Васисуалий Лоханкин - персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок»
Среди второстепенных персонажей «Золотого теленка» одной из самых колоритных фигур является доморощенный философ Васисуалий Андреевич Лоханкин. Этот герой произведения сразу же запоминается читателю не только благодаря комическим происшествиям, которые случаются в его жизни, но и своей манерой разговаривать, а также склонностью к бесполезным рассуждениям о судьбах русской интеллигенции, к представителям которой он себя причислял.
История персонажа
Васисуалий Лоханкин как персонаж впервые появляется в других произведениях Ильфа и Петрова, а именно в нескольких новеллах из цикла про жителей города Колоколамска, которые публиковались в журнале «Чудак», выходившем в Москве в конце двадцатых – начале тридцатых годов двадцатого века. После выхода нескольких рассказов публикация была приостановлена, так как остросоциальное содержание оказалось не по нраву чиновникам от советской цензуры.
В этих произведениях были изображены люди, каждый из которых обладал целым набором пороков, таких как лень и зависть. Тем не менее все они безоговорочно следовали существующим законам и всегда выполняли постановлениям правительства. Такие сюжеты нередко встречались в произведениях, которые публиковались в печати в первые годы советской власти. Однако скоро цензура значительно усилилась.
Карикатура на советского интеллигента
Главы, в которых появляется Васисуалий Лоханкин в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок», повествуют о жителях коммунальной квартиры, которая именуется в народе «вороньей слободкой». Васисуалий Андреевич снимает в этой квартире комнату со своей женой Варварой, которая является единственным добытчиком денег в их семье. Сам же он нигде не работает, а занимается лишь тем, что рассуждает о судьбах русской интеллигенции, о последствиях Октябрьской революции и прочих философских темах.
Когда Варвара собирается оставить его и уйти к любовнику, инженеру Птибурдукову, Васисуалий Андреевич объявляет голодовку. Он демонстративно лежит на диване, сыплет стихами в размере пятистопного ямба и упрекает Варвару в том, что она безжалостно бросила его на произвол судьбы. Огромную популярность приобрели стихотворные произведения Васисуалия Лоханкина. Цитаты из них часто встречаются в современной литературе. Эти строки стали крылатыми, наравне с творениями поэта Ляписа Трубецкого из другого романа Ильфа и Петрова («Двенадцать стульев»). Эти два персонажа, два представителя, так сказать, творческой интеллигенции отличаются друг от друга тем, что Ляпис пишет свои произведения, преследуя корыстные цели, он мнит себя профессиональным поэтом. В то время как Васисуалий Лоханкин пятистопным ямбом выражается, даже не замечая иногда этого.
Эта особенность речи является частью его натуры. Образ данного героя романа Ильфа и Петрова отличается своей комичностью. Писатели создали шарж на типичного представителя русской интеллигенции тех лет.
Конечно же, черты некоторых представителей этой прослойки общества, такие как склонность к пустому рассуждению, а также невозможность порою совершать какие-либо решительные поступки, представлены в описании этого персонажа в утрированном виде. Стихи Васисуалия Лоханкина – ещё одно художественное средство для создания образа эстетствующего лентяя.
Семейная драма
Варвара разжалоблена действиями Лоханкина. Она смягчается и решает повременить со своим переездом к инженеру Птибурдукову по крайней мере на две недели. Во время своего последующего проживания с мужем Варвара каждый день выслушивает длинные тирады о судьбах русской интеллигенции и о том, какая бесчеловечная и жестокая она сама. Васисуалий Лоханкин уже радостно потирает руки в надежде на то, что если дело пойдет дальше подобным образом, то не видать инженеру Птибурдукову его дражайшей супруги.
Но однажды утром Варвара просыпается от звуков чавканья. Это Васисуалий Андреевич на кухне, орудуя голыми руками, достал из приготовленного ею борща большой кусок мяса и жадно уплетает его. Такого поступка она не смогла бы простить своему супругу даже в самые счастливые и безоблачные дни их совместной жизни. А в настоящий момент этот казус привел к немедленному уходу Варвары.
Несчастный Васисуалий Андреевич, несмотря на свои глубокие переживания, всё же не теряет трезвости ума и даже с некоторой предприимчивостью, которая, казалась бы, нетипична для его творческой натуры, решает поправить свое материальное положение. После ухода жены, которая являлась единственным работающим человеком у них в семье, он даёт в одну из городских газет объявление о сдаче комнаты одинокому интеллигентному холостяку.
Экзекуция
Язык текста данного объявления был несколько своеобразным, поскольку каждое слово в нём было сокращено для уменьшения количества печатных знаков. После того как Васисуалий дал эту заметку в газету, он предался своему горю. В этот момент и произошел один из самых комичных эпизодов всего романа. Поглощенный горем Лоханкин постоянно забывал тушить свет после посещения уборной. Экономные жильцы многократно делали ему предупреждения.
Васисуалий Андреевич каждый раз обещал измениться, но этого не происходило. Ничтожная лампочка не входила в круг его интересов. Он даже не мог себе представить, что тусклый свет в уборной может сильно затронуть чьи-то интересы. Наконец жители Вороньей слободки решились на крайнюю меру. В один прекрасный день горский князь в своей бывшей, дореволюционной жизни, а на тот момент - трудящийся Востока гражданин Гигиенишвили позвал Лоханкина на так называемый дружеский суд, где ему было вынесено наказание, и доморощенный философ подвергся порке розгами.
Появление Бендера
В этот самый момент в Вороньей слободке и появился Остап Бендер, который пришёл к Васисуалию Андреевичу по объявлению. Он, как всегда, пообещал своевременную оплату за услуги и на следующий день вселился в квартиру.
После того как в Вороньей слободке случился пожар, и квартира полностью сгорела, оказавшийся без крова Васисуалий Андреевич Лоханкин обратился за помощью к своей бывшей супруге и её сожителю, инженеру Птибурдукову, которые оказались настолько жалостливыми, что сразу приютили бедного страдальца.
Экранизации
Сюжет про этого персонажа «Золотого теленка» и его отношения с супругой не вошел в окончательный вариант экранизации романа режиссером Михаилом Швейцером. Однако вырезанный отрывок сохранился. Эти кадры с Анатолием Папановым в роли брошенного супруга при желании можно посмотреть в Интернете. Георгий Данелия десятью годами раньше снял короткометражный фильм «Васисуалий Лоханкин», где главную роль исполнил Евгений Евстигнеев.