Дополнительный радиатор охлаждения АКПП: описание, устройство, схема и отзывы

Каждый автолюбитель прекрасно знает, что для эффективной работы такого сложного механизма, как двигатель, важно обеспечить хороший отвод тепла от рабочих деталей. С этим успешно справляется система охлаждения. Однако некоторые другие агрегаты тоже нуждаются в отводе излишков тепла. Именно по этой причине на многие автомобили устанавливается дополнительный радиатор охлаждения АКПП.

Когда-то автоматическая трансмиссия была в диковину, на радость многим водителям, которые по достоинству оценили ее. Теперь же это считается стандартом, и этим механизмом никого уже не удивишь.

Автоматическая трансмиссия

Автоматическая коробка переключения передач тесно связана с двигателем. Современный силовой агрегат способен выдерживать высокую температуру, в чем ему помогает моторное масло, которое стало более стойким. Но вот агрегаты автоматической трансмиссии отличаются более нежным характером и не способны противостоять перегреву.

АКПП является не менее сложным механизмом, который к тому же постоянно работает в режиме повышенной нагрузки. В результате это приводит к скорому выходу из строя узлов трансмиссии.

Во всем нужна мера

Любой механизм будет работать эффективно, если поддерживается оптимальный температурный режим. АКПП не является исключением. Температура охлаждающей жидкости не должна подниматься выше 130-140 °C для эффективной работы двигателя. Чего можно добиться при помощи дополнительного радиатора охлаждения АКПП Volvo (к примеру), так как в автоматической трансмиссии в передаче крутящего момента участвует трансмиссионное масло (ATF). В процессе эксплуатации автомобиля оно способно разогреваться до 100-120 °С.

Большинство современных автомобилей оснащаются электроникой, которая позволяет вести мониторинг практически всех систем, включая температурные показания. Назвать общую нормальную температуру для всех автоматических КПП невозможно в силу того, что в каждом автомобиле используется разная конструкция трансмиссии. Соответственное для каждого случая предусмотрено свое значение.

В среднем температура масла не должна превышать 60-95 °C, в идеале, когда она равна 85 °C. Если же показатели приближаются к 100 °C, то это уже грозит серьезными последствиями. Но куда опаснее нагрев до 115-120 °C и более. Превышение всего на 15-20 °C может привести к полному выходу из строя коробки передач.

Чем опасен перегрев трансмиссионного масла

Отсутствие дополнительного радиатора охлаждения АКПП у Volvo XC90 (как и любой другой модели) приводит к перегреву масла, что, в свою очередь, для самого агрегата может закончиться весьма плачевно. Если быть конкретнее, то пострадать могут следующие элементы:

  • Проводка.
  • Сама жидкость.
  • Фрикционные диски.
  • Соленоиды и гидроблок.

Автоматическая коробка тоже содержит в себе проводку, которая при перегреве масла просто не выдерживает высокой температуры и плавится.

Порог трансмиссионного масла составляет примерно 120-130 °С. И если он будет превышен, оно с поражающей быстротой начинает терять свои свойства. А это приводит к потере смазки рабочих деталей коробки. Трение увеличивается, и как итог они быстро изнашиваются.

Что касается фрикционных дисков, то в автоматической коробке их можно условно поделить на твердые и мягкие. И если первые еще как-то могут противостоять высокой температуре рабочей жидкости, то вторые, наоборот, разрушаются. На них появляются трещины, что приводит к их изгибу. В конечном итоге диски начинают неправильно функционировать. Поэтому и необходимо установить дополнительный радиатор охлаждения АКПП.

Но это еще не все – в автоматической трансмиссии работой масла руководит гидроблок, внутри которого располагаются соленоиды. Именно они участвуют в открытии и закрытии каналов, по которым проходит масло. А так как они обычно изготавливаются из пластика, то, как и проводка, при перегреве начинают плавиться. Сам гидроблок страдает в очень редких случаях, при этом он покрывается трещинами, что приводит к его деформации.

Если выходит из строя какой-либо элемент, то требуется полная разборка коробки с целью диагностики и замены изношенных деталей. А такая процедура стоит немало.

Охлаждение масла

В ранних версиях автомобилей с автоматической коробкой передач трансмиссионное масло охлаждалось при помощи дополнительного радиатора, который монтировался рядом с основным. Естественно польза была ощутимой, только стоимость такого способа была высокой, поэтому большинство производителей отказалось от установки дополнительного радиатора охлаждения АКПП.

Но как обстоит дело у современных автомобилей? С этой целью используется часть основного радиатора, внутри которого есть перегородка, не дающая смешиваться моторному маслу с жидкостью ATF. Только для эффективной работы его следует регулярно осматривать и прочищать. В противном случае не избежать перегрева.

Тем не менее у такого способа есть существенный недостаток, который заключается в небольшой площади контакта масла с охлаждающим потоком воздуха. К тому же многие современные двигатели хорошо себя чувствуют при температуре 100-115 °C, в то время как для автоматической трансмиссии 95 градусов уже предел.

Поведение автомобиля

Любой водитель рано или поздно сталкивался со странным поведением автоматической трансмиссии во время движения автомобиля. Теряется плавность переключения передач, причем это часто проявляется после продолжительного простоя в пробке. Это уже может служить поводом, чтобы установить дополнительный радиатор охлаждения АКПП.

Также нередко появляются толчки и пинки в тот момент, когда скорость переключается из низкой на высокую.

Такое поведение свойственно автомобилю, который эксплуатируется в тяжелых условиях:

  • частое переключение передач;
  • буксир груженого прицепа;
  • долгая работа двигателя на повышенных оборотах.

Под такой нагрузкой не избежать сильного нагрева как самой АКПП, так и трансмиссионного масла, которое в нее заливается. Зачастую это говорит о перегреве масла коробки, в чем можно удостовериться по показаниям. На многих современных моделях можно наблюдать температуру трансмиссионного масла.

Необходимость

И если порог превышает 95 градусов, нужно принимать меры, а именно выполнить полное очищение трансмиссии. То есть следует заменить фильтр, масло, радиатор и патрубки. При этом самостоятельно водитель может сменить разве что только масло, поскольку не у каждого автомобиля можно заменить фильтр. Речь преимущественно о тех моделях, где нет возможности снять поддон.

В этом случае выгодным решением будет установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП на Infiniti FX35, к примеру. Обычно он ставится между коробкой и основным радиатором, но чаще небольшое изделие ставится непосредственно перед ним. Этот шаг не только убережет трансмиссионное масло от перегрева, но и существенно увеличит ресурс самой АКПП.

Такая необходимость вызвана, в первую очередь, причиной высоких нагрузок на коробку. Ресурс деталей существенно снижается не во время набора скорости или постоянного движения автомобиля на большой скорости. Их износ происходит в разы быстрее, когда машина просто стоит на месте с включенным двигателем. А это пробки, которыми полны все мегаполисы, независимо от того, в какой стране находиться.

Более современные и спортивные автомобили, как правило, это бизнес-класс, оснащены специальными системами, которые в автоматическом режиме отключают все системы, включая и сам двигатель, что уберегает многие узлы и механизмы от износа. К сожалению, стоимость таких моделей очень высока и не каждый желающий может себе позволить такую роскошь.

Дополнительный радиатор

Не стоит опасаться того, что установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП на "Шевроле Круз" (одна из популярных моделей) как-то повлияет на работоспособность коробки. Хотя нет, это скажется в какой-то степени, но в лучшую сторону. При этом ходовые характеристики автомобиля не снизятся, в чем можно быть уверенным. Разве что машина наберет несколько килограммов, однако расход топлива от этого не повысится, что не может не обрадовать.

Проблема перегрева масла АКПП была распространена у автомобилей марки Chevrolet. А все по причине того, что модели Aveo, Cruze и ряд прочих оснащаются двигателем GM, который работает при температуре примерно 115 °C. А радиатор охлаждения трансмиссионного масла у него совместного типа. Это касается и прочих двигателей.

Как показывает практика, проблемы начинаются после 50-60 тысяч км пробега, в некоторых случаях и раньше. Толчки и прочие признаки перегрева проявляются во всей красе. Дополнительный радиатор охлаждения АКПП "Шевроле Круз" помогает раз и навсегда избавиться от подобных хлопот. И даже не ясно, почему многие производители так и не вернулись к истокам.

Самостоятельная установка

Процесс установки не таит в себе ничего сложного. Для начала необходимо приобрести сам радиатор. На сегодняшний день существует широкий ассортимент продукции, отличающийся по разным признакам:

  • производитель;
  • цена;
  • размеры.

Из всех моделей стоит выбирать именно тот вариант, который подходит для вашей машины. А поскольку в комплекте к радиатору, кроме как крепления, ничего больше нет, стоит прикупить шланги (должны выдерживать высокую температуру), хомуты и переходники (тройники). Еще лучше сразу заменить масло новой жидкостью.

Всю работу можно условно поделить на несколько этапов:

  1. Впереди основного радиатора крепится приобретенное изделие посредством специальных стяжек, что в комплекте.
  2. После этого при помощи хомутов на радиаторе закрепляются шланги.
  3. Врезаются тройники в основную магистраль АКПП.
  4. Соединяются шланги дополнительного радиатора с переходниками – система замыкается.
  5. Полностью заменить масло либо долить при его недостатке.

Обычно в комплект поставки дополнительного радиатора охлаждения АКПП входит еще инструкция, где более наглядно описан весь процесс.

Маленькая особенность

Описанная выше процедура установки хорошо себя показывает в летнее время, и температура масла гарантировано не поднимается выше отметки 80-85 градусов. Но как дело обстоит зимой? Вот тут кроется обратная сторона медали – масло АКПП охлаждается и густеет, что тоже не идет ему на пользу.

Что же теперь не ставить дополнительный радиатор?! Конечно же, сомнений быть не должно – ставить и еще как, но правильно! Дополнительно в систему нужно встроить термостат, который нужно настроить на работу при температуре 75-80 °C. Благодаря этому дополнительный радиатор будет задействован по мере необходимости. То есть когда есть угроза перегрева.

Сколько стоит работа на СТО?

Если средства позволяют, можно обратиться в любое СТО, где специалисты выполнят работу на профессиональном уровне. Стоит прикинуть, во сколько это может обойтись.

Сам радиатор по средним примеркам будет стоить от 2000 до 3000-3500 рублей, цена на фильтр может составить 1000-1200 рублей, комплект дополнительных приспособлений – около 500 рублей. Конечная стоимость зависит от модели радиатора и аксессуаров к нему.

Сама работа по установке дополнительного радиатора охлаждения АКПП, в зависимости от модели автомобиля и сложности, будет стоить в районе 8000-15000 рублей. Что выбрать в итоге – это уже прерогатива хозяина машины.

Мнение владельцев

Согласно отзывам владельцев автомобилей, польза от установки дополнительного радиатора для охлаждения АКПП более чем ощутима. Многие водители при этом оценивали исчезновение толчков и рывков, которые были ранее. Также многие отмечали плохую работу автоматической трансмиссии по причине перегрева. Но стоило им поставить дополнительный радиатор, так проблемы исчезли сами собой.

Также некоторые водители придерживаются мнения, что такая мера - это острая необходимость, так как температура летом высока. Поэтому дополнительный радиатор сможет уберечь коробку от перегрева. Тогда она и работать будет как можно дольше и эффективно.

Тем не менее, судя по ряду прочих отзывов, кто-то считает это лишней тратой денег. Однако на деле эффективность подтверждается большинством водителей, которые на себе оценили все плюсы установки дополнительного радиатора.

Комментарии