Национальное исследование качества образования: проблемы и особенности

Национальное исследование качества образования направлено на анализ преподавания в российских школах различных учебных дисциплин. Были приняты программные документы, которые определяют направления и задачи отечественного образования, по которым проводится периодический мониторинг.

Актуальность исследования

Национальное исследование качества образования осуществляется в тех регионах, которые определяются в качестве экспериментальных территорий. Результаты подобных мониторингов дают возможность представителям системы образования рассматривать основные проблемы, а также выявлять предметные области, в которых школьники демонстрируют невысокие показатели обученности.

Проблемы

Именно из-за недостаточной целостности и сбалансированности механизмов оценки качества обучения, а также отсутствия дееспособного механизма учета индивидуальных достижений школьников нет возможности реализовывать единое образовательное пространство. Национальное исследование качества образования направлено на поиск оптимальных инструментов для повышения качества российского обучения. Только при построении сбалансированной единой системы процедур оценки качества общего образования можно рассчитывать на выявление состояния отдельных компонентов.

Например, национальное исследование качества образования способствует анализу уровня обученности в отдельных районах, регионах, позволяет проводить сравнительный анализ, выявлять отстающие и преуспевающие регионы.

Значимость исследований

Материалы национальных исследований качества образования систематизируются, анализируются, используются для обобщения информации не только о состоянии образования в регионах, но и составления общей картины.

Среди тех целей, которые преследуют подобные программы, выделим:

  • формирование единой образовательной среды в стране;
  • помощь в реализации программных документов РФ, касающихся оценки отечественного обучения;
  • модернизация механизмов получения содержательной и правдивой информации о состоянии разных частей и подвидов образовательной системы;
  • оценка внедрения новых федеральных государственных стандартов в российские школы.

Национальное исследование качества начального образования способствует развитию аналитической, информационной, методологической базы для принятия конкретных решений по дальнейшему развитию отечественного образования. Для каких целей еще организуется НИКО? Национальные исследования качества образования помогают в процессах стандартизации оценочных технологий. После получения информации по конкретным учебным дисциплинам в российской образовательной системе принимают единые требования к выставлению отметок.

Периодичность исследований

Как часто проводятся НИКО? Национальные исследования качества образования предполагают периодическое изучение конкретных учебных дисциплин на определенных уровнях общего обучения. Такие мониторинги организуют не меньше двух раз в год. Каждое исследование является отдельным проектом, реализуемым в рамках единой программы.

Подходы к реализации учебных проектов в рамках НИКО

Любой проект, который реализуется в ходе НИКО, обладает своим предметом исследования, задачами, целями, которые соответствуют актуальным направлениям развития общей системы российского образования. НИКО считается отдельным, независимым исследованием, проводимым в сфере оценки качества отечественного обучения. Диагностические работы, которые предлагаются школьникам в рамках национального исследования, направлены на выявление уровня подготовки учеников образовательных учреждений в разных предметных областях.

Отметим, что в рамках подобной диагностики не предусмотрено анализа экономического статуса семьи. Для выполнения диагностических работ в каждом регионе выбираются школы-участники. Для осуществления процесса привлекаются организаторы, в роли которых выступают независимые люди. Например, в качестве экспертов могут выступать представители школьной администрации, сотрудники государственных органов, а также педагоги, которые не являются преподавателями проверяемой учебной дисциплины.

Заключение

В каждом независимом исследовании анализируется какая-то одна определенная единица. Например, при продумывании контрольной работы по биологии в качестве основной задачи исследования ставится анализ практических навыков обучающихся. После того как будет обработана информация, ее предоставляют в Министерство образования РФ, принимается решение о целесообразности внесения изменений в содержание учебной дисциплины. Систематические национальные исследования являются прекрасным способом для выявления проблем, существующих в отечественном образовании.

Комментарии