Акафист Кресту Животворящему Господню
Акафист Животворящему Кресту Господню – православный духовный гимн, в котором утверждается сила духа православных людей, сумевших, несмотря на многочисленные трудности, отстоять и сохранить свою веру. В качестве примера для подражания в этом религиозном тексте приводится подвиг двух древних святых – императора Константина и его матери Елены.
Эти благочестивые христиане, благодаря силе своей веры в Господа Бога, сумели дать христианам возможность свободно исповедовать свою религию. А обретение Животворящего Креста Господня, акафист которому читается во всех православных храмах ежегодно 14 августа и 27 сентября, является одним из самых великих чудес за всю историю христианства.
Что такое акафист?
Прежде чем приступать к рассмотрению акафиста Кресту Животворящему, следует напомнить читателям, что же представляет собой этот вид песнопений. Так обычно называется особый жанр церковных гимнов, который появился гораздо позднее остальных, подобных ему.
В качестве примера можно привести акафист "Воздвижение Животворящего Креста Господня". Религиозные православные авторы стали уделять должное внимание таким стихам только во второй половине XIX века. До этого же Количество написанных акафистов было очень незначительным. Расцвет жанра пришелся на конец девятнадцатого - начало двадцатого столетия нашей эры.
В то время Особый комитет по цензуре, который занимался религиозной литературой, рассмотрел огромное количество новых акафистов. Часть из них была принята, но много написанных произведений было отвергнуто.
Второе рождение жанр получил после Великой Октябрьской революции. В то время на церковь и ее служителей были ужасные гонения, часть религиозных деятелей была уничтожена посредством многочисленных репрессий, которые касались как самих священнослужителей, так нередко и членов их семей. Из-за этих трагических для Православной Церкви событий некоторые церковные службы вынуждены были проводиться в подполье.
Нередко богослужения проводились вне храмов: на квартирах у прихожан, в домах у священников. Часто на таких служениях не было даже дипломированных представителей духовенства. Именно тогда акафист оказался очень востребованным, поскольку чтение данного вида духовных песнопений не подразумевает обязательного участия в них представителей священничества и даже не требует глубокого знания православных канонов. Именно поэтому после Великой Октябрьской революции было создано грандиозное количество произведений этого жанра церковной литературы.
Ещё этому способствовало то обстоятельство, что Комитет по государственной цензуре, который занимался делами духовной литературы, после Октябрьской революции был упразднён. Соответственно, авторы получили больше свободы в послереволюционные годы, чем они имели в царское время.
Третье по счёту возрождение данного жанра церковных песнопений произошло уже в годы перестройки, когда Православная Церковь стала возрождаться в нашей стране и многие поэты и писатели стали обращаться к жанрам духовной литературы. Они заинтересовались прежде всего жанром акафиста, написание которого не обязательно предполагает знание церковнославянского языка. Эти произведения могут быть написаны также и на современном русском языке, и на других языках мира.
В данный момент общее число акафистов, написанных за всю историю Русской Православной Церкви, составляет около двух тысяч. Существует несколько информационных ресурсов, которые специализируются на публикациях новых шедевров данного жанра. Среди них особо выделяется сайт "Акафист.ру", который периодически публикует новые произведения. Среди наиболее плодотворно работающих авторов церковной литературы, которые чаще всего обращаются именно к рассматриваемому жанру, следует выделить Евгения Храповицкого и Александра Трофимова.
Ранние христиане
Акафист Животворящему Кресту, бесспорно, является одним из самых популярных.
Этот духовный гимн посвящён Кресту, который, являясь орудием, с помощью коего было произведено распятие Иисуса Христа, вместе с тем почитается Православной Церковью как святыня, имеющая особую силу, так как вследствие распятия состоялась победа Господа Иисуса Христа над силами ада.
Но эта великая святыня была недоступна первым христианам, так как непосредственно после снятия Христа Крест был утилизирован вместе с крестами, на которых были распяты разбойники, подвергнутые казни на Голгофе одновременно с Господом Исусом. В те суровые годы у последователей Христа не было возможности отыскать Крест, освященный кровью Спасителя, из-за страшных гонений на христиан, которые продолжались в течение нескольких веков.
Это также нашло отражение в тексте акафиста Животворящему Кресту Господню.
Столь страшный для христиан период был показан во многих литературных произведениях, в частности в романе польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеши?», по мотивам которого в начале пятидесятых годов двадцатого века в Голливуде был снят художественный фильм.
Христиане преследовались на всей территории Римской Империи. Уличённых в неверности языческим богам и поклонении новому Богу, Иисусу Христу, подвергали страшнейшим пыткам. Одним из самых кровавых истязаний была травля христиан львами. Посмотреть на это дикое зрелище собирались тысячи жителей Рима. Множество христиан стойко выносили эти страдания во имя Господа Иисуса Христа. Некоторые из этих мучеников были прославлены потом в лике святых.
Заступники христианства
Лишь спустя три столетия после Воскресения Спасителя римский правитель Константин подписал указ об отмене преследования христиан. Согласно этому указу, христиане получали право свободно исповедовать свою религию, возводить храмы и участвовать в богослужениях. Сам Константин тоже являлся христианином, равно как и его мать – императрица Елена.
Как повествуется в акафисте Кресту Животворящему, святая равноапостольная императрица Елена была не в силах смириться с тем, что величайшая святыня христианства являлась утерянной и верующие люди не имели возможности поклониться Святому Кресту.
Экспедиция на Святую Землю
При посредничестве своего сына Константина императрица в середине четвёртого века нашей эры предприняла попытку отыскать святыню. Для этого в Иерусалим была снаряжена специальная экспедиция.
По одной из версий, в то время на месте, где совершилась крестная жертва Христа, находился языческий храм в честь богини Афродиты. В результате проведенных раскопок было обнаружено три креста. Также были найдены несколько гвоздей и табличка с надписью "Иисус Назарей, царь иудейский». Императрица Елена столкнулась со сложнейшей задачей - определить, какой из тех трех крестов является животворящим Крестом Иисуса Христа. Решение этой проблемы было подсказано митрополитом Макарием. Он сказал, что Крест Господень должен обладать животворящей силой. Поэтому было решено прикладывать кресты поочередно к одной тяжелобольной женщине. При прикосновении к этой женщине одного из крестов произошло чудесное исцеление страждущей. Таким образом удалось распознать, какой из трех крестов является крестом Господа Иисуса Христа.
Согласно другим источникам, оживлён был покойник из проходящей мимо похоронной процессии. Когда удалось определить истинный Крест, на котором Иисус Христос претерпел свои страдания, патриарх вышел на улицу Иерусалима и поднял реликвию над своей головой.
Многие люди, верующие во Христа, пали на колени перед обретённой святыней. Это событие описано в акафисте Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня.Таким образом, патриарх Макарий разрешил задачу, стоящую перед другими участниками экспедиции благодаря своей вере в Господа. Подобная сила веры и прославляется в акафисте Воздвижению Честного и Животворящего Креста.
На протяжении всего времени раскопок Макарий и Елена пребывали в постоянном посте и часто возносили молитвы Всевышнему.
По одной из легенд, Крест Господень был сделан из дерева, произроставшего когда-то в райском саду. Речь идёт именно о том дереве, плод которого стал причиной грехопадения первых людей. Когда же совершилась Крестная жертва Христа, этот грех был искуплён. Существует также легенда, что на Голгофе был похоронен прародитель всех людей Адам. Когда Христос принял смерть на кресте, Его кровь просочилась до останков Адама.
Храм Воскресения
На месте обнаружения Креста Господня царица Елена планировала построить большой храмовый комплекс, в перечень объектов которого должны были входить священные для христиан всего мира Голгофа и Гроб Господень, но сама святая равноапостольная императрица Елена не дожила до открытия храма. Завершением строительных работ руководил её сын – император Константин Великий.
В храме отдельный придел посвящён событию обнаружения Животворящего Креста. Он называется приделом Обретения Креста Господня. Эта часть здания является самой низкой его точкой. Лестница в двадцать две ступени связывает её с армянской церковью, которая тоже находится под землёй. Таким образом, можно сказать, что данный придел расположен на уровне второго подземного этажа. Место, где был обнаружен истинный Крест Спасителя, обозначено плитой с изображенным на ней православным восьмиконечным крестом. Плита с трёх сторон огорожена кованой решёткой.
На месте, откуда наблюдала за раскопками святая равноапостольная Елена, находится окно, которое выходит в алтарь армянской церкви.
Эта история, кроме христианских авторов, были описана целым рядом римских и арабских историков. В честь обретения Креста Господня был установлен церковный праздник, который входит в число двунадесятых. В этот день на праздничных церковных службах читается акафист Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня.
Распространение частей Животворящего Креста по всему миру
После обнаружения Истинного Креста Господня императрица Елена приказала разделить священное дерево на несколько частей, чтобы христиане других стран могли поклониться орудию победы над смертью.
Одна из его частей осталась на Святой Земле, в храме Воскресения Господня. Место, где была обнаружена реликвия, находится в приделе Обретения Креста Господня. Одна из частей животворящего Креста есть и в России. Поклониться ей можно в главном храме монастыря, который расположен в небольшом селе Ярославской области, Годеново.
Крест в Годеново
В акафисте Годеновскому Животворящему Кресту, о там, как была найдена эта реликвия, сказано следующее: он чудесным образом появился и был найден в одном из болот в дремучем лесу возле города Ростова Великого. Священное дерево оформлено в виде креста, на котором распят Спаситель. Чудесное явление святыни произошло в двадцатых годах пятнадцатого столетия.
Считается, что Крест таинственным образом попал на Русь из Константинополя. Это явилось своеобразным предзнаменованием падения столицы Византийской империи, которое случилось три десятилетия спустя. Также Крест, появившийся на земле Русской, стал предвестником скорого усиления Московского княжества и объединения вокруг него всех других княжеств в одно Российское государство. Акафист Животворящему Кресту Господню в Годеново воспевает святыню, которая появилась в России накануне провозглашения независимости Русской Православной Церкви от византийского патриарха.
Тогда, после подписания соответствующего документа, Русскую церковь стал возглавлять московский епископ. Это способствовало укреплению российской государственности. Примерно в это же время число русских святынь пополнила и Царьградская икона Божьей Матери. Тогда же один из старцев произнес знаменитую фразу о третьем Риме. Монахиня Переславского Никольского монастыря рассказывает, что в советскую эпоху о Годеновском Кресте почти полностью забыли даже представители духовенства и монашества. В начале девяностых годов монахам Никольского монастыря паломники поведали о Чудотворном Кресте, который находился в одной из забытых, полуразрушенных церквей неподалёку от монастыря. Тогда монастырь взял эту церковь с хранящейся в ней частью Священного Древа под свою опеку. Сейчас до десяти тысяч паломников в год приходят поклониться Кресту Господню.
Перед святыней часто звучит акафист Животворящему Кресту. В Годеново сам Крест подвергся реставрации в начале нового тысячелетия. Восстановительные работы проводили ведущие реставраторы из музеев Санкт-Петербурга. По просьбам священников и монахов обители святыня не покидала храм на время реставрации. Все работы велись в действующем храме. В настоящее время Годеновский Крест является одной из наиболее почитаемых в России святынь. В честь Священного Древа, находящегося в Годеново, был написан новый Акафист Честному и Животворящему Кресту, который читается ежедневно во время богослужений.
Копии Годеновского креста
Православными людьми настолько любим Годеновский Крест, что священники из других городов России стали просить изготовить для их храмов копии данного артефакта. На сегодняшний день известно более десяти копий. Перед каждой из них регулярно читается акафист Честному и Животворящему Кресту Господню. Первая из этих копий была изготовлена для одного из храмов Севастополя и привезена в город в конце 2013 года. В то время в столице Украины уже разгорелось восстание на Майдане. Через некоторое время Крым был возвращён в состав России. С Божьей помощью это произошло без какого-либо кровопролития.
Некоторые верующие видят в пришествии Креста в Севастополь предзнаменование этого значимого для России события. Следующая копия отправилась в Вологду. Третья была изготовлена для Луганского храма. На ней Спаситель получился с тёмным лицом, но спустя год лик Христа чудесным образом посветлел. Церковь, где хранится данная копия, от военных действий не пострадала. Четвёртая копия была преподнесена в подарок Екатеринбургскому патриарху.
Перед отправкой этой копии на Урал её крестным ходом обнесли вокруг храма в Годеново. Говорят, что во время шествия в небе появился православный восьмиконечный крест, составленный из облаков. В 2015-2016 годах копия Годеновской реликвии совершила полёт на международную космическую станцию в составе интернационального экипажа космонавтов.
Когда читается акафист Кресту Животворящему?
В годовом цикле богослужений есть два праздника, посвящённых Честному Древу Креста. Один из них является двунадесятым праздником, то есть входящим в число двенадцати главных праздников Православной Церкви. Этот день называется Воздвижением Креста Господня. От ряда других двунадесятых праздников он отличается тем, что не посвящён какому-либо событию из земной жизни Иисуса Христа. Воздвижением Креста называют поднятие Креста Господня Митрополитом Макарием для того, чтобы люди Иерусалима поклонились ему.
Строки об этом есть в акафисте Животворящему Кресту. После этого традиция поднимать крест над молящимися распространилась во многих странах. В этот день во всех православных храмах происходит чтение акафиста Воздвижению Честнго и Животворящего Креста Господня (текст одного из вариантов можно увидеть на фото выше).
Праздник этот стал отмечаться сразу же после того, как произошли описанные события. Первоначально он предшествовал более почитаемому празднику, посвящённому Гробу Господню. Но время внесло свои поправки в историю, и сегодня день Воздвижения Креста Господня занимает место среди двенадцати величайших праздников Православной Церкви.
Кроме этого праздника существует ещё один. Это Происхождение Честных Древ Креста Господня. В названии слово происхождение употреблено в значение «шествие».
В этот день действительно принято устраивать крестные ходы, впереди которых обычно несётся распятие. Праздник этот отмечается 14 августа. Хотя он и не является двунадесятым, тем не менее любовь к этому дню издревле живёт в русском народе, ведь именно в этот день состоялось Крещение Руси. Данный праздник в русской традиции также называется Медовым Спасом, так как кроме чина освящения воды до и после литургии проводится ещё и чин освящения мёда.
Считается, что с этой даты можно употреблять в пищу мёд нового урожая. Акафист Кресту Животворящему читается на праздничной службе в этот день. Верующие вспоминают во время богослужения о Крестной Жертве Христа.
В трудах греческих богословов выбор даты для праздника объясняется так: в древности на конец лета приходился разгар эпидемий многочисленных болезней. Поэтому по городским главным улицам совершались крестные ходы для освящения жилищ и изгнания болезней. По завершении шествия кресты выставлялись для поклонения. Множество народа собиралось к Кресту, чтобы в искренних молитвах просить милосердного Бога избавить их от болезней и прочих горестей.
Значение акафиста Честному и Животворящему Кресту господню
Этот гимн является благодарением, которое люди приносят Сыну Божьему за Его страдания, которые он претерпел во имя любви к своим духовным детям. В чем помогает акафист Животворящему Кресту Господню? Часто его читают в качестве молитвы о здравии, поскольку известно великое множество случаев чудесного исцеления людей при прикосновении к Священному Древу. Первое из них произошло непосредственно после обнаружения святыни и послужило средством опознания истинного Креста Господня среди двух других, принадлежащих разбойникам. Также этот акафист является прекрасным образцом молитвы об очищении от грехов, которую необходимо совершать каждому православному человеку с надлежащим покаянием и смирением.