Налогообложение предприятий - поиск оптималього решения

Налогообложение предприятий устанавливается законодательством того государства, где находится объект, который подлежит обложению налогами. При пересечении товаров таможенной границы необходимо субъекту хозяйствования уплатить дополнительно соответствующую пошлину и налоги. Налоговым законодательством регулируются все отношения по начислению и уплате налогов и неналоговых платежей, а также права и обязанности сторон этих правоотношений.

Основную структуру системы налогообложения попробуем рассмотреть на примере Российской Федерации. Так, непосредственно Налоговым кодексом (далее – НК РФ), с использованием принципа равноправия для всех, определяется перечень налогов и сборов. Данным законодательством не допускается применение налоговых ставок, льгот и каких-либо иных особых условий в зависимости от происхождения капитала, причастности к высшим слоям власти должностных лиц либо определенной формы собственности. Налогообложение предприятий не должно ни в коем случае препятствовать развитию экономики страны или нарушать экономическое единство пространства РФ.

Субъектом налоговой системы является непосредственно сам плательщик, а к основным элементам налогообложения можно отнести объект налогообложения, налоговые база и периоды, ставки налогов, порядок их применения, а также сроки уплаты в бюджет. Также данным законодательством оговариваются основания для применения налоговых льгот.

Согласно НК РФ налогообложение предприятий состоит из совокупности налогов, которые подразделяются на федеральные, региональные, специальные налоговые режимы и местные. Система федеральных налогов формируется за счет включения прямых и непрямых налогов, а также единого социального налога. Что касается региональных, то сюда можно отнести: транспортный налог, налоги на игорный бизнес и на имущество организаций. Специальные налоговые режимы предусматривают применение упрощенной системы налогообложения.

Приняв во внимание выше изложенное, можно сделать следующее обобщение. Под федеральными подразумеваются налоги, которые установлены российским налоговым законодательством и должны быть обязательными к применению на всей территории страны. К региональным и местным можно отнести те налоги, которые приняты муниципальными правовыми нормативными актами и должны уплачиваться только на территории этих административных образований. Специальные налоговые режимы позволяют заменить обычную уплату налогов на специальную, установленную НК.

Налогообложение предприятий должно способствовать расширению его хозяйственной деятельности. Зачастую из-за недоработок в налоговом законодательстве часть налогоплательщиков уходит «в тень» и формирует схемы минимизации налоговых обязательств.

В связи с постоянным расширением круга индивидуальных хозяйств перед правительством общественностью очень часто поднимается вопрос о налогообложении субъектов малого предпринимательства. В современной РФ действует для таких плательщиков упрощенная система налогообложения, предусматривающая применение определенной ставки единого налога к полученным доходам.

Исходя из отечественного опыта деятельности субъектов, можно сделать вывод, что налогообложение малых предприятий сегодня еще несовершенно. Так, применение «упрощенки» не допускает регистрацию плательщиком НДС, и это значительно усложняет работу с другими субъектами хозяйствования. Такое налогообложение предприятия имеет и еще одну отрицательную сторону – применение фиксированной ставки к полученной выручке. Данная система начисления налога не всегда экономически выгодна для предприятия, так как не учитывает понесенные расходы в этом же периоде.

Комментарии