Писатель Евгений Петров: биография, семья, творчество

Мало найдется в России людей, кто не читал, не смотрел или хотя бы не слышал о таких культовых произведениях нашей литературы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», о людях с фамилиями Ильф и Петров. Их обычно называют всегда вдвоем, и это вполне закономерно: плечом к плечу они проработали долгие годы. Тем не менее, и сами по себе при этом оставались совершенно целостными единицами. Вот, например, писатель Евгений Петров – какой он?

Детство

Евгений Петрович Катаев (именно так звучит настоящее имя литератора) появился на свет 13 декабря 1902 года. Родным городом его была Одесса. Помимо Евгения, в семье преподавателя Петра Васильевича и пианистки Евгении Ивановны уже подрастал шестилетний ребенок – старший сын Валентин (тот самый Валентин Катаев, который в будущем станет известнейшим писателем – о том факте, что они с Петровым родные братья, известно немногим). Забегая далеко вперед, нужно пояснить значение псевдонима у младшего из братьев: Валентин к тому времени, как Евгений начал пробиваться в литературных кругах, уже стал завоевывать этот Олимп, и, рассудив, что двух Катаевых в литературе слишком много, младший брат «уступил» старшему настоящую фамилию, взяв себе вымышленную Петров – по отчеству (они ведь были Петровичи).

Всего через три месяца после рождения Евгения от болезни скончалась мать мальчиков, и отец остался с двумя детьми совершенно один. Впрочем, тут же на помощь ему примчалась родная сестра умершей жены Елизавета – бросив все свои дела, отказавшись от собственной личной жизни, она посвятила всю себя уходу за племянниками. Отец будущих литераторов так никогда больше и не женился. И он, и тетка стремились вырастить мальчишек образованными людьми, в доме была богатая библиотека, и Петр Васильевич никогда не скупился на покупку новых книг. Возможно, именно поэтому старший с юных лет решил, что будет писать – в отличие от младшего, который литератором становиться не хотел ни за что, но был вынужден «хвостиком» таскаться вслед за братом по всем редакциям – один Валентин ходить стеснялся и боялся. С тринадцати лет рассказы Валентина стали публиковать, а у Евгения даже сочинения в школе удавались не всегда и еле-еле. Он, конечно, тоже любил читать – но отнюдь не классику, а детективы и приключения. Обожал Шерлока Холмса и сам мечтал стать великим сыщиком.

Юность

После революции в Одессе, как, впрочем, и в других городах, настали тяжелые времена. Пошли волны арестов, как бывшего царского офицера задержали и Валентина Катаева. Вместе с ним за решетку попал Евгений – потому что ближайший родственник. Арест продлился недолго, вскоре обоих братьев выпустили, но, решив не портить репутацию Евгения, оба они всю жизнь молчали о том, что в тюрьме побывал не только старший, но и младший из них.

Поскольку Евгений Петров мечтал стать сыщиком, он пошел работать в уголовный розыск и, если верить документам, был одним из лучших оперативников. Работа Евгения Петрова в уголовном розыске началась в 1921 году, и в том же году умер отец братьев – к сожалению, тогда их обоих не было в Одессе, проститься с отцом они не успели. Вскоре после этого Валентин покинул родной город – сначала он отправился в Харьков, затем в Москву, где стал ждать младшего брата. Тот присоединился к старшему два года спустя. Так в биографии Евгения Петрова появилась Москва.

Начало пути

Прибыв в столицу, Евгений стал жить у брата, но, не желая быть тому «в тягость», поспешно начал искать работу. С рекомендациями из одесского уголовного розыска он направился в московскую милицию – однако там мест не было, и все, что смогли предложить молодому человеку, – это должность надзирателя в Бутырской тюрьме. Евгений собирался принять данное приглашение, но Валентин, узнав о нем, воспрепятствовал такому решению. Он хотел, чтобы брат стал журналистом. По требованию Валентина, Евгений написал небольшой фельетон, который тут же напечатали в одной из газет и выдали молодому автору гонорар – гораздо больший, чем составлял бы месячный заработок в тюрьме. После этого Евгений перестал противиться брату.

Журналистская его карьера началась с «Красного перца», где он трудился ответственным секретарем. При этом не гнушался и подработками – бегал по различным редакциям, принося все новые фельетоны: благо, опыт жизненный был богатый, после работы-то в уголовном розыске. Именно в эти годы он и взял себе свой псевдоним. Чем только ни занимался Петров! Помимо фельетонов, он писал сатирические заметки, придумывал карикатуры, сочинял стихи – в общем, не отказывался ни от каких жанров, что позволило ему начать хорошо зарабатывать и съехать от брата в отдельную комнату.

Знакомство с Ильей Ильфом

Илья Ильф и Евгений Петров оба выросли в Одессе, но так случилось, что пути их пересеклись лишь в Москве. При этом Ильф, старше на пять лет, приехал в столицу тогда же, когда и Петров – прихоть судьбы. Их знакомство случилось в редакции газеты «Гудок» в 1926 году – Петров тогда пришел туда работать, а Ильф уже в ней трудился. Сблизились же писатели годом позже, когда их отправили в совместную командировку на Кавказ и в Крым. Проведя определенное время вдвоем, они обнаружили много общего и, возможно, именно тогда решили сочинять вместе.

А вскоре и повод подвернулся, и подкинул его не кто-нибудь, а родной брат Евгения Валентин. Он предложил приятелям поработать для него так называемыми литературными неграми: дал тему произведения с условием, что когда оно будет готово, он его слегка подправит, а на обложке должно стоять три фамилии: Катаев, Петров, Ильф. Имя Валентина уже имело вес в литературных кругах и должно было помочь будущей книге быстрее обрести своего читателя. Друзья согласились. А тема, предложенная Валентином, звучала так: «В стульях спрятаны деньги, которые нужно найти».

«Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»

Трудиться над рукописью «о стульях» Илья Ильф и Евгений Петров начали ранней осенью 1927 года. Валентин тогда уехал из столицы, а по возвращении через месяц увидел уже готовую первую часть романа. Прочитав ее, Катаев без колебаний отказался от «лавровых венков» и своей фамилии на обложке будущей книги, подарив всю славу брату и его другу – попросил только посвятить ему данный шедевр и купить подарок с первого гонорара. К январю произведение было завершено, и практически сразу началась его публикация – вплоть до июля роман печатался в журнале «Тридцать дней».

А приятели уже замыслили продолжение – об этом свидетельствуют заметки в записных книжках обоих. Год они вынашивали идею, редактировали, дорабатывали, а в 1929-м приступили к ее осуществлению. Двумя годами позднее продолжение истории про Остапа Бендера под названием «Золотой теленок» было завершено. Его также начал печатать журнал «Тридцать дней», однако по политическим соображениям публикация была прервана, а отдельная книжка смогла выйти в свет только через три года.

«Двенадцать стульев» сразу завоевали любовь у читателей, да и не только у них – роман принялись переводить на другие языки. Однако не обошлось и без «ложки дегтя» – во-первых, произведение Ильфа и Петрова сильно «обкорнала» цензура, во-вторых, появились рецензии, называвшие их дебютное детище «игрушкой», которая не соответствует действительности. Конечно, это не могло не огорчать писателей, но они могли справиться со своими чувствами.

«Золотому теленку» пришлось сложнее. Персонаж Остапа Бендера крайне не нравился руководящей верхушке, из-за чего и печатать роман перестали, и отдельным изданием выпустить не соглашались. Рецензенты также продолжали «закидывать яйцами» творческий союз двух приятелей, полагая, что скоро их произведение канет в Лету. К счастью, такого не произошло, а после того как за Ильфа и Петрова заступился Максим Горький, «Золотой теленок» наконец увидел свет не только за рубежом.

Личная жизнь

Супругу Евгения Петрова звали Валентиной, она была младше него на восемь лет. Они поженились, когда девушке едва исполнилось девятнадцать. Брак был счастливым, в нем родились два сына – Петр (в честь отца) и Илья (в честь друга). По воспоминаниям внучки писателя, ее бабушка до самой смерти (в 1991 году) продолжала любить мужа и никогда не снимала с пальца подаренное им кольцо.

Старший сын Евгения и Валентины стал кинооператором, снял множество известных советских лент. Младший, Илья, трудился композитором, написал музыку к нескольким фильмам и сериалам.

Ильф и Петров

После работы над «Двенадцатью стульями» и «Золотым теленком» Илья Ильф и Евгений Петров не разбежались. Их тандем продлился долгие годы – вплоть до самой смерти Ильфа. Результатом их трудов стали множественные фельетоны и рассказы, повести и киносценарии, очерки, новеллы, водевили и даже «двойная биография». Они много путешествовали вместе, привозя из этих поездок уникальные впечатления, которые впоследствии перерабатывались и в виде какого-либо литературного произведения выходили в свет.

Сильно сдружившись, они даже умереть хотели вместе – тогда, по их собственным словам, другому «не пришлось бы страдать». Не сложилось – Ильф ушел первым, раньше друга на пять лет. Он болел туберкулезом, который в 1937 году обострился. Вскоре его не стало, как не стало и тандема Ильф и Петров.

«Одноэтажная Америка»

За год до смерти Ильи Ильфа друзья побывали в Америке – их отправили туда как корреспондентов газеты «Правда». Они посетили за три с лишним месяца более двадцати различных штатов, познакомились с множеством интересных людей, в том числе с писателем Эрнестом Хемингуэем, и привезли колоссальный багаж впечатлений. Все они нашли отражение в книге очерков «Одноэтажная Америка». Данное произведение стало первым – и единственным, которое друзья писали по отдельности (из-за болезни Ильфа): они заранее составили план, распределили между собой части и приступили к созданию. Несмотря на такой вид работы, даже те, кто близко знал друзей, не мог впоследствии определить, что написано Ильей, а что – Евгением. К очеркам, кстати, прилагались и фотографии, сделанные Ильфом – тот очень увлекался этим видом искусства.

Евгений Петров после Ильи Ильфа

После смерти друга творчество Евгения Петрова резко дало сбой. Какое-то время он не писал, поскольку тяжело было начинать все сначала – и уже одному. Но постепенно он все же вернулся к работе. Писатель Евгений Петров стал ответственным редактором журнала «Огонек», написал несколько пьесок и очерков. Но один работать он не привык, а потому стал сотрудничать с Георгием Мунблитом. Вместе они создали несколько киносценариев.

Помимо этого, Евгений Петров не забывал и про безвременно ушедшего друга. Он организовал издание его «Записных книжек», собирался написать роман про Ильфа – но не успел. Их общие знакомые вспоминали гораздо позже, что черты Ильфа сохранились в Петрове до самой его смерти.

С началом войны, отправив в эвакуацию свою семью, Евгений Петров стал работать военным корреспондентом вместе со старшим братом. Он писал для печати как нашей страны, так и зарубежных, часто вылетал на линию фронта, пережил даже контузию.

Гибель

Точные обстоятельства трагической смерти Е. Петрова неизвестны до сих пор. В 1942 году писателя Евгения Петрова отправили в очередную командировку – в Севастополь. Помимо крымского города, он посетил также Новороссийск и Краснодар, из последнего вылетел в Москву. По данным некоторых очевидцев, бывших на борту того же самолета, Евгений, нарушив инструкции, зашел в кабину к пилотам по какому-то вопросу. Возможно, просил увеличить скорость – он очень торопился в столицу. Летчик отвлекся на разговор и не успел заметить внезапно возникший впереди холм. Несмотря на то, что высота, с которой упал самолет, была небольшой, около двадцати метров, Петров погиб, единственный из всех.

Есть и другая версия трагедии, которую, кстати, поддерживал и брат писателя Валентин – якобы самолет преследовали немецкие "мессершмитты", и тот разбился, уходя от погони. Похоронили писателя в Ростовской области.

Писатель Евгений Петров прожил недолгую, но очень яркую и насыщенную жизнь. После него осталось богатое наследие, огромное творчество. Он многого не успел, но и сделал все-таки тоже достаточно. А значит, жизнь его прожита была не зря.

Комментарии