Административно-правовые отношения
Одной из разновидностей правовых отношений являются административные, в которых одним из субъектов всегда выступает властный орган либо его должностное лицо. Могут они возникнуть по инициативе любой стороны, и при этом желание другой не всегда является обязательным. Что такое административные отношения, из чего они состоят, кто может быть их субъектом? Коротко ответим на эти вопросы.
Понятие
Административно-правовые отношения – закрепленные юридическими нормами общественные отношения, возникающие и существующие в связи с деятельностью исполнительных органов.
Структура
Административные правоотношения состоят из содержания, объекта и субъектов.
Содержание включает в себя две стороны: юридическую (субъективные права и обязанности) и материальную (поведение субъектов). Объект правоотношений составляет деяние человека, его волевое поведение.
Субъектами выступают:
- граждане России;
- органы местного самоуправления, госуправления (исполнительной власти), должностные лица органов;
- находящиеся на территории государства - России - лица без гражданства, граждане других государств;
- учреждения, предприятия, организации.
Особенности
Административно-правовые отношения – обладающая всеми общими признаками и имеющая свои особенности разновидность правоотношений. К таким особенностям можно отнести следующие:
- одна из сторон (в обязательном порядке) - должностное лицо, либо орган госуправления, исполнительной власти;
- Эта сторона реализует предоставленные властные полномочия;
- Большинство споров разрешается в административном порядке;
- Стороны правоотношений не равны по своему статусу.
Виды административно-правовых отношений
Их подразделяют на внутриорганизационные и внешние. Первые возникают в результате внутренней деятельности властных органов, должностных лиц. Вторые существуют в связи с реализацией функций управления. Также выделяют координационные и субординационные административно-правовые отношения. Последними являются отношения, построенные на авторитарности юридического волеизъявления субъекта управления. При координационных отношениях эта авторитарность отсутствует.
По юридическому характеру взаимодействий их подразделяют на вертикальные и горизонтальные. Первыми являются властеотношения, при которых субъект управления оказывает непосредственное управляющее воздействие на другое лицо. При горизонтальных отношениях стороны являются юридически и фактически равноправными.
Административно-правовые нормы и отношения
Регулирование отношений осуществляется путем закрепления их в правовых нормах различных законодательных актов. Общие нормы содержатся в Конституции, а основным актом в сфере административных отношений является КоАП РФ. В нормах административного права точно определено, между кем должны возникать правоотношения, и какие у них будут права и обязанности.
Существующие права и интересы в административных отношениях могут быть защищены в судебном порядке, но чаще всего решение принимает одна сторона – субъект управления. Такой субъект может отказать в просьбе, дать указания, потребовать объяснений, использовать средства дисциплинарного и административного принуждения.
В отличие от гражданских правовых отношений, в административном праве ответственность возникает не перед другим субъектом, а непосредственно государством.
Административно-правовые отношения возникают как из-за правомерных, так и из-за неправомерных действий. К первым можно отнести подачу жалобы на действия исполнительного органа. Ко вторым – совершение лицом административного правонарушения.