Акафист Анастасии Узорешительницы от суда и тюрьмы
Акафист великомученице Анастасии Узорешительнице считается одним из богослужебных текстов, наиболее сильно способствующих правильной покаянной молитве, совершающейся с благоговением и благодарностью к Богу и небесной заступнице, Анастасии. В данной статье будет раскрыт смысл термина "акафист". Также в статье содержится краткий пересказ жития святой Анастасии Узорешительницы.
Акафист
Для начала несколько слов о том, что такое акафист. Это особый жанр православных песнопений. В переводе с греческого языка его название переводится как «не сидящий», то есть данные произведения принято исполнять стоя. Как правило, он посвящён Спасителю, Деве Марии или какому-либо святому, прославленному Русской православной церковью. Например, акафист святой великомученице Анастасии Узорешительнице. Тексты акафистов носят хвалебный характер и, в отличие от более древнего похожего жанра, кондака, содержат ряд восклицаний, начинающихся со слова «Радуйся». Эти фразы называются «хайретизмы».
Долгое время существовал всего один церковный гимн, написанный в данном жанре, – акафист Пресвятой Богородице. Позднее появились другие произведения, написанные по принципу подражания первоначальному образцу. Таким образом, песнопение, посвященное Пречистой Деве, определило структуру всех последующих произведений этого жанра, в том числе и текста акафиста Анастасии Узорешительнице.
Расцвет жанра
В русской православной традиции данный вид песнопений получил наибольшее распространение довольно поздно. К середине девятнадцатого столетия количество акафистов стало возрастать год от года. Так, уже к началу двадцатого века, специальный церковный совет, занимавшийся цензурой церковной литературы, одобрил около ста пятидесяти песнопений, написанных русскими авторами. Почти вдвое больше акафистов было цензурой не принято ввиду их несоответствия по содержанию либо по структуре.
Ещё больше песнопений этого жанра было создано после Октябрьской революции, в годы жестоких гонений на православную церковь, когда многие храмы были разрушены, а часть духовенства подверглась жестоким репрессиям. Тогда, в силу сложившихся обстоятельств, многие люди вынуждены были скрывать свои религиозные взгляды. Потребность людей в совместной молитве нередко удовлетворялась на домашних богослужениях. Тогда на помощь верующим и пришли акафисты, среди которых, одним из самых популярных был акафист Анастасии Узорешительнице, от суда и тюрьмы оберегающий. Этот жанр оказался востребованным в то нелёгкое для Русской православной церкви время по той причине, что богослужение с исполнением акафиста не требует присутствия священнослужителей. Не обязательно даже иметь глубокие познания о канонической структуре богослужения.
Поистине народный вид песнопений
Из-за сравнительной простоты языка акафистов (они обычно написаны на адаптированном под современный русский язык варианте церковнославянского) и небольшого объема таких произведений они очень быстро стали распространяться в народе из уст в уста. Также появилось много сборников акафистов, напечатанных в самодеятельных подпольных типографиях. Акафист Анастасии Узорешительницы всегда являлся непременной частью содержания таких изданий.
Послереволюционное время принесло с собой одно преимущество для создателей произведений этого жанра. Теперь тексты не должны были проходить жёсткую цензуру. Таким образом, открылось обширное поле для деятельности авторов духовных стихов.
Второе рождение жанр получил уже в последнее десятилетие двадцатого века. После перестройки, когда издательство духовной литературы вышло из подполья, появилось много новых авторов, заинтересовавшихся жанром акафиста. По данным некоторых экспертов с сфере духовной литературы, в настоящее время ежегодно создаётся около полусотни новых акафистов на церковнославянском языке. На просторах Мировой паутины существуют сайты, специализирующиеся на публикации произведений данного жанра. Среди приверженцев этих духовных стихов можно выделить таких литераторов, как Евгений Храповицкий и Александр Трофимов. Кроме образцов, написанных на церковнославянском языке, существует значительное количество текстов, написанных на других языках, в том числе и на современном русском. По данным авторитетных источников, в настоящее время общее число акафистов приближается к двум тысячам.
Житие Анастасии Узорешительницы
Акафист, посвящённый этой святой, по праву занимает своё достойное место среди лучших образцов такого вида духовных песнопений. Святая Анастасия претерпела мучения в местности, входившей в состав Римской империи, на месте которой расположена современная Сербия.
Её годы жизни доподлинно не установлены. Известно только, что жила она в четвёртом веке от Рождества Христова во времена страшных гонений на христиан. В традиции разных народов эта великомученица именуется по-разному, согласно нормам произношения того или иного языка. В Греции. Например, её принято называть Агийя или Айя, а на западе к её имени прибавляется прозвище Сирмийская, по названию города Сирмиум, где она подверглась мученической смерти.
Великомученица Анастасия Узорешительница родилась в столице Римской империи. Отец её был государственным деятелем. Он придерживался официальной на тот момент религии Рима – поклонялся пантеону богов Олимпа. Мать же Анастасии втайне ото всех исповедовала христианство. В традициях своей веры она решила воспитать дочь, святую Анастасию Узорешительницу, в чем помог ей святой Хрисогон, ставший для дочери мудрым и понимающим наставником. Когда мать умерла, то отец решил выдать дочь замуж за знатного и богатого римлянина. Анастасия всеми силами противилась этому браку, но судьба была решена против её воли.
Попечение о заключённых
Христианство в ту эпоху подвергалось гонениям со стороны римской власти. Приверженцев новой религии жестоко истязали в тюрьмах. Одним из популярнейших зрелищ среди всех сословий римских граждан было скармливание христиан львам. На эту жуткую казнь собирались посмотреть тысячи народа.
Но даже в столь грозную для христиан эпоху Анастасия проявляла заботу о своих братьях и сёстрах по вере. Она навещала их в тюрьмах, принося им еду и леча их от болезней.
Узнав об этом, муж жестоко избил Анастасию и посадил её под домашний арест. Её учитель, святой Хрисогон, в это время тоже находился в тюремном заключении с прочими христианами. Поэтому общаться Анастасия могла со своим наставником только в переписке. Даже в условиях тюремного заключения Хрисогон находил силы не только не потерять веру в Господа Бога и не упасть духом, но и вселить уверенность и надежду на светлое будущее в свою ученицу. Благодаря его примеру Анастасия развила в себе необычайную стойкость характера, а её вера в Господа многократно укрепилась.
Освобождение
После смерти отца Анастасии Узорешительницы, муж её, будучи злым и корыстным человеком, решил присвоить себе богатое наследство, оставленное отцом. Он стал морить жену голодом, всячески над ней при этом издеваясь. Анастасия признавалась своему учителю в письмах, что существование её настолько безрадостно, что смерть ей представляется единственным выходом из несчастного положения. Хрисогон всячески поддерживал свою ученицу, писал ей, что не стоит поддаваться унынию, и напоминал, что как после болезни наступает выздоровление, так и заточение обычно не длится вечно. Оно заканчивается рано или поздно свободой.
В один прекрасный день святой написал Анастасии, что её мучениям осталось длиться недолго, так как муж в скором времени должен умереть. Эти пророческие слова очень скоро сбылись. Супруг Анастасии был назначен послом в Персию. Отправившись в дальний путь, он строго наказал слугам, как и прежде, держать Анастасию взаперти под предлогом того, что желает её отказа от еретических взглядов. По дороге к месту своего назначения он утонул во время разыгравшийся бури.
Смерть учителя и трёх мучениц
Теперь Анастасия была свободна и могла снова посещать в тюрьмах заключённых христиан и общаться со своим учителем. Всё своё богатое наследство она потратила на обеспечение узников всем необходимым. Она снабжала их одеждой, едой, покупала тяжело больным необходимые лекарственные средства. Анастасия сама перевязывала им раны, ставила компрессы, лечила переломы и останавливала кровотечения после жестоких побоев. В скором времени её учителя повезли в другую провинцию Италии, где должна была состояться его казнь. Анастасия была настолько предана наставнику, что не раздумывая отправилась вслед за ним. После мученической смерти тело святого Хрисогона забрал и похоронил один из его учеников.
По прошествии нескольких дней святой явился ему во сне и предсказал скорую казнь ещё трёх христиан – юных девушек.
Анастасия тоже видела подобный сон, в нем учитель попросил её позаботиться о мученицах в последние дни их жизни. Благочестивая христианка сразу же направилась в тюрьму, где помогала страдалицам не поддаваться унынию, а провести последние мгновения своей земной жизни в молитвах. После казни святая сама позаботилась о захоронении тел.
Странствия
После этого святая Анастасия отправилась странствовать по свету, чтобы везде, где это необходимо, оказывать посильную помощь томящимся в заключении верующим людям. По этой причине в православной традиции принято читать акафист Анастасии Узорешительницы в трудные моменты жизни. В то самое время она получила от Всевышнего дар врачевания. Также святая помогала заключённым избавиться от уз страха, уныния, безверия, одиночества. Анастасия призывала узников молиться о своём спасении и благодарить Господа за его милость. Поэтому в русской православной традиции эта святая именуется Узорешительницей, а чтение акафиста Анастасии Узорешительнице от суда и тюрьмы оберегает. Во время своих странствий Анастасия познакомилась с Феодотией, которая стала ей верной помощницей в её праведных трудах. Обе христианки словом и делом поддерживали других христиан, оказавшихся в беде.
Допрос у императора
Вскоре слава о её благодеяниях распространилась по всей Римской империи и дошла до самого императора. Повелителю также стало известно, что дочь знатного римлянина придерживается религии, которая находится под строжайшим запретом в империи. По его повелению христианка была схвачена. Через некоторое время он сам решил допросить Анастасию. На допросе та созналась, что израсходовала всё наследство, доставшееся от отца, бывшего сенатором, на помощь христианам, находившимся в тюремном заключении. Статуэтки из драгоценных металлов, которые передавались из поколения в поколение в их семье, она продавала и на полученные деньги покупала еду для нуждающихся.
Правитель могущественной империи предложил Анастасии самой определить свою дальнейшую судьбу. По левую руку от неё были положены богатые дары, а по правую – страшные орудия пыток. Анастасия указала на правую сторону, сказав, что благодаря этим предметам она станет угоднее Господу. Перед казнью император решил совершить над ней насилие, но как только он приблизился к ней, то тут же ослеп и вскоре умер в нестерпимых мучениях.
Спасение от казни
Так святая Анастасия вновь обрела свободу и вместе с верной соратницей Феодотией продолжила заниматься делом своей жизни – помогать христианским мученикам.
Поэтому считается, что акафист Анастасии Узорешительнице от суда неправедного спасает. Вскоре казни подвергли Феодотию, а вместе с ней и двух ей сыновей, которые тоже были глубоко верующими христианами. Саму же Анастасию снова посадили в темницу, осудив на скорую казнь. В течение всего времени её заключения каждую ночь ей являлась святая мученица Феодотия и своими напутственными речами помогала Анастасии пережить тяготы заключения и побороть страх.
Когда настал день казни, Анастасию вместе со множеством других христианских узников посадили на борт огромного корабля. Когда судно оказалось в открытом море далеко от берега, конвоиры пробили в борту корабля несколько больших отверстий и, уверенные в том, что судно вместе со всеми его пассажирами обречено на неминуемую гибель, сели в шлюпку и поплыли к берегу. Не успели они проплыть и нескольких миль, как увидели, что корабль чудесным образом изменил свой курс и плывёт в сторону суши. Когда судно сровнялось с их шлюпкой, то стражники увидели женщину, стоящую у штурвала, и направляющую корабль к берегу. Это была святая Феодотия. Так благодаря своей вере в Господа и праведной жизни Анастасия в очередной раз избежала смерти. Поэтому молитва Анастасии Узорешительнице об освобождении так популярна среди православных христиан.
Мученическая смерть
Узнав о случившемся, новый император придумал для Анастасии другое наказание. Новая казнь была гораздо более страшная, чем предыдущая. Он приказал распять Анастасию над костром между четырёх столбов. Святая с достоинством приняла свою участь, проведя последние часы земной жизни в молитвах.
Почитание святой в православии
В чем помогает Святая Анастасия Узорешительница? Известно, что к любому святому можно обращаться с любой просьбой, лишь бы молитва была искренняя. Однако иногда определённых святых принято ассоциировать с конкретными благодеяниями.
В православной традиции принято читать акафист великомученице Анастасии Узорешительнице для защиты от незаконного наказания, с надеждой на скорое освобождение из заключения. Также среди славянских народов святая Анастасия считается помощницей при родах, освободительницей от уз беременности. Считается, что поскольку младенец связан с телом матери пуповиной, то он находится в своеобразном заключении, при котором страдания терпят как мать, так и сам ребёнок. Благополучные роды освобождают обоих от страданий. Поэтому во время родов в былые времена часто читался акафист Анастасии Узорешительницы.
Также в народных традициях восточных славян особое символическое значение придавалось узлам. Так, многие славянские народы имели поверье, что во время беременности женщине не следует завязывать узлы, заниматься рукоделием, а также одеваться в наряды, сшитые с применением каких либо узлов. В настоящее время эти суеверия считаются забытыми, но акафист Анастасии Узорешительницы и сегодня читается многими православными женщинами, ждущими ребёнка.
День памяти святой
День Анастасии Узорешительницы празднуется православной церковью 22 декабря. Святая также почитается и в западном христианстве. В католической традиции день её памяти совпадает с Рождеством Христовым.
В болгарской православной традиции в день святой Анастасии женщинам запрещалось заниматься каким-либо трудом. Приветствовалось чтение женщинами акафиста святой Анастасии Узорешительницы. В этой стране святую великомученицу называют Чёрной Бабой.
Существует также множество иконописных изображений Анастасии. Икона Анастасии Узорешительницы обычно представляет собой изображение женщины, держащей в руке сосуд с целебным маслом. Этот сосуд является символом того, что святая обладала при жизни божественным даром врачевания.
Чтение текста акафиста Анастасии Узорешительнице перед иконой может быть хорошим дополнением к молитвам о выздоровлении тяжелобольных.
Честные мощи святой через век после её мученической смерти перенесли из Сирмиума в столицу Византии. В девятом веке часть мощей была подарена архиепископу сербскому и перенесена в сербский город Задар. Глава святой долгое время находилась в храме на полуострове Халкидики, вблизи города Салоники.
Стоит помнить, что по согласному учению святых отцов православной церкви, любая молитва должна читаться со вниманием, благоговением и покаянием. Не стоит забывать, что бездумное вычитывание религиозных текстов не только не приносит никакой пользы молящемуся, но даже может быть вредным. Это распространяется и на церковные обряды и таинства. Например, апостол Павел говорил, что христиане, которые подходят к Причастию без веры, часто от этого «болеют и умирают».