Теоцентризм средневековой философии: особенности, главные идеи

Теоцентризм средневековой философии до сих пор вызывает споры исследователей. Давайте разберемся в его сути, корнях и влиянии на мировоззрение того времени.

1. Истоки теоцентризма

Идеи теоцентризма начали зарождаться еще во II веке нашей эры. Они были связаны с распространением христианства, которое ставило в центр мироздания Бога-Творца. Главным источником теоцентрических представлений стала Библия, содержащая описание сотворения мира Богом и историю откровений, посланных Им людям.

Отличительной чертой средневекового мировоззрения была идея о том, что первичной реальностью является Бог, а не природа или человек. Все существующее сотворено по воле Бога и полностью зависит от Него.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1)

Эта фраза из Книги Бытия стала основополагающей для теоцентрической картины мира в Средние века.

2. Основные принципы теоцентризма

В основе теоцентризма лежат два взаимосвязанных принципа:

  • Идея творения - Бог сотворил мир из ничего;
  • Идея откровения - Бог открыл людям истину о Себе и о мире.

Первый принцип определял онтологические взгляды средневековых мыслителей, второй - гносеологические. Оба принципа обуславливали зависимость философии от теологии и религиозных догматов.

Бог рассматривался как высшая реальность, Первопричина и Творец всего сущего. Все остальное существует лишь благодаря Его воле и замыслу. Поэтому центром философского мышления в Средние века был Бог.

В средневековой философии выделяют два основных направления, развивавших идеи теоцентризма: патристику и схоластику.

3. Патристика

Патристика (от лат. pater - отец) - это направление средневековой мысли, основоположником которого считается Аврелий Августин. Ее главной целью была борьба с учениями, враждебными христианству.

С одной стороны, патристика противостояла внешним врагам - варварам-язычникам, которые угрожали христианскому миру в эпоху Великого переселения народов.

С другой стороны, она боролась с внутренними еретическими течениями, которые смешивали христианство с элементами язычества.

Представители патристики развивали идеи теоцентризма, утверждая зависимость всего сущего от Бога. Таким образом, патристика заложила основы теоцентрического мировоззрения, господствовавшего в Средние века.

4. Схоластика

Схоластика (от греч. scholē - школа) - второе крупное направление средневековой философии, ориентированное на рациональное обоснование догматов христианской веры.

Ее основной целью было систематизировать религиозные догматы и сделать их доступными для понимания простых людей. Для этого схоласты стремились найти разумные доказательства истин, провозглашаемых верой.

В схоластике четко разграничивались сферы философии и теологии. Философия объясняла закономерности мироздания, а теология была наукой о Боге, куда разум проникнуть не мог.

Выделяют три периода в истории схоластики:

  1. Ранняя
  2. Зрелая
  3. Поздняя

Среди наиболее известных схоластов:

  • Пьер Абеляр
  • Альберт Великий
  • Фома Аквинский
  • Дунс Скот
  • Уильям Оккам

Они внесли вклад в развитие теоцентризма, применяя логику для обоснования вероучительных положений. Особенно выделялась фигура Фомы Аквинского, сформулировавшего доказательства бытия Бога.

5. Методы теоцентризма

Теоцентризм средневековой философии опирался на ряд методов:

  • Апелляция к авторитетам (Аристотель, Августин)
  • Схоластический метод дедукции из догматов
  • Аллегорическое толкование Священного Писания
  • Поиск «философии Христа» в текстах античных мыслителей

Эти методы позволяли обосновать положения христианского вероучения и утвердить теоцентрическую картину мира.

6. Язык и стиль сочинений

Стиль средневековых философских сочинений имел ряд характерных черт:

  • Преобладание латыни как языка философии и науки
  • Распространение таких жанров, как комментарии, вопросы
  • Анонимность и неоригинальность произведений
  • Дидактический, назидательный стиль
  • Обилие цитат и ссылок на авторитеты
  • Отсутствие критики и полемики

Все это отражало подчиненность средневекового философствования религиозному мировоззрению и утверждало примат теоцентризма.

7. Теоцентризм и наука

Господство теоцентризма в Средние века оказывало существенное влияние и на развитие науки. Она находилась в подчиненном положении по отношению к теологии и религиозным догматам.

Любая критика церковных догматов рассматривалась как ересь и жестко преследовалась инквизицией. Известны процессы против Джордано Бруно, Галилео Галилея и других ученых, посягнувших на основы теоцентризма.

Это существенно сковывало развитие научной мысли и препятствовало новым открытиям, которые могли бы пошатнуть средневековую картину мира.

8. Эволюция теоцентризма

Несмотря на господство в Средние века, теоцентризм постепенно подвергался критике. Уже в поздней схоластике он утрачивает свои позиции.

Важную роль сыграл номинализм XIV века, подорвавший основы теоцентрической картины мира. На смену ему пришли новые течения:

  • Гуманизм эпохи Возрождения
  • Реформация
  • Научная революция XVII века

Они окончательно свергли власть теоцентризма и утвердили новое видение мира, основанное на разуме и опыте.

9. Значение теоцентризма для современности

Несмотря на историческую ограниченность, теоцентризм сыграл важную роль в развитии европейской культуры. Он стал этапом на пути становления рационального мышления и научного мировоззрения.

Некоторые идеи теоцентризма актуальны и сегодня. Это касается, например, представлений о высшей ценности человеческой личности, ее свободе и ответственности.

Вместе с тем, опыт теоцентризма дает урок о недопустимости догматизма и авторитаризма в духовной сфере. Философия и наука нуждаются в свободе для своего развития.

10. Влияние теоцентризма на искусство

Теоцентризм оказал глубокое влияние и на развитие искусства в эпоху Средневековья. Центральными темами живописи, скульптуры, архитектуры становятся библейские сюжеты и образы.

Византийское искусство подчинялось канонам иконописи, утвержденным церковью. Оно носило сакральный характер и преследовало цель религиозного воздействия на верующих.

В романском и готическом искусстве также господствовала религиозная тематика. Соборы устремлены ввысь, символизируя стремление человека к Богу.

Литература представлена преимущественно житиями святых, проповедями, религиозными гимнами. Светская поэзия и проза занимают подчиненное место.

11. Философия истории в теоцентризме

Теоцентризм породил особое видение истории как осуществления Божественного промысла. Средневековые мыслители рассматривали исторический процесс сквозь призму религии.

Согласно Августину, человеческая история движется от грехопадения к Страшному суду и Царству Божиему. Она подчинена высшему замыслу Творца.

Эсхатологические ожидания конца света и Страшного суда определяли отношение к земной истории как подготовке к вечности.

12. Этика теоцентризма

Теоцентризм повлиял и на развитие этики в Средние века. Нравственные нормы выводились из заповедей Божиих, а мораль обосновывалась волей Творца.

Главными добродетелями считались вера, надежда, любовь и смирение. Пороками - гордыня, чревоугодие, сребролюбие.

Этика носила религиозный характер и была тесно связана с аскетизмом. Высшей ценностью провозглашалось спасение души.

13. Теоцентризм и социально-политические воззрения

Теоцентризм оказал воздействие и на социально-политические представления эпохи.

Господствовала идея божественного происхождения власти монарха. Царская власть рассматривалась как данная Богом.

Общество представлялось как иерархия сословий во главе с духовенством. Каждому сословию отводилась роль в божественном промысле.

Так теоцентризм оказывал влияние на все сферы культуры и общественной мысли в эпоху Средневековья.

Комментарии