"Свято место пусто не бывает": значение фразеологизма и толкование

Сущность жизни в том, что она постоянно обновляется. Это ни плохо, ни хорошо, так устроен мир. Люди уходят, приходят, планета вертится. Фактически именно на этом настаивает пословица «Свято место пусто не бывает». О ней мы сегодня и поговорим.

История

Происхождение тех или иных выражений позволяет нам прикоснуться к корням, узнать исконный смысл, а значит, понять лучше свою культуру и самих себя.

Если задуматься, то изречение интуитивно понятно, оно означает, что никакое хорошее место не может пустовать. Смущает в выражении «Свято место пусто не бывает» первая часть фразы. Что это за «свято место»? Все оттого, что первоначально фразеологизм был непосредственно связан с Божьим храмом. А последний, как известно, это святое место. И после того как мы расшифровали первую часть устойчивого словосочетания, становятся понятными и тональность и прочие оттенки смысла.

И да, не забываем о том, что большинство фразеологизмов родом из тех эпох, когда люди искренне верили, потому что у простого человека не было на Руси никаких защитников, кроме Бога. Таким образом, согласно народной логике, место, которое можно было хотя бы отдаленно сравнить по своей благодати с Божьим храмом, не могло пустовать.

Смысл

Естественно, что в мирских условиях присказка «Свято место пусто не бывает» значение свое во многом утратила, как теряют ценность те монеты, которые слишком долго были в обращении. Сейчас так говорят о каком-то хлебном, денежном месте. Если добавить к выражению немного иронии, то его можно применять вообще как угодно. Например, если мужчина непостоянен и встречается то с одной, то с другой, люди при виде новой пассии или произносят вслух, или вспоминают объект нашего сегодняшнего исследования. А что? Имеют право. Тем более что выражение как раз для того и предназначено, хотя и происхождение у него высокое.

Итак, подытожим: на вопрос о том, что значит «Свято место пусто не бывает», можно ответить следующее: во фразеологизме фиксируется та очевидная истина, что никакое место не пустует слишком долго, тем более когда оно хлебное, денежное, другими словами, востребованное по тем или иным параметрам.

Продолжение известного словосочетания

Как это ни странно, но у объекта исследования есть дополнение, которое занесено пылью времен. Сейчас, к счастью, такое время, когда народу интересно не только установить смысл слов и выражений, но и обнаружить исконный вид тех или иных фразеологизмов. Поэтому продолжение пословицы «Свято место пусто не бывает» звучит так: «А пусто место не бывает свято».

Есть фразеологизмы, к которым, если прибавить утерянный элемент, приобретут иной смысл, вот такой пример: «Век живи – век учись, а все равно дураком помрешь». Первую часть знают многие, ведь она говорит о пользе учения, но вторую, если и знают, то предпочитают не цитировать, ведь она обесценивает само выражение, придавая ему иной моральный и нравственный полюс. В нашем же случае фразеологизм «Свято место пусто не бывает» ничего не теряет, он становится самодостаточным.

Товарищ Сталин и пословица

Синонимов выражения на ум приходит не так уж много, вернее, вообще только одна замена напрашивается: «Незаменимых людей нет». Автор, как ни странно, товарищ Сталин. И многим информация эта будет в новинку. Но предположить такое нетрудно, ибо наш «эффективный менеджер» знал толк в заменах, так как сам стиль его управления предполагал свободное и весьма вольное обращение с человеческим материалом.

И даже несмотря на то, что фразеологизм Сталина, если оглянуться на исторические реалии его возникновения, можно при желании утопить в крови, он верен по существу. Действительно, незаменимых людей нет. Каждое время приводит с собой новых героев. И последние становятся первыми и выступают в авангарде эпохи.

Но люди, привязанные к прошлому, хотя и понимают смысл поговорки, рассматриваемой нами, а заодно и самой жизни, все равно тоскуют об ушедшем. Все им кажется, что сейчас какие-то иные люди, из другого теста, а вот раньше… Ностальгия – это вполне нормально, особенно когда речь идет о юности.

Чему учит пословица?

Казалось бы, простой вопрос, но ответ на него не так уж легок. Присказка говорит не только о том, что человек стремится к хорошему, но и о том, что у всякого эта категория «хорошего» своя. Заметьте, что заняты не только престижные, доходные места, но и вообще любая работа находит того, кто согласен ее делать. Мера личностных терзаний в данном случае значения не имеет, человек, так или иначе, подписывает социальный контракт.

С людьми не так. Не каждому находится пара. Одиночество – это все еще глобальная проблема человечества, причем Интернет ее только усугубляет.

Ложность идеологии индивидуализма

Еще один важный вывод, который вытекает из фразеологизма «Свято место пусто не бывает», такой: что не стоит переоценивать самого себя, даже лучшим находится замена, причем довольно быстро. Вопрос о качестве всегда встает, но он далеко не первый, главное – это то, что система продолжает функционировать.

Например, некоторые люди уверены в своей абсолютной незаменимости. Они думают, что без них мир треснет напополам. Такого, конечно, не происходит. Каждого и всякого можно заменить. К примеру, возьмем обычный офис: человек на подобной работе – это винт огромной машины, если кто-то когда-то решает, что достоин большего, то он уходит, и «отряд не заметит потери бойца» – система продолжает функционировать. Допускаем, что сотрудник, оставивший офис навеки, добьется небывалых высот на новом поприще, но миру совершенно все равно, ибо жизненный поток значительно больше любого из нас. Именно об этом, в сущности, и говорит пословица.

Комментарии
1
Еще одна ляпа. Незаменимых у нас нетцеликом место из Отчетного доклада (раздел III, ч. 2), с которым Сталин выступил на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Имея в виду некоторых высших партийных и советских чиновников, он сказал: «Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом».
"у простого человека не было на Руси никаких защитников, кроме Бога" - спорное высказывание. Ведь есть народная мудрость: "На бога надейся, да сам не плошай". Русский человек всегда старался защитить себя сам, только что просил помощи у бога, а не ждал, когда Бог все сделает для его защиты
Продолжение. Тема напомнила диалог пророка Илии с Богом: Ответ был дан такой: «выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь». По-славянски заключительные слова звучат еще ярче и загадочней:"Глас хлада тонка и тамо Господь"
1
Резанула фраза "...первоначально фразеологизм был непосредственно связан с Божьим храмом." Откуда у автора такая уверенность? Если следовать "историчности", то нужно тогда вспоминать знаменитую историю о том как Помпей, разрушивший в ходе осады одну из башен Иерусалимского храма, подошёл к Святая Святых, но не обнаружил там ничего - пустоту. Мне кажется, выражение гораздо глубже и оно о том, что в некоторых святых местах может не быть ничего, но там незримо присутствует Творец-Бог.