стенок. Но ведь далеко не всегда это гарнитуры плохого качества, с непродуманным функционалом и провисшими дверцами. Люди, которые ухаживали за своей мебелью, своевременно ее чинили, сохранили и с удовольствием пользуются этими шкафами и тумбами до сих пор.

К тому же, если вам посчастливилось стать обладателем стенки в стиле минимализма, ар-деко, а то и вообще «сталинского ампира», которая была выпущена до 80-х годов, то после реставрации она сможет прослужить еще не один десяток лет, а по внешнему виду ее трудно будет отличить от современной импортной мебели.

Вторая жизнь

Конечно же, тогда у читателей может возникнуть вполне резонный вопрос о том, как обновить старую советскую стенку. Все зависит от того, насколько хорошо сохранилась мебель, в каком состоянии ее фурнитура, а также из чего она вообще сделана.

Если по большому счету с ней все хорошо, а реставрации требуют лишь фасады шкафов, то нужно включать фантазию и работать над созданием нового внешнего вида уже порядком надоевшей мебели. Существуют специальные организации, которые выполняют подобную работу, их дизайнеры делятся секретами своей работы и рассказывают, в каких направлениях можно поработать:

  • перестановка;
  • смена цвета;
  • декор.

Все эти действия можно выполнять по отдельности или вместе. Тогда уж наверняка вы получите совершенно другую мебель. Декор советской стенки делают при помощи смены фурнитуры. Иногда бывает достаточно поменять дверные ручки в шкафу, а от этого полностью меняется его внешний вид. Также можно поработать и более кардинально, изменив стилистику фасадов. В качестве вспомогательного материала используют и текстиль, и камни, и краски для росписи.

Перезагрузка

Полноценная переделка старой советской стенки – это сложная и кропотливая задача, требующая не одного дня работы. Прежде чем приступать к делу, важно полностью продумать расположение мебели после реставрации, а также ее стиль. Гарнитур можно переделать так, что от него прежнего останется лишь каркас, а все остальные детали будут полностью или частично заменены и обновлены.

Первоочередному ремонту подлежат поворотные механизмы и фурнитура – трубы для вешалок, крючки, петли на дверных ручках, направляющие в выдвижных ящиках, которые в советских стенках были сделаны или из пластмассы или из деревянных реек, а потому ячейки спустя несколько лет использования просто заваливались друг на друга.

Следующим шагом может быть устранение других возможных огрехов – шпаклевка дыр, трещин и прочего брака. Однако если в планах есть покраска мебели в новый цвет, нужно снять ее верхнее покрытие, особенно если это лакированное изделие. Красят обычно нитроэмалью по предварительно грунтованной поверхности.

Сама расстановка стенки играет немаловажную роль. Минус такой мебели в том, что между шкафами живописно зияют огромные щели, это очень портит ее внешний вид. Избежать этого можно, стянув секции болтами поверху.

Комментарии
Доброго! Вот подскажите мне лучше, есть у меня дома стенка, по виду скорее всего "Антей 17". Я вот пытаюсь узнать, кто ее делал - это советская стенка или импортная? Конечно, на задней стенке должна быть бирка, но я до туда не долезу...
Я бы проставила запятую во фразе "Менять нельзя выбрасывать", ПЕРЕД словом "ВЫБРАСЫВАТЬ". Реставрация - хлопотно и ДОРОГО! Помимо драгоценного времени, нельзя забывать о материалах, они не бесплатные. Чем собирать бабушкину мебель, лучше обратиться к философам и мудрецам: "Только не имея некоторых вещей, мы узнаем, что многие из них нам и не нужны. Сенека".