Астарта, богиня шумеро-аккадского пантеона. Культ Астарты
Астарта – богиня, о которой можно рассказать многое. Римляне и греки её отождествляли с Афродитой. Финикийцы ей поклонялись как главному божеству. Египтяне и хананеи, представители семитических племен, культивировали её образ. Да и в античном мире Астарта была предметом величайшего поклонения. Всё это невероятно интересно, поэтому сейчас стоит отправиться по следам истории в прошлое, вплоть до наступления нашей эры, чтобы как следует погрузиться в данную тему и узнать о столь великой богине чуть больше.
Появление и происхождение
Первые упоминания об Астарте датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Согласно историческим данным, она являлась центральной фигурой аккадского пантеона. Отождествить её можно с шумерской богиней плодородия и любви, которой была Инанна – мать неба.
Интересно, что для западных семитов Астарта была именно богиней – определённой, конкретной фигурой. А вот для южных – синонимом божества. Со временем это слово получило нарицательный характер, вследствие чего сам образ Астарты поглотил многих хурритских и шумерских богинь. И уже к 2 000 г. до н. э. возник её первый культ.
Стоит отметить, что в образе богини Астарты содержалось три важнейших титула. Это Царица, Дева и Мать. Возможно, именно поэтому её прозвали «самой старшей неба и земли».
В культуре финикийцев
Жители древнего государства, находившегося на востоке Средиземного моря, считали богиню Астарту той, которая даёт жизнь. Они называли её Матерью-Природой с десятком тысяч имён и связывали с Венерой и Луной.
Финикийцы представляли её в виде женщины с рогами. Этот образ символизировал полумесяц в момент осеннего равноденствия. Также они воображали, что в одной руке она держит обычный крест, а в другой – крестообразный жезл.
Представлялась богиня Астарта всегда плачущей. Потому что она потеряла своего сына Таммуза – божество плодородия. Если верить мифам, то Астарта и на землю сошла в виде пылающей звезды, упав в озеро Альфака, где он умер.
Как уже было сказано, богиню связывали с Венерой – «Утренней звездой». Её рассматривали как вечернюю и утреннюю путеводительницу, особенно помогающую морским странникам. Потому на носу каждого корабля всегда закрепляли статую в виде Астарты, чтобы она сопутствовала им и приносила удачу.
Обращаясь к мифологии: Ближний Восток и Египет
История возникновения богини Астарты в культуре жителей этих государств очень длинна и сложна, так как охватывает тысячелетия, несколько языковых групп, а также массу географических регионов.
Одной из древнейших её ипостасей, например, является шумерская Инанна – многоликое божество. Впрочем, главная «роль» у неё всё-таки была. Инанна была богиней плодородия финиковых пальм, домашнего скота и злаков. А ещё покровительницей дождя, бури и грозы. Это связано как с ипостасью богини плодородия, так и с её воинственным, даже мужественным характером. Данные «роли», как и многие другие, присущи и богине Иштар. Имя которой синонимично Астарте.
Вообще, не лишним будет обратиться к трактату Плутарха «Об Исиде и Осирисе». В основном мифе есть несколько интересных моментов. В частности тот, когда Сет запер в сундук Осириса и спустил его в воды Нила. Он оказался унесён потоками реки в море, в результате чего оказался на берегу города, являвшегося центром культа Таммуза – мужа Астарты.
Вокруг этого сундука, согласно мифу, разрослось гигантское тамариндовое дерево. Оно оказалось замечено жителями, и те срубили его, чтобы сделать из него столб для дворца богини Астарты и её мужа Мелькарта - бога-покровителя мореплавания.
Культ в Египте
Согласно историческим данным, сформировался он в период с 1567 по 1320 гг. до н. э. Если верить арамейским текстам из Верхнего Египта, то богиня Астарта считалась супругой Яхве до так называемой монотеистической реформы. А Яхве – это одно из многочисленных имён самого Бога.
Когда наступил период эллинизма (длившийся с 336 до 30 гг. до н. э.), то образ Астарты целиком сливается с фигурой Анат, которая в западно-семитской мифологии являлась богиней войны и охоты.
Почему они «объединились»? Потому что Анат, Астарта, а ещё Кадеш были теми тремя богинями, которые носили почётный египетский титул Небесной Царицы. К тому же только они имели традиционно мужской венец. Во всём остальном богини тоже имели массу сходств. Поэтому что неудивительно, почему их образы объединились.
Так вот, в итоге богиню Астарту в Древнем Египте стали представлять, как обнажённую женщину с ужом, который символизировал плодородия. Или с лилией. Реже – сидящей верхом на коне, держа в руке меч.
Центром культа, конечно же, был Мемфис. Там Астарту почитали как дочь бога Ра – самого Творца. Олицетворяли её с воительницей, считали покровительницей фараонов.
Но в мифах, к слову, она упоминается очень редко. Когда происходило становление Ассиро-Вавилонской империи и формирование письменной культуры, все материальные памятники, посвящённые богине Астарте, были разрушены. Это – глобальное последствие многочисленных военных походов. Даже библиотеки уничтожались (или изымались).
Почему богиня любви?
Исходя из вышеперечисленного, можно было уже сделать вывод, что Астарта – это, говоря простым языком, некий возвышенный, культивированный и обобщённый образ многоимённого божества, являющегося покровителем многих сфер. Но нужно кое-что уточнить. Астарта – богиня плодородия и любви.
Тут всё интересней. Астарта является астральным олицетворением Венеры. Которая изначально была так названа в честь римской богини красоты, желания, плотской любви и процветания. Veneris с латинского, кстати, так и переводится – «плотская любовь».
Венеру, как и Астарту, отождествляли с Афродитой. Сыном которой являлся Эней, спасшийся из осаждённой Трои, и бежавший в Италию. Говорят, именно его потомки – основатели Рима. Потому Венеру ещё и считали праматерью римского народа. Астарта, богиня Египта, тоже носила похожий «титул», о чём уже говорилось раньше.
В древнегреческой античности, к слову, Венера воспринималась либо как светило, материальный объект природы, либо как личность того или иного божества.
И, конечно, нельзя не обратиться вновь к финикийской культуре. В те далёкие времена существовали такие города, как Бейрут и Сидон. Именно они являлись центрами поклонения богине любви – Астарте. Там она считалась главным, первостепенным женским божеством.
Её верховными жрецами были сидонские цари, а жрицами – их жёны. К ней обращались с почтением, как к владычице царей, к госпоже. Они уважали её силу. А что было любовью в античные времена? Найти ответ на этот вопрос можно, углубившись в изучение истории и текстов, авторами которых были такие великие мыслители, как Парменид, Гесиод, Эмпедокл, Платон. Любовь – это и есть сила. Первая, появившаяся в этом мире. Именно под её влиянием происходят многие события, а также продолжается цепь порождений.
Обращаясь к Библии
Поскольку тема имеет отношение к религии, нельзя не обратиться к Священной книге, рассказывая про богиню Астарту. Чего нельзя подумать – так это того, что она упоминалась в ней. Ведь даже в мифах сложно найти строчки, посвящённые ей, не говоря уже о Библии. Но упоминания есть. И вот две значимые отсылки:
- Город левитов Аштарту, столица Ога. Его полное название – Аштерот-Карнаим. Переводится это, как «Двурогая Астарта». Источник названия – палестинские археологические находки с изображением богини с двумя рогами.
- Строчка: «Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам». Данные слова – эпитеты, относящиеся к божествам. «Ваал» - это, кстати, олицетворение побуждения и мужской плодовитости.
Согласно подсчётам, имя Астарты как богини встречается в Библии девять раз. А Ашера (праматерь и владычица богов), для сравнения – сорок. Это говорит о том, что среди иудеев не преобладало поклонение Астарте.
Но вот зато всё те же раскопки рассказывают о многом. К 1940 годам на просторах Палестины было найдено порядка трёх сотен фигурок терракотового цвета и табличек с изображением обнажённой женщины в разных образах. Экспертиза показала, что они были изготовлены в период с 2000 гг. до н. э. и вплоть до 600 гг. до н. э.! Учёные подтвердили, что немалая часть данных изделий изображает Астарту и Анат (которые, как говорилось выше, были объединены в единый образ).
Поздние годы и фанатизм
Культ Астарты, богини весны, плодородия и любви, быстро распространился. Из Финикии в Древнюю Грецию, потом – в Рим, а затем и до Британских островов. Причём с годами он приобрёл несколько фанатичный характер. Поклонение этой богине проявлялось в оргиях, которые, как известно, осуждались пророками Ветхого Завета. Также ей приносили в жертву едва родившихся младенцев и детёнышей животных. Возможно, именно поэтому христиане называли её не богиней, а демоном-женщиной по имени Астарот.
Но и женский образ тоже был. Астарту называли также демоницей наслаждения, удовольствий и похоти, королевой духов мёртвых. Ей поклонялись, словно астральному божеству. Культ, сформировавшийся в честь богини, поспособствовал возникновению «священной» проституции. Из-за всех этих событий царя Соломона одолело помрачение, и он отправился в сам Иерусалим, дабы поставить богине-демонице капище (языческий храм).
Долгое время ветхозаветные пророки пытались бороться с её культом и делали это весьма ожесточённо. Даже в Писании богиню нарекли «мерзостью Сидонской». А в более поздней каббале её изобразили демоном Пятницы – женщиной, у которой ноги оканчиваются змеиными хвостами.
Интересные нюансы
Ашера – символ Астарты. Да, такое мнение тоже имеет место быть. Более того, исследователи считают, что оно подтверждено финикийской надписью, датированной 221-м годом до нашей эры – Ма-Суба.
Так вот, на клинописной ассирийской табличке, созданной ещё в XV веке до н. э., присутствует имя князя финикийско-ханаанского происхождения - Абад-Асратум, раб Ашеры.
Ещё интересно, что в Священном Писании не указано никаких сведений об изображении богини в человеческом виде. Её чувственное начало проявлялось в наготе. Часто «оголённые» фигурки при раскопках находили на Кипре, и принимали их за Афродиту.
Нельзя не отметить, что в рамках культа Астарты, богини домашнего очага, продолжал существовать ритуал «Священного брака». Но только до начала-середины второго тысячелетия до н.э. Потом культ приобрёл оттенок фанатизма – в честь богини начали проводиться празднества с самоистязаниями, самооскоплением, проявлением раскрепощения, принесения в жертву девственности и т.д. Кстати, Иштар, с которой отождествляется Астарта, являлась покровительницей гомосексуалистов, гетер и проституток. Её и саму называли «куртизанкой богов».
Фрейя, Анна и Лада
Это – имена богинь, также отождествляемых с Астартой, как и ранее упомянутые. О них стоит упомянуть хотя бы вкратце.
Фрейя – богиня из германо-скандинавской мифологии. Говорят, не было ей равных по красоте. Она являлась покровительницей плодородия, любви, войны, жатвы, урожая, и предводительницей валькирий. Изображалась на колеснице, запряжённой двумя котами.
Анна – богиня, которую почитали жители Вавилона. Покровительница семейной жизни, правосудия, урожая, победы… её культ был вытеснен поклонением богу Ану. Причём при неизвестных обстоятельствах.
Лада – славянская богиня любви и красоты, достатка, семейных отношения, цветущей природы и плодородия. Её называли «Матерью всех 12 месяцев». Ей поклонялись все славяне, постоянно приходили с просьбами и молитвами. Были и жертвы – белые петухи, красивые цветы, сладкий мёд, и сочные ягоды. Всё, что являлось олицетворением плодородия, иначе говоря.
Иконография
Теперь стоит вернуться к начальной теме, и завершить её упоминанием символики. Богиня Астарта всегда изображалась по-разному. Иконографическая специфика в данном случае зависела от того, какой именно аспект изображался в том или ином случае. Ведь Астарта – очень сложная фигура в шумеро-аккадской мифологии. Она противоречива. С одной стороны богиня была покровительницей любви и плодородия, но с другой – распри и войны.
В последнем случае, например, её изображали в человеческом облике, сидящей на колеснице с громовой стрелой в руках. Либо на льве верхом. За спиной у неё могли быть стрелы. Также частым «атрибутом» была восьмиконечная звезда, отображающая астральный аспект. Могла даже встречаться пентаграмма и охранно-военный знак. Но одна из самых интересных версий – та, где Астарта, богиня домашнего очага, плодородия и многого другого, объята пламенем. Огонь, кстати, тоже был частым её атрибутом. Как стрелы, лук и колчан.
Кстати! Все перечисленные атрибуты позже становятся символами любви в эллинистической, позднеантичной версии Астарты, а также отождествляемых с нею Афродиты и Венеры. Потом ещё появился купидон. Его связывали с функцией плодородия, ибо воспринимался он, как символ любви. Но всё же купидон был вооружён стрелами и луком, поскольку был «дитя богини войны».
На ранних и поздних изображениях, к слову, когда существовал «узкий» культ, воспевавший её, как богиню любви, изображалась в виде женщины с четырьмя грудями. Впрочем, на представленных выше фото богиня Астарта представлена во всех самых популярных образах. Пусть они и отличаются, но сложно отрицать наличие чего-то общего во всех них.