Специальные налоговые режимы: описание, характеристика, пределы применения
Помимо общего налогообложения, которое существует для предприятий, организаций различных видов деятельности, а также для частных предпринимателей, в Российской Федерации налоговый кодекс предоставляет возможность перехода на так называемые специальные налоговые режимы, если таковые предусмотрены действующим законодательством. Эти режимы подразделяются на четыре типа и являются неотъемлемой частью налогообложения, занимая в нём особую, ключевую позицию.
В каждой стране для разных бюджетов существует свои установленные нормативно налоговые режимы, которые состоят из совокупности действующих налогов и определенного класса сборов, принципов их утверждения, введения и отмены, а также способов налоговой ответственности и контроля.
Налоговая система России состоит из следующих уровней взимания налогов:
- федеральный, утвержденный на федеральном собрании, содержит девять видов налогов;
- региональный, устанавливаемый на региональном уровне, включает три вида налогов;
- местный, принимаемый на уровне местных органов самоуправления, содержит два вида налогов.
Предприятия, организации и частные предприниматели могут платить налоги либо согласно общему режиму налогообложения, либо по одному из четырех специальных режимов, если таковой предусмотрен для их деятельности ст. 18 НК РФ и установлен настоящим кодексом либо же другими законодательными документами о взимании налогов.
Специальные налоговые режимы 2012 года предоставляют особый порядок определения налогообложения, а также возможность освобождения от уплаты отдельных сборов. И подразделяются главами кодекса на следующие категории:
а) налоговый режим для сельского хозяйства (ЕСХН);
б) упрощенная система налогообложения;
в) предусмотренный налоговой системой вид единого налога на доход, получаемый от отдельных (определенных) видов деятельности;
г) система налогов при составлении соглашений о разделе продукции.
Все специальные налоговые режимы подразумевают под собой замену уплаты нескольких налогов возможностью уплаты одним и имеют перечень допусков и ограничений для перехода.
В случае некомпетентности главного бухгалтера на предприятии, который не владеет знаниями о специально предоставляемых кодексом налогообложения возможностях, позволяющих сократить расходы на уплату налогов в казну государства, такое предприятие или частная фирма может нести увеличенные убытки, чем снижает свою чистую прибыль. Вот почему так важно внимательно следить за любыми изменениями или дополнениями в кодексе, специальные налоговые режимы которого изменяются в соответствии с мировыми стандартами и политикой государства. На сегодняшний день эти изменения вносятся довольно часто и кроме периодических печатных изданий (газеты, журналы) современные технологии посредством Интернета предоставляют обширные возможности слежения за любыми внесениями поправок в НК РФ.
Рассматривая специальные налоговые режимы, следует учитывать, что любой из них имеет свои преимущества и при этом не лишен недостатков. Кроме единого налога (ЕНВД), оговаривающего конкретные условия для работы предприятий, организаций и частных лиц, остальные можно применять добровольно. Следует обязательно учитывать, что, выбрав один из специальных режимов, вернуться сразу обратно на предшествующий будет невозможно. Период, установленный НК Российской Федерации, составляет год с момента перехода на новый режим взимания налогов.
Если происходят нарушения недобросовестными налогоплательщиками режима уплаты налогов, предприятие рискует лишиться права на использование его в дальнейшем.