Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге: описание, стиль, фото

В Санкт-Петербурге имеется немало достопримечательностей и исторических зданий. Одним из них является здание Двенадцати коллегий. Красивое строение имеет давнюю историю и достойно внимания туристов.

Место расположения

Адрес здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге: Университетская набережная, дом семь. Такое великолепное строение просто невозможно не заметить. Оно является одним из наиболее старых на Васильевском острове. Интересен тот факт, что уже практически два столетия в нем располагается государственный университет Санкт-Петербурга. Конечно, изначально здание предназначалось совершенно для иных целей. История здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге теснейшим образом связано с развитием государства. Его стиль – яркий пример архитектуры начала восемнадцатого века. В настоящее время здание является памятником федерального значения.

Как добраться до исторического памятника?

Добраться до здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге можно автобусах № 24 и № 7 и на троллейбусах № 11, 1 и 10. Остановка общественного транспорта находится практически у самого здания.

Легенда или правда?

Петербуржцы и туристы наверняка обращали внимание на то, что здание Двенадцати коллегий имеет не совсем обычное расположение. Казалось бы, оно должно было быть построено вдоль Невы. Но нет. Оно расположено к реке торцом. Столь необычное его расположение привело к появлению легенды о хитром Меньшикове. Петр І отдал приказание губернатору Петербурга выстроить вдоль Невы новое здание коллегий. А оставшуюся свободную землю использовать по своему усмотрению. По легенде, предприимчивый Меньшиков решил здание повернуть фасадом к стрелке острова, а не к реке. А на свободном участке земли возвел для себя дворец. После того как Петр І увидел результат, он протащил Меньшикова за шиворот вдоль всего строения. Легенда гласит, что царь останавливался около каждой коллегии и бил фаворита своей небезызвестной дубинкой. Но менять что-либо было уже поздно.

Конечно же, вся эта история не более чем вымысел, поскольку она идет вразрез с историческими фактами. Дело в том, что дворец Меньшикова был возведен еще в 1710 году. А это значит, что в момент постройки дворца здания Двенадцати коллегий еще не было даже в проекте. В это время Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, который был покрыт лесом, после чего побережье стали постепенно застраивать новыми зданиями.

Исторический экскурс

Решение о возведении здания Двенадцати коллегий было принято не спонтанно, оно было продиктовано государственной необходимостью. В 1711 году был образован Сенат, состоящий из девяти сенаторов. Новый государственный орган должен был управлять государственными делами во время отсутствия государя – Петра І. В дальнейшем Сенат превратился в высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В 1718 году для более оперативного управления экономикой на смену пришли коллегии, которые должны были контролировать все отрасли хозяйства. В декабре того же года приказом были назначены вице-президенты и президент коллегий. Через год были определены штаты организации и общие правила внутреннего устройства. По этой причине понадобилось здание, в котором могли бы разместиться абсолютно все структуры. Поэтому император издал приказ 12 августа 1721 года о возведении здания Двенадцати коллегий (фото приведено в статье). Правда, строительство было закончено уже после его смерти.

Проект здания

Стоит отметить, что изначально Сенат и новые коллегии размещались в здании на Троицкой площади, которое было возведено по проекту Доменико Трезини. Первое строение представляло собой однотипные двухэтажные корпуса, покрытые черепицей.

Архитектором нового здания также стал Трезини. Здание Двенадцати коллегий было задумано по принципу предыдущего строения. Восточный фасад должен был стать парадным и быть обращен к Коллежской площади. Однако данная площадь в начале двадцатого века вообще перестала существовать, поскольку на ее месте был построен другой институт. В 1716 году появился первый вариант проекта Доменико Трезини. Здание Двенадцати коллегий имело вначале совершенно иной вид. Но через два года появился совершенно другой вариант, поскольку архитектором были внесены значительные коррективы. Так, например, было решено с западной стороны создать стрелку канала, а вдоль него выстроить протяженное здание. Именно в нем по задумке архитектора должны быть размещены коллегии.

Стоит отметить, что изначально коллегий было девять – адмиралтейская, камер-коллегия, иностранная, штас-контора, берг-коллегия и прочие. Позднее появилась еще одна, десятая. Петр в 1721 году учредил Синод, который решил разместить подле коллегий, как и сам Сенат.

Для архитектора здания Двенадцати коллегий размещения группы одинаковых корпусов по одной линии не было чем-то новым. Ведь до своего приезда в Петербург Трезини проживал в Копенгагене, в котором еще в 1625 году было построено здание Биржи по точно такому же принципу. Кроме того, архитектор бывал ранее и в Москве, где в одну линию были размещены здания приказов.

По имеющемуся плану строительство было начато в 1722 году. В начале следующего года архитектор доложил Петру о том, что уже начато строительство четырех коллегий, а также заготовлено часть материалов.

Строительство здания

Петр І тщательно контролировал строительство здания Двенадцати коллегий в Петербурге. Свои коррективы в план он внес уже в 1723 году. Более того, через несколько месяцев был издан указ относительно того, каким образом будут выбраны варианты оформления фасадов. Должны были быть представлены разные варианты мастеров, среди которых государь хотел выбрать самый подходящий, на его взгляд. В дальнейшем коррективы в строительство вносились достаточно часто. Получилось так, что уже при начатом строительстве Петр устроил конкурс на лучший вариант нового здания. По сути, это был первый в России архитектурный конкурс. В нем принимали участие такие мастера, как Растрелли, Пино, Звиттен, сам Трезинри, Микетти, Гербель, Киаверин. Итоги этого мероприятия были подведены в 1724 году. В результате первый этаж строился по первоначальному проекту Трезини, а вот внешний вид второго и третьего этажей был изменен после обработки конкурсного варианта Швертфегера.

Сенат с февраля 1724 года возложил руководство над строительством на нового архитектора - Швертфегера. Проведение нового конкурса спустя два года после начала строительных работ стало возможным только потому, что эти работы велись невероятно медленно. Если в начале 1722 года для здания военной коллегии был сделан фундамент, то для других коллегий только начинали вбивать сваи. Лишь в 1723 году сваи стали забивать по всему участку строительства. В том же году Петр передал ведение строительства каждого корпуса самим коллегиям, дабы ускорить процесс. Но к сожалению, никаких изменений не произошло. К началу 1725 года были закончены лишь фундаменты и частично отстроены стены первого этажа. Именно по этой причине и была возможность внести изменения благодаря результатам архитектурного конкурса.

Окончание работ

Строительство нового здания пошло быстрее только после указа Екатерины І от 1726 года. Вскоре были завершены работы по кладке стен. К концу 1727 года были установлены стропила, а через полгода все корпуса были перекрыты. Летом 1732 года в некоторых корпусах, которые к тому времени были закончены, начали свою деятельность берг-, коммерц-, юстиц- и мануфактур- коллегии.

Однако внутренняя отделка продолжалась в течение последующих десяти лет. В помещениях строились печи и камины, а также проводились малярные, слесарные и столярные работы. Стоит отметить, что из первоначальных интерьеров в настоящее время можно увидеть лишь облик Петровского зала. Его украшением в 1736 году занимался Игнацио Росси. В период строительства было задумано, что главный фасад будет выходить на Коллежскую площадь, как мы уже упоминали. Именно из-за участия здания в ансамбле площади, оно не выходит лицом на Университетскую набережную, а смотрит на нее лишь торцом. По задумке Петра Коллежская площадь должна была стать главной в городе. Но после его смерти центр города был вынесен на Адмиралтейский остров. В дальнейшем площадь вообще прекратила свое существование.

Дальнейшая судьба здания

Сановники въезжали в новое здание по мере окончания строительных работ того или иного корпуса. Помимо властных институтов, здесь располагались торговые ряды на первых этажах. На то время здание было самым длинным среди административных построек того времени. Его длина практически равна 393 метрам, высота – примерно 15 метрам, а ширина – более 17 метров. Численность коллегий постоянно меняли. Изначально их было девять, потом стало – 12, потом 11.

Чиновники занимали здание до 1804 года. У правительства к этому времени возникли некоторые сложности. Дело в том, что император – верховная власть, находился на левом побережье Невы, а исполнители его воли располагались на Васильевском острове. Ситуация усложнялась в периоды ледохода и наводнений, когда связь между островами попросту прерывалась. Все это привело к тому, что чиновники постепенно начали покидать свою резиденцию. В 1804 году здание частично было отдано Педагогическому институту. В дальнейшем на его базе был учрежден в 1819 Петербургский университет. До 1859 в здании работало два учебных заведения. Но постепенно институт был упразднен и остался только университет.

Убранство здания

Здание имело три этажа в высоту и состояло из двенадцати корпусов, которые примыкают друг к другу. Через весь первый этаж проходила открытая галерея, а в нишах были установлены статуи. Снаружи фасад был украшен многочисленными декоративными элементами. На каждой коллегии имелась своя эмблема. Вдоль здания имелись балконы, украшенные кованными ажурными решетками. В каждом корпусе был предусмотрен отдельный вход.

Западный фасад имел более скромный декор. Вдоль него проходила открытая двухъярусная галерея. Окрас здания был двухцветным. На основном красно-оранжевом фоне эффектно выделялся белый декор. Каким был внутренний дизайн помещений, сказать сложно. Об убранстве всего здания специалисты судят лишь по Петровскому залу, дошедшему до наших дней.

Стиль исторического здания

Специалисты характеризуют стиль здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге как русское барокко. Чаще говорят о том, что здание выполнено в стиле петровского барокко. Огромный вклад в строительство и внешний вид строения был внесен архитектором Трезини. По его проектам было возведено здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, Летний дворец Петра І и еще ряд строений Петербурга.

Несмотря на то что некоторое время контроль за строительством был переложен на другого архитектора, в дальнейшем к управлению вернулся все тот же Трезини. А строительство было закончено уже его сыном, Джузеппе.

Дальнейшие преобразования

После того как здание было передано университету, возникла необходимость в его частичной перестройке. В центре была построена церковь Петра и Павла, зал торжественных сборов, украшенный колоннами из белого мрамора и хорами, лестница и парадный вход. На втором этаже здания находилась четырехсотметровая галерея, которая была застеклена венецианскими стеклами. Данная галерея известна под названием «Булонский лес». Еще ее называют вторым Невским проспектом. Мебель для помещений была изготовлена по эскизам Щедрина. Вдоль здания был разбит сад, который от улицы оградили чугунными решетками. В 1838 году университет был торжественно открыт после ремонта.

Известные учены, работавшие в стенах здания

С университетом связаны громкие имена знаменитых ученых России. В разные времена здесь преподавали и учились Сеченов, Бутлеров, Лесгафт, Попов и, конечно же, Менделеев. В здании и по сей день работает мемориальный архив-музей Менделеева, который жил и работал в нем с 1866 по 1890 год. А в 1923 году его именем даже назвали улицу, проходящую мимо здания. Петербургского университета.

Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга. В нем сохранилась пышная отделка и декор, выполненная по проекту Игнатти Росси. Особую атмосферу создают два угловых камина со скульптурной отделкой.

Вместо послесловия

Здание Двенадцати коллегий - один из исторических архитектурных памятников Санкт-Петербурга, который стоит увидеть своими глазами. Внешний вид строения практически не изменился с момента постройки, поэтому внешний облик дает представление о духе прошедших эпох.

Комментарии
У вас некоторые фотографии в зеркальном отражении приведены