Майолика: что это такое. От древности до наших дней
Блестящая глазурованная поверхность, яркие краски – все это майолика. Что это такое? Ответ найдется в статье.
Майолика – что это?
Не всякая керамика может называться майоликой, а только изготовленная по определенной технологии.
Техника майолики подразумевает, что для керамического изделия используется цветная пористая глина. Глиняное изделие покрывают, или, как говорят специалисты, обливают, специальной белой эмалью и расписывают непрозрачными красками. Поэтому такая продукция имеет еще одно наименование - обливная керамика.
Родина майолики
Хотя название обливной керамики отсылает нас к острову Мальорка или Майорка, в действительности создавать керамику с глазурованной поверхностью стали гораздо раньше – в Древнем Египте. Изделия из пористой цветной глины покрывались красками, содержащими различные окиси металлов, обжигались. Кирпичи из майолики использовали при украшении дворцов, но с падением Египетского царства искусство это было утрачено на века.
Второе рождение майолики
В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке.
Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы.
Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий.
Итальянские изделия
Итальянцы не сразу поняли, что это такое - майолика.
Сначала они делали так:
- обливали глиняное изделие целиком жидкой белой глиной, добавляя в нее оксид олова;
- обжигали;
- покрывали красочным узором, используя простые орнаменты из крестов или звезд.
Такую технологию впоследствии назовут полумайоликой. Краска на выполненных таким методом изделиях была непрочной, да и сама керамика выглядела грубовато.
Но уже в XIII-XIV веках итальянская майолика становится утонченной и изящной, достигнув расцвета в XVII веке и распространившись с Апеннинского полуострова на всю Европу. В Италии керамику такого типа производили в более чем ста городах, в том числе в Деруте, Сиене, Кальтаджире, Урбино, Фаэнце, Кафаджоло, Кастельдуранте. Кстати, именно Фаэнца подарил новое слово – фаянс.
Майолика – что это такое в Италии эпохи Возрождения? Изделия славились изяществом и тонкостью работы.
Для керамики использовали только мягкую цветную глину. Готовое изделие покрывали непрозрачной белой глазурью, в состав которой входило олово.
Узор наносили синим кобальтом, поэтому майолика эпохи Возрождения выдержана в сине-зеленой гамме.
Все мастера старались найти свой стиль, придумывали свои технологии нанесения изображения. В рисунках использовали орнаменты из геральдических символов, рисовали портреты и фигурки зверей, часто воссоздавали восточные орнаменты.
Готовое керамическое изделие покрывали бесцветной прозрачной глазурью, содержащей щелочь, и обжигали. Благодаря этому краски становились мягче, теплее, а само изделие более прочным.
Применение
Майолика – что это такое, какие именно керамические изделия выполняются в этой технике?
Еще итальянские мастера освоили пластичные керамические формы, создавая скульптуры и декоративные композиции.
В этой технике могут быть выполнены изразцы для печей, стен и декора мебели, наличники, элементы фасадного декора, посуда, панно, скульптуры.
Майолика – характерные отличия
У керамических изделий, выполненных в технике майолики, всегда есть ряд общих признаков:
- формы изделия плавные, закругленные;
- фон или белый, или непрозрачный;
- цвета яркие, контрастные;
- основная гамма желто-коричневая и сине-зеленая;
- узоры чаще растительные;
- поверхность блестящая глазурованная.
Зная вышеперечисленные признаки, легко разобраться, что такое майолика. Это позволит отличать ее от прочей керамики.
Технологический процесс
Что такое майолика? Это не просто обожженное изделие из глины. Для ответа на вопрос следует понимать тонкости технологического процесса.
Первоначально итальянцы покрывали слепленное изделие белой краской, в состав которой входило олово, а затем наносили узор из красок с добавкой свинца. Во время обжига олово и свинец расплавлялись, образуя яркую и прочную поверхность.
В наши дни используется 2 типа производства керамических изделий из майолики:
- Сначала изделие проходит обжиг температурой 750о, после чего покрывается белой эмалью, поверх которой наносятся глазурованные краски. Затем следует еще один обжиг в течение суток уже при температуре 1000о.
- Применяется и старинный способ, когда глазурованные краски наносятся на сырое глиняное изделие. При обжигании краски запекаются, образуя блестящую глазурь. Особенность и сложность данного типа производства майолики – керамика получает цвет только после обжига.
Особенности изготовления русской майолики
На отечественных просторах майолика появилась во времена Петра I, когда голландцы и итальянцы привезли образцы поливных керамических изделий.
Переняв иностранное умение, майолику быстро научились делать в Москве, Гжели и Ярославле, этому способствовало наличие в окрестностях города больших залежей красной глины.
Русским мастерам приходилось экспериментировать, добиваясь прочности и красоты керамических образцов. Технологический процесс проходил в 2 этапа:
- Из глины лепится изделие, расписывается, покрывается первым слоем глазури с добавлением олова.
- Затем изделие обжигается еще раз, перед этим его покрывают глазурью со свинцом, чтобы придать керамике блеск.
Уже в XVIII веке мода на майолику выходит за пределы Ярославля, достигая Петербурга. Майоликовыми изразцами украшают фасады домов, облицовывают печи и дверные проемы. Обливную керамику используют даже при украшении церквей. Практически в каждом доме появляется красивая керамическая посуда, вазы и статуэтки.
В XIX веке стиль модерн немыслим без изысканных оттенков глянцевой майолики. В технике майолики работали такие выдающиеся русские живописцы, как В.М. Васнецов, М.А. Врубель, С.В. Малютин, создавшие уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. В Санкт-Петербурге сохранилось немало зданий, орнаментированных изразцами из майолики, в том числе Соборная мечеть.
Керамика в мастерских Ярославля
Современная ярославская майолика представлена работами множества мастеров. Среди них выделяются качеством, красочностью и оригинальностью следующие творческие мастерские и компании:
- Ярославская художественно-промышленная мастерская.
- Мастерская авторской керамики «Живая глина».
- «Джансария», художественная мастерская майолики Куджевой Д.Х.
- Творческая мастерская керамики.
- Мастерская майолики Павловой и Шепелева.
Проект двух художников - Натальи Павловой и Евгения Шепелева - получил признание не только в России, но и за рубежом, куда отправляется около половины всей продукции.
Сувенирная керамика изготавливается в Мастерской майолики Павловой и Шепелева в старинной поливной технике, в ассортименте более 1000 образцов небольших фигурок и составных скульптурных композиций, наличников, панно, ваз.
Современная майолика – что это такое? В Ярославле – это прекрасная сувенирная продукция, которую с удовольствием увозят с собой туристы и гости города.