«Отцы пустынники…»: очищающая сила молитвы

Зрелый поздний А. Пушкин создаёт практически только шедевры. К ним относится стихотворение «Отцы пустынники…», написанное за полгода до смерти, примерно в конце июля 1836 года. Даже по первым словам можно определить, что далее пойдет размышление о своих страстях. А в молодости поэт не верил в Создателя, сочинял иронические произведения на религиозные темы. Пройдя сложный путь от неверия к познанию Творца, он открыл свое сердце и душу очищающим молитвам.

Где зародилось отшельничество

В далёкой Индии появились первые отшельники, которые, чтобы достигнуть освобождения от всего материального, удалялись от людей в пещеры и леса. Они проявляли чудеса аскетизма, отказываясь от пищи, воды и даже дыхания.

Первые и последующие отцы пустынники исходили из концепции, что тело есть тюрьма души. Чем больше угнетено тело, тем более свободной является душа. Отшельники лишали себя всех связей с миром, и этим хотели достигнуть единения с божеством, перейти в тот мир, где нет никаких изменений и, следовательно, страданий. Все средиземноморские религии, к которым принадлежит и христианство, с некоторыми изменениями приняли понятие отшельничества. Первые христианские отцы пустынники появились в Египте и действительно жили в пустынях, питаясь подаяниями. В России сначала это явление возникло в отдалённых от людей маленьких монастырях. К отшельникам, старцам, столпникам шёл народ, чтобы получить ответы на свои вопросы, исцеление от болезней.

Покаянная молитва

Короткую, всего в четыре строчки, молитву приписывают Ефрему Сирину, отшельнику IV века.

Ее на поэтический язык полностью переложил А. Пушкин в конце своего произведения «Отцы пустынники…». Эти слова отчаявшегося человека, обращенные к Владыке наших дней, пленяют сердца и души до нашего времени, поскольку они наполнены жаром искренности, правдивостью, задушевностью, чистосердечностью. Сам Ефрем Сирин в юности много грешил, но раскаялся, после того как его вразумил Господь. Он всегда помнил о своих грехах и оплакивал заблуждения молодости.

Литературный жанр

Можно отнести произведение «Отцы пустынники…» только к жанру духовной лирики. Зрелый реалист, который снимает проникновенным взглядом с жизни все её покровы, лирический герой Пушкина нуждается в опоре средь бурь и невзгод, бушующих вокруг него. Где её найти? Только в молитве, в обращении к Создателю.

Композиция

Условно стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» можно разделить на три части.

В первой из них четыре строфы. В ней рассказывается, что сложено множество молитв, необходимых, чтобы улетать в невидимый очами мир и укреплять сердце, когда человек попадает в жизненные невзгоды.

Во второй части пять строф. В ней лирический герой признаётся, что только одна из молитв особенно сильно воздействует на него в печальные дни Великого поста. Он именно её постоянно повторяет. С умилением он чувствует, как она крепит его «неведомою силой».

В третьей части идет поэтическое переложение этой молитвы. Вначале лирический герой обращается к Владыке его дней.

Он просит у него не дать его душе праздности и лени; уныния, которое тогда понималось как любопытство, суетливость и хлопоты; любоначалия, то есть желания властвовать и избегать пустых бессмысленных разговоров. А что же просит лирический герой? Узреть и осознать все свои прегрешения. Благоразумия и скромности. Терпения для свершения добрых дел и перенесения тягот жизни. Сознания своего несовершенства перед Господом.

Проблематика произведения

Темой стихотворения А. Пушкина «Отца пустынники…» служит искренняя сила, которую вкладывает лирический герой в покаянную молитву.

Основной мыслью становится обретение покаяния. После спустившейся на него Благодати человек прозревает и начинает отличать правду от лжи, зло от добра. Это утверждение соотносится с написанным около десяти лет назад «Пророком», в котором лежащий, как труп, в пустыне, герой ожил после божественного глагола, исполнился Господней волей, и, вняв всю суть земного бытия, пошел нести людям истину.

Художественные приёмы автора

Мы продолжаем рассматривать стихотворение. Анализ «Отцы пустынники и жены непорочны…» раскроет художественные средства, которые использовал поэт.

В произведении автор обратился к напевному шестистопному ямбу, близкому к церковному речитативу. Рифмы – парные с чередованием мужских и женских.

Язык стихотворения сознательно заполнен церковнославянизмами и теми словами, которые следует отнести к православию: возлетать, дух унылой праздности, дольний, заочны, падший, сокрытый, прегрешенья, смирение, Владыко, уста, целомудрие, зреть.

У лирического героя покаянная молитва вызывает умиление. То есть он становится более отзывчивым, духовным, смиренным, доброжелательным, наполняясь чувствами сладостной жалости и радушного участия. Этот дар Бога даётся далеко не каждому. Только те, кто понял, что Создатель милосерден к человеческому несовершенству, могут умиляться со слезами радости на глазах.

Пушкин, как всегда, скуп на эпитеты. Их всего три: печальные (дни поста), сила молитвы – неведомая, битвы и бури – дольние. Любоначалие сравнивается с сокрытой змеёй (скрытая метафора).

Искренне и чисто молясь, лирический герой может взлететь в те дольние области, которые постигаются не глазами, а полностью открывшейся Владыке душой. Молитва Ефрема Сирина помогает герою обрести духовное зрение и крепость. Только такое покаяние творит чудеса, преображая и укрепляя человека. Молитва лишает его сомнений, и он полностью отдаёт себя на волю Господу. Этим он приобретает ни с чем не сравнимое счастье.

Комментарии