Административное и государственное устройство Испании
В современном демократическом мире жизнь населения становится все лучше и лучше, как в материальном плане, так и в политическом, духовном и т. д. Особенно это касается Европы, где проблемам прав человека уделяют особенное внимание. Государственные и общественные органы тщательно отслеживают каждый подозрительный поступок.
Но неожиданно для всех европейцев, это стало приносить немалые и даже очень опасные проблемы для государственного устройства целого ряда европейских стран. Дело в том, что большинство ныне существующих государств этого континента, созданных в средневековье на основе добровольно-принудительного порядка, являются многонациональными. И теперь целый ряд малых народов, присоединенных в прошлом, хотят большей свободы, чем сейчас.
Совсем недавно такие проблемы начались у Испании, хотя не она первая и, совершенно точно, не она последняя с такими трудностями. Что же в ней такого, какая форма государственного устройства в Испании сейчас, раз она, экономически высокоразвитая и демократическая страна без видимых острых проблем, вдруг оказалась практически на грани развала.
Общие политические сведения
Сначала об общих сведениях. Для того чтобы понять причины испанского политического кризиса в наши дни, в начале двадцать первого века, надо рассмотреть в Испании форму правления и государственное устройство.
Географически страна расположена в южной части континента, на Пиренейском полуострове. Официальное полное наименование – Королевство Испания.
По политическому устройству – это парламентская демократическая монархия. После десятилетий тоталитарного режима, новая Конституция испанской демократии была принята на национальном общенародном референдуме в декабре 1978 г.
По этому юридическому документу главой страны объявлялся король, которому были оставлены чисто представительские функции практически без реальной власти. По сути, современная Испания служит хорошим примером социально-демократической страны, структура правления которой выражается в виде парламентской монархии. Столица Испании – Мадрид, в котором располагается королевская семья и управляющие органы. Кроме того, там находятся структуры законодательной и судебной власти.
В административном плане государственное устройство Испании, по Конституции государства 1978 г., разделяется на семнадцать автономных регионов и два автономных города со своим управлением и законодательными органами в рамках объединенного государства. Три автономии (Каталония, Страна Басков и Галисия) созданы по национальному признаку на землях проживания нескольких коренных народов - каталонцев, басков, галисийцев. Эти регионы, а также Андалусия, имеют самую высокую степень автономии по сравнению со всеми остальными частями страны. Все регионы в свою очередь подразделяются на пятьдесят отдельных провинций со своей частью властных прерогатив.
Характер территориального устройства
Форма государственно территориального устройства Испании имеет свои национальные отличия. Вообще, территориальное построение (или территориальная структура государства) - это комплекс взаимоотношений между государственными органами в целом, между верховной властью, и территориальными региональными подразделениями, точнее говоря – между представителями населения и органами власти на местах. Комплекс территориальных местных органов (единиц) создает территориальную структуру государства. Оно образует собой географическую базу территориального построения.
Испания двадцать первого века выглядит, как неплохой пример унитарного многонационального государства с большим трудом, но решающего свои проблемы. Как уже отмечалось выше, территория страны разделена на семнадцать больших автономных регионов, которые в немалой степени автономно рассматривают и решают проблемы своего экономического и политического развития.
Любой автономный регион обладает собственными достаточными исполнительными и законодательными ветвями власти. Уровнем ниже ответственные сотрудники муниципалитетов всех пятидесяти испанских провинций назначаются общинами на условиях свободных выборов, и вместе с региональными парламентами отправляют своих представителей в верхнюю половину парламента страны – сенат Национального Законодательного собрания, находящегося в столице.
Члены нижней палаты парламента государства назначаются демократическим путем – прямым всеобщим голосованием сроком на четыре года и обладают немного большими полномочиями, в частности, могут решать вопрос недоверия действующему кабинету министров. В нескольких автономных регионах страны (Страна Басков, Каталония и др.), уровень государственного языка вместе с официальным испанским имеют местные диалекты.
Такая форма государственного устройства в Испании до сего времени позволяет сохранять единство в стране. Правда, наличие развитой национальной системы, которая упирается корнями в глубокое историческое прошлое, и право свободного демократического выбора оставляют возможность проблем в будущем.
Немного истории
Форма государственного устройства Испании в 16 веке во многом определила состояние современного государства и выделила основные пути развития в ближайшие века. Это было столетие яркого расцвета нового испанского государства. К этому времени с территории всего Пиренейского полуострова были изгнаны ворвавшиеся туда арабы, знаменитым Христофором Колумбом была открыта Америка, а испанские конкистадоры, подчинив вольнолюбивых индейцев, добывали первые сотни килограмм серебра. Однако оставалось еще решить, станет ли Испания единым сильным государством, или и в дальнейшем останется географически обобщающим понятием, совокупностью нескольких государственных устройств – наследием исторического прошлого.
В годы правления Карла V и его сына Филиппа II (которые вместе стояли во главе Испании около 90 лет – почти весь шестнадцатый век) произошел выбор варианта развития, укрепление центрального королевского аппарата. Но в то же время сама Испания была в политической сфере разнородным конгломератом отдельных, слабо связанных друг с другом территорий, различающихся к тому же экономикой, культурой, местными обычаями. Управление конкретными местностями и провинциями этого крупного объединения в целом повторяло тот распорядок, который был в прежнем Арагоно-Кастильском государстве, образовавшем базу единого испанского королевства. Во главе страны был король, полномочия которого являлись сравнительно безраздельными. Монарх располагал законодательной инициативой, был в состоянии распространять церковные разнообразные бенефиции, был главой религиозных орденов, ставил глав отдельных регионов, своих министров, высокопоставленных военных, мог влиять на сложный процесс поиска нужных ему кардиналов. Таким образом, создавалось новое унитарное государство Испания. Форма государственного устройства, правда, при формировании, как уже указывалось выше, отталкивалась от исторических областей древней страны.
Реформы Филиппа II
С легендарной эпохи короля Филиппа II, который провел целый ряд крупных преобразований в большинстве сфер жизни общества и государства, формируется общий центр управления страной. Тогда же активно создается новая форма государственного устройства в Испании. В этих условиях идет образование так называемых Верховных советов для любого из направлений королевства, созданных при монаршем дворе по личной инициативе Филиппа. Советы включали в себя полномочных министров, председательствовал в любом из советов монарх, которому принадлежало последнее слово. Например, существовали Военный Совет, «Казначейство», Совет по проблемам орденов и прочие исполнительные структуры, прообразы будущих министерств. При короле Филиппе II подобных советов существовало уже двенадцать, они охватывали значительную часть деятельности самодеятельного населения и в целом страны.
Бурный ХХ век
После недолгого расцвета в эпоху европейского средневековья, Испания медленно входила в полосу кризиса, что было заметно практически во всех областях. В экономической сфере страна заметно отставала от лидеров развития, во внешнеполитической области в конце девятнадцатого века Испания лишилась последних колоний в Америке. Во внутренней политике сохранялась нестабильность, как при королевском дворе, так и в провинциях.
После 1912 г. всем было понятно, что государственное устройство Испании уже не может справиться с текущими проблемами. Правительства постоянно менялись, но стабилизирующих внутриполитическую обстановку преобразований в Испании не было реализовано.
Усиливается противостояние. В оппозиционный блок, не входивший в традиционную политическую систему, включались республиканские движения, радикальные социалисты, различные рабочие партии, а также провинциальные националистические политические объединения. Окончательный разрыв произошел в 1930-е гг.
Форма государственного устройства Испании в 1930-е оказалась крайне нестабильной. Сначала в условиях усиления левых партий отрекся от престола король, в Испании появилась республика. Затем в 1936 г. к власти пришел левокоалиционный Народный фронт. В противовес ему возник мятеж консервативных военных. Началась гражданская война, которая определила на долгие годы государственный строй Испании.
В конце 1930-х гг. победили военные во главе с генералом Франко, которые оформили милитаристскую диктатуру. Все это время не разрешались свободные политические объединения и профсоюзные структуры, господствовала одна официальная государственная политическая партия под названием «Испанская фаланга». Демократические выборы не существовали, а законодательный орган – однопалатный парламент – Кортесы – имел очень узкие полномочия. Вплоть до середины 1970-х гг., когда он умер, тоталитарный режим господствовал в Испании. Форма государственного устройства была заморожена на этом уровне. Никаких изменений не происходило.
Реформы 1970-х гг
К началу 1970-х гг. форма государственного устройства Испании – унитарное государство с большим уровнем децентрализации. Режим генералиссимуса Франко сумел стабилизировать политическое положение в стране, примирить общество. Но в экономическом плане успехов было гораздо меньше. И, самое главное, такой режим не имел будущего. Это настолько было очевидно всем в Испании, что после смерти Франко в 1975 г. сторонников сохранения такого типа государства не нашлось.
Центральные органы управления
Страна стала королевством с формальным главой государства – монархом Испании. Какое государственное устройство образовалось теперь?
На практике законодательная власть досталась выборному органу – двухпалатному парламенту. Заседания парламента проходят 1 раз в полгода по 2-3 месяца. По требованию отдельных исполнительных и законодательных органов могут созываться чрезвычайные сессии, которые собираются по конкретной повестке рассматриваемых вопросов.
К сфере деятельности законодательных органов Испании причисляется оформление законов, разработка бюджета, проверка работы правительства, вопросы очередности правления в королевской семье. Сфера вопросов, по которым парламент может создавать законодательные документы, четко не выделена, но его работа замыкается главным образом на поддержании и развитии ведущих прав и демократических свобод, различных законов, поддерживающих положения об автономии, а также других нормативно-правовых актов, особо отмеченных Конституцией. По остальным вопросам парламент имеет право передавать Правительству возможность публиковать «законодательные декреты».
Правительство Испании – Совет министров проводит исполнительную власть. Совет состоит из председателя, его нескольких заместителей, министров и других членов. Кандидатуру председателя выдвигает монарх и подтверждает парламент. Другие представители Правительства определяются и исключаются монархом по назначению Председателя Правительства. Последний возглавляет работу Правительства и ответственен за ее деятельность. По тексту Конституции, Правительство проводит руководство внешней и внутренней политикой, экономикой и, при необходимости, военной сферой. Правительство несет ответственность перед парламентом за свою работу. При утрате парламентского большинства Правительство обязано уйти в отставку.
Такова структура центральной государственной власти Испании. Государственное устройство страны почти не отличается по уровню демократии, например, от Франции.
Испания последних лет
Современная страна мало изменилась за последние двадцать-тридцать лет. Форма государственного устройства Испании в настоящее время отражает все события 19970-1990-х гг., а если более широко, всей истории государства.
Особенно следует выделить период новейшего времени, начавшийся после смерти Франко и объявления демократического государства.
Начавшаяся в 1978 г. регионализация проводилась по следующим ведущим направлениям: формирование юридической базы автономных регионов, реализация административных преобразованием путём концентрации полномочий и ресурсов между автономными регионами и городскими структурами посредством трудного процесса передела власти между центром и регионами, а также конституционных изменений.
Большое внимание уделяется рассмотрению политики смягчения экономических и национальных диспропорций в пределах общего регионального курса ЕС. Проводится также регулярная борьба со взяточничеством в аппарате, нарушением законодательства (в частности среди подрастающего поколения), "подпольными" иммигрантами и т.д.
Демократически избранные правительства при Адольфо Суаресе и Фелипе Гонсалесе, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснаре, осторожно и целенаправленно «показывали» государство в политическом и хозяйственном смысле. Пусть вступление в ЕС и НАТО не осталось без споров, в наше время с этим решением согласны большинство жителей страны. Существует много примеров, показывающих реальный переход к европейской демократии: всенародный референдум по поводу введения новой испанской конституции, обязательства правительства о сохранении прав региональной автономии, разрешение права на семейный развод, а также отказ от смертной казни. Очень видимой для расширяющихся изменений в публичной жизни стала демократической структура прежде жестко централизованного государства.
Такие преобразования позволяли улучшить положение в Испании. Государственное устройство государства заметно приблизилось к демократическим европейским странам.
Современные проблемы
После проведенных реформ последних десятилетий, демократизации и процесса смягчения возникших в обществе противоречий общее положение заметно улучшилось. Тем не менее, негативные тенденции в стране остались и одна из них – национальный вопрос.
Государственно-территориальное устройство Испании предусматривает, что малые народы страны к настоящему времени получили ряд привилегий, но статус всех автономных регионов не остался на одном уровне. В Конституции разделяются ограниченная и полная национальные автономии. Самой массовой является ограниченная национальная автономия. Права регионов, согласно государственному устройству Испании, имеющих ограниченную автономию, включают разрешение на создание собственных структур самоуправления, реформирование границ субъектов, входящих в сообщество городских советов, выделение их функций и уровня власти, разделение территорий, аграрный сектор, социальную сферу и ряд прочих вопросов.
Привилегированные автономии
Четыре региона получили по Конституции страны и государственному устройству Испании полную автономию. Их полномочия объединяет широкий круг вопросов, специально не отмеченных Конституцией за центральной властью. Выдачей полной автономии занимается парламент.
Несмотря на большую автономию, часть малых народностей (баски, каталонцы) требуют от центральной власти еще более серьезной независимости от Мадрида и нередко даже предлагают формирование полностью независимого государства на своих землях. Благодаря этому положение в Испании периодически бывает тяжелым: происходят террористические выступления, идут столкновения с силовиками и демонстрации. Хотя правительство страны до поры до времени стремится поддержать только мирные переговоры и пытается держать положение под своим надзором.
Прошедший недавно в Каталонии референдум установил независимость региона, но правительство Испании в ответ полностью лишило регион автономии. Что дальше будет со статусом региона неизвестно. События продолжают развиваться. Центральная власть понимает, что вслед за Каталонией, из состава унитарного государства могут выйти и другие автономные области. А это уже будет грозить полным развалом единой страны.
Таково государственное устройство Испании, кратко рассказанное в рамках одного материала.