«Отцы пустынники…»: очищающая сила молитвы
Зрелый поздний А. Пушкин создаёт практически только шедевры. К ним относится стихотворение «Отцы пустынники…», написанное за полгода до смерти, примерно в конце июля 1836 года. Даже по первым словам можно определить, что далее пойдет размышление о своих страстях. А в молодости поэт не верил в Создателя, сочинял иронические произведения на религиозные темы. Пройдя сложный путь от неверия к познанию Творца, он открыл свое сердце и душу очищающим молитвам.
Где зародилось отшельничество
В далёкой Индии появились первые отшельники, которые, чтобы достигнуть освобождения от всего материального, удалялись от людей в пещеры и леса. Они проявляли чудеса аскетизма, отказываясь от пищи, воды и даже дыхания.
Покаянная молитва
Короткую, всего в четыре строчки, молитву приписывают Ефрему Сирину, отшельнику IV века.
Литературный жанр
Можно отнести произведение «Отцы пустынники…» только к жанру духовной лирики. Зрелый реалист, который снимает проникновенным взглядом с жизни все её покровы, лирический герой Пушкина нуждается в опоре средь бурь и невзгод, бушующих вокруг него. Где её найти? Только в молитве, в обращении к Создателю.
Композиция
Условно стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» можно разделить на три части.
В первой из них четыре строфы. В ней рассказывается, что сложено множество молитв, необходимых, чтобы улетать в невидимый очами мир и укреплять сердце, когда человек попадает в жизненные невзгоды.
Во второй части пять строф. В ней лирический герой признаётся, что только одна из молитв особенно сильно воздействует на него в печальные дни Великого поста. Он именно её постоянно повторяет. С умилением он чувствует, как она крепит его «неведомою силой».
В третьей части идет поэтическое переложение этой молитвы. Вначале лирический герой обращается к Владыке его дней.
Проблематика произведения
Темой стихотворения А. Пушкина «Отца пустынники…» служит искренняя сила, которую вкладывает лирический герой в покаянную молитву.
Основной мыслью становится обретение покаяния. После спустившейся на него Благодати человек прозревает и начинает отличать правду от лжи, зло от добра. Это утверждение соотносится с написанным около десяти лет назад «Пророком», в котором лежащий, как труп, в пустыне, герой ожил после божественного глагола, исполнился Господней волей, и, вняв всю суть земного бытия, пошел нести людям истину.
Художественные приёмы автора
Мы продолжаем рассматривать стихотворение. Анализ «Отцы пустынники и жены непорочны…» раскроет художественные средства, которые использовал поэт.
В произведении автор обратился к напевному шестистопному ямбу, близкому к церковному речитативу. Рифмы – парные с чередованием мужских и женских.
Язык стихотворения сознательно заполнен церковнославянизмами и теми словами, которые следует отнести к православию: возлетать, дух унылой праздности, дольний, заочны, падший, сокрытый, прегрешенья, смирение, Владыко, уста, целомудрие, зреть.
У лирического героя покаянная молитва вызывает умиление. То есть он становится более отзывчивым, духовным, смиренным, доброжелательным, наполняясь чувствами сладостной жалости и радушного участия. Этот дар Бога даётся далеко не каждому. Только те, кто понял, что Создатель милосерден к человеческому несовершенству, могут умиляться со слезами радости на глазах.
Пушкин, как всегда, скуп на эпитеты. Их всего три: печальные (дни поста), сила молитвы – неведомая, битвы и бури – дольние. Любоначалие сравнивается с сокрытой змеёй (скрытая метафора).