Автомобили ЛуАЗ: отзывы владельцев
История утилитарных внедорожников ЛуАЗ берет свое начало в 1967 году. Именно тогда был издан приказ Министерства автопромышленности СССР об организации производства машин на площадях Луцкого машиностроительного завода (ЛуМЗ), вскоре переименованного в автозавод. За годы своего существования предприятие производило сборку нескольких моделей гражданских машин и армейского транспортера. Все машины имели большую степень унификации между собой и использовали силовые агрегаты от автомобилей завода «Коммунар».
Модельный ряд
Армейские транспортеры встречаются в продаже нечасто, гораздо проще приобрести распространенные гражданские версии ЛуАЗ. Ранние образцы машин с 30-сильным мотором и передним или полным приводом редки, и их можно приравнять к музейным экспонатам. Эти машины обозначались 969В и 969 и производились до 1975 года. На фото ниже можно увидеть образец ранней модели внедорожника ЛуАЗ с будкой от ИЖ "каблук".
Гораздо чаще встречаются машины 969А и 969М, оснащенные 40-сильным мотором МеМЗ-969А. Модернизированный 969 М выпускался вплоть до 1996 года, и можно найти экземпляры в идеальном состоянии. В 90-е годы ограниченными партиями производились машины проектов 1301 и 1302, оснащенные двигателями МеМЗ с жидкостным охлаждением от легкового автомобиля «Таврия».
Армейский ТПК
Потенциальных покупателей привлекает конструкция автомобиля, позволяющая эксплуатировать машину на суше и на воде. За счет еще более малого веса проходимость машины выше. Но при выходе ТПК из воды на илистый берег легко застрять. Причина кроется в узких родных шинах, которые являются дефицитом. Поэтому владельцы стараются заменить их на более широкие покрышки с развитым рисунком протектора. ТПК с самодельной кабиной и багажником на крыше перевозит груз.
Большим плюсом ТПК является штатная лебедка с тяговым усилием до 200 кг, которого, по отзывам, вполне хватает для самостоятельного освобождения машины из грязи. Огромным минусом ТПК является штатный салон, совершенно непригодный, как утверждают отзывы, для длительных поездок. Машины часто оснащают другими сидениями и устанавливают мягкий или жесткий верх.
Преимущества машин
Первой проблемой, с которой столкнется владелец ЛуАЗа, является дефицит запчастей. По этой же причине найти машину в приличном техническом состоянии очень сложно. Тент сгнивает за 8-10 лет, поэтому автомобили оснащаются или самодельным тентом из подручного материала, или жестким верхом из листов металла.
Среди явных плюсов владельцы выделяют высокую проходимость. Во многих отзывах ЛуАЗ-969М называют одним из самых проходимых внедорожников. Высокие внедорожные характеристики обусловлены невысокой массой автомобиля. Заметного улучшения проходимости можно добиться установкой более широких покрышек. Чаще всего применяют резину от "Москвича".
Машина оснащена торсионной подвеской, которая обеспечивает огромный дорожный просвет. Автомобиль не имеет мостов в классическом представлении, поэтому нет и выступающих картеров и узлов подвесок. Под двигателем установлен глухой лист защиты, который имеет загиб вверх в передней части. По отзывам, ЛуАЗ движется на этой защите по грязи, как лодка по воде.
В случае сложной дорожной ситуации на выручку приходит ручное подключение заднего моста с возможностью блокировки дифференциала. Блокировку следует включать только при пробуксовке и избегать поворотов руля на большой угол. Кузов ЛуАЗ-969М имеет вполне достаточный простор для размещения четырех пассажиров и багажа. Но наиболее комфортен автомобиль для поездок вдвоем.
Критические моменты
Применяемые на машинах двигатели МеМЗ с воздушным охлаждением, по отзывам владельцев ЛуАЗов, не блещут надежностью. При полной нагрузке наблюдается нехватка мощности и крутящего момента двигателя. Если на трассе с этим можно мириться, спокойно двигаясь со скоростью 70-80 км/час, то на бездорожье этот недостаток становится критичен. Машину приходится разгружать и только тогда начинать выбираться из грязи. Но тут помогает малый вес авто ЛуАЗ-969М. По отзывам владельцев, чтобы вытащить машину, достаточно усилий одного человека и дешевой ручной лебедки. На фото один из этапов восстановления кузова ЛуАЗ. Машина оснащена нестандартными дисковыми тормозами.
Конструкция машины требует регулярного и кропотливого обслуживания, которое отнимает много времени. Необходимо постоянно контролировать состояние уплотнительных манжет на колесах. Кузов автомобиля плохо противостоит коррозии и имеет массу скрытых полостей, где скапливается грязь и вода. Но владельцы машин выходят из положения просто – заменяя сгнившие участки обычным листовым металлом. На внешнем виде машины это сказывается мало, поскольку и заводские детали кузова имеют простую прямолинейную форму.
Поле для доработок
Основной доработкой машины является замена мелитопольского мотора на более мощный агрегат с жидкостным охлаждением. Истинные ценители ЛуАЗов рекомендуют применять двигатель ВАЗ-2101. Такую переделку необходимо регистрировать в ГИБДД, что отнимает очень много времени. Но с таким мотором ЛуАЗ, по отзывам владельцев, становится совершенно иной машиной. Кроме улучшения внедорожных данных, применение мотора жидкостного охлаждения решает проблему обогрева салона. Ниже на фото - ЛуАЗ-969М с установленным двигателем от жигулей и самодельным жестким верхом. В удлиненном кожухе спереди расположен радиатор.
На гражданском варианте отсутствует техническая возможность установки лебедки с приводом от двигателя, поэтому многие владельцы, по отзывам, самостоятельно устанавливают электрическую лебедку.