Умные таблицы Excel: секреты эффективной работы и особенности
В последние годы появились новые "умные" технологии: умные телефоны, умные дома, холодильники, чехлы для телефонов, телевизоры и т. д. Не стали исключением и электронные таблицы. Умные таблицы в Excel были внедрены начиная с версии 2010 года.
Понятие об умных таблицах
Книга Excel сама представляет собой огромную таблицу. Однако эта таблица требует постоянной подстройки: протягивание формул, сортировки, оформления, если эту таблицу необходимо представить в каком-либо документе или на презентации.
Корпорация Microsoft, создавшая Excel, предложила называть умные таблицы таблицами, а то, что до этого называлось таблицами, - диапазоном. Однако в нашей стране эти идеи не прижились, поэтому таблицы остались таблицами, а новшество стали называть умными таблицами.
При внедрении умных таблиц улучшается восприятие документа электронной таблицы, обработка данных становится проще, и они приводятся к определенной системе.
Создание умной таблицы в Excel
Предположим, что у нас уже введены некоторые данные в Excel. В этом случае выделяем их, переходим в меню ленты "Главное" и просматриваем группы команд, находим "Стили", в ней щелкаем на кнопке "Форматировать как таблицу".
Откроется меню, в котором будет предложено выбрать стиль таблицы - выбираем любой, который по душе.
Далее возникнет диалоговое окно, в котором будет предложено уточнить диапазон ячеек, входящих в данную таблицу, и если таблица содержит заголовки ("шапку"), то необходимо поставить галочку около надписи "Таблица с заголовками".
После чего необходимо подтвердить выполненные действия путем нажатия на кнопку "ОК" или нажав Enter.
В результате таблица изменится в соответствии с выбранным стилем и будет включать фильтрацию по каждой колонке.
Таким образом, без особых усилий можно достаточно легко создать умную таблицу в Excel.
Выпадающие списки
Одним из секретов повышения скорости ввода данных в электронную таблицу является использование выпадающих списков.
Сначала создаем перечень данных, которые должны быть в выпадающем списке на другом листе приложения или в стороне от данных для печати.
Выделяем ячейку, в которой будет находиться данный список, идем на вкладку "Данные", выбираем группу "Работа с данными" и нажимаем "Проверка данных".
В появившемся окне нажимаем на стрелочку рядом с "Типом данных" и выбираем "Список".
После чего перемещаемся по этому окну вниз к полю "Источник". Помещаем туда курсор или нажимаем на иконку справа этого поля и выбираем диапазон ячеек, которые будут входить в выпадающий список.
Подтверждаем сделанные изменения. В результате получим выпадающий список с вашими данными.
Для того чтобы не возникало сообщения об ошибке при вводе неправильных данных, нужно снова нажать на "Проверка данных", кликнуть по табу "Сообщение об ошибке" и снять галочку "Выводить сообщение об ошибке". Это позволит вводить в ячейку с выпадающим списком любые необходимые данные, а не только те, которые присутствуют в выпадающем списке.
Для того чтобы в данный список можно было добавлять новые данные постоянно, нужно использовать умные таблицы Excel для выпадающих списков.
Сначала создаем умную таблицу с заголовком, в котором идет только заголовок и перечисление компонентов выпадающего списка, затем создаем этот список, как описано выше, не выделяя заголовок. После этого подтверждаем сделанные изменения. Это позволит постоянно пополнять список новыми значениями.
Представленный способ является одним из секретов эффективной работы с умными таблицами в Excel.
Изменяем стиль умной таблицы
Если следовать инструкции, то получится умная таблица определенного стиля, но в меню она представляется символически и не всегда может понравиться, как она выглядит на экране. Поэтому в случае необходимости стиль можно поменять.
Как сделать умную таблицу в Excel с новым стилем? Для этого не нужно выделять всю таблицу, достаточно поместить курсор в виде черного прямоугольника на любую ячейку умной таблицы.
После этого перемещаемся в таб "Конструктор", группа "Стили таблиц". Если не хватает представленных стилей, кликаем на "Дополнительные параметры" и видим всю палитру стилей.
Выбираем понравившийся стиль, который и будет применен к созданной умной таблице.
Кстати говоря, если ни один стиль не нравится, внизу можно нажать на ссылку "Создать стиль таблицы".
Параметры стилей
Умные таблицы в Excel 2010 и старше, а также в Excel 2007 можно настраивать под себя в зависимости от предпочтений и необходимости.
Для этого переходим курсором на любую ячейку таблицы. Переходим на таб "Конструктор", группа "Параметры стилей таблиц", и там ставим/убираем галочки с интересующих нас опций: "Кнопка фильтра", "Чередующиеся столбцы или строки", "Строка заголовка или итогов", "Первый или последний столбец".
Использование формул
Формулы в умных таблицах Excel копировать или протягивать не нужно. Создание нового столбца или новой строки приводит к тому, что формулы во вновь создаваемые элементы таблицы в нужные ячейки сами подтягиваются.
В случае необходимости создания нового столбца, в котором нужно ввести формулу, в ячейке данного столбца вводим формулу, которая несколько отличается от стандартной для данного типа электронной таблицы. Она имеет вид [@[{Название столбца}]]арифметические действия.
Здесь {Название столбца} - конкретное название столбца, в котором осуществляется расчет, например "Сумма, руб.", арифметические действия - это алгебраические выражения, принятые в формулах Excel и, в случае необходимости, числа, @ - показывает, что данные будут взяты из той же строки.
Данные формулы можно вводить как обычно принято в Excel, кликая на соответствующие поля и только проставляя необходимые функции, все необходимые для формулы вспомогательные значки в этом случае будут добавлены автоматически.
При нажатии на Enter произойдет пересчет в данном столбце во всех ячейках таблицы.
В случае необходимости подсчета в конце таблицы итогов на табе "Конструктор" в группе "Параметры стилей таблиц" ставим галочку на опцию "Строка итогов", что позволит подсчитать итоговые суммы по тем столбцам, где были введены формулы.
Если вы заинтересовались данной информацией, хорошо владеете иностранными языками и будете искать дополнительные источники информации за рубежом, помните о том, что в России и за рубежом разные разделители элементов списка. У них это запятая, а у нас - точка с запятой, что необходимо учитывать в формулах.
Автофильтрация
Как уже говорилось выше, при создании умных таблиц в Excel в каждом столбце их заголовка появляется автофильтр, с помощью которого можно задать, что нужно отображать или, наоборот, не отображать в данный конкретный момент времени. Например, можно использовать такие ключи, как "больше", "меньше", "содержит", "не содержит" и т. д. Данная возможность может быть применена при работе с большим массивом данных.
Например, есть таблица с покупателями, а в другом столбце указаны месяцы осуществления покупок. Нас интересует только февраль. Чтобы вручную не осуществлять поиск покупателей февраля, нажимаем на стрелочку столбца "Месяц" и ставим там галочку около "февраль", снимая остальные галочки. Таким образом, будут показаны только покупатели, сделавшие покупки в феврале. Остальные при этом никуда не исчезнут, если опять нажать стрелку в заголовке "Месяц" и отметить галочками все месяцы, то снова на экране появятся все покупатели.
Задаем название таблицы
После того как умная таблица в Excel создана, приложение присваивает ей название в соответствии с порядком ее следования (если это первая таблица будет присвоено название "Таблица1" и т. д.).
Для того чтобы узнать название таблицы, ставим курсор в любую ее ячейку, переходим в таб "Конструктор", группа "Свойства" и там находим параметр "Имя таблицы", который можно редактировать, для чего нужно поместить на "Таблица1" курсор, выделить и ввести новое название, после чего нажать Enter.
Это название может быть использовано в формулах, встроенных функциях, выпадающих списках.
Название таблицы может быть использовано при применении функций ВПР, ГПР. Например, мы хотим найти, кто у нас был 1229-м покупателем. Для этого в какую-то свободную ячейку, например K1, вводим 1229, в ячейку L1 вводим формулу =ВПР(K1;Таблица1 (или ее измененное название);1). Здесь 1 - номер столбца, в котором будет осуществляться поиск. В результате в ячейке L1 появятся Ф. И. О. покупателя под №1229 (если, конечно, он был в первом столбце).
Адресация в умных таблицах
Умные таблицы в Excel позволяют вместо диапазона ячеек с данными применять имена полей. Так, чтобы подсчитать сумму по столбцу C с 1-й по 21-ю ячейку, можно ввести формулу, общепринятую в Excel = СУММ(C1:C21). Предположим, что в столбце С у нас занесена информация по сумме покупки, совершенной каждым конкретным покупателем, и называется этот столбец "Сумма, руб.", а таблица была переименована в "Покупатели". Таким образом, в качестве формулы может быть введено следующее выражение: = СУММ(Покупатели[Сумма, руб.]).
Помимо этого, можно использовать специальную адресацию:
- «=Покупатели[#Эта строка]» будет ссылаться на текущую строку.
- «=Покупатели[#Данные]» будет ссылаться на данные, не учитывая строки заголовков.
- «=Покупатели[#Заголовки]» будет ссылаться на заголовки столбцов таблицы, расположенные в первой строке таблицы.
- «=Покупатели[#Итоги]» будет ссылаться на итоговую строку (в случае ее наличия в умной таблице).
- «=Покупатели[#Все]» будет ссылаться на всю таблицу, включая все вышеперечисленные формулы.
Так, например, подсчитать суммы покупок можно вводом формулы =СУММ(Покупатели[#Все]).
Дополнительные "фишки" умных таблиц
Прокрутка столбцов таблицы при ее немаленьком размере не требует фиксации областей, поскольку названия столбцов таблицы перемещаются в заголовки столбцов конкретного листа конкретной книги.
В Excel 2010 появилась возможность при работе с умными таблицами создавать срезы. Они представляют собой автофильтр отдельного столбца, представленный в виде элемента графики. Переходим в таб "Конструктор", группа команд "Инструменты", нажимаем "Вставить срез", в диалоговом окне выбираем названия столбцов (или одного столбца), из которых будет сформирован срез. При необходимости фильтрации таблицы выбираем необходимую категорию или категории, зажав кнопку Ctrl.
Как удалить умную таблицу Excel
Иногда может возникнуть такая ситуация, когда потребуется сохранить данные в обычном формате электронной таблицы, удалив из нее сортировку, автоподставляемые формулы, адресацию и другие примочки умных таблиц, то есть оставить таблицу только в качестве базы данных.
В Excel превратить умную таблицу в обычную можно. Для этого помещаем курсор в любую ячейку умной таблицы, переходим в таб "Конструктор", группа команд "Сервис", нажимаем на "Преобразовать в диапазон".
В результате возникнет диалоговое окно, подтверждаем действие нажатием на кнопку согласия или клавишей Enter. После этого таблица будет сохранена в обычном виде с сохранением последнего применявшегося стиля и данных.
В заключение
Таким образом, умные таблицы представляют собой те же самые таблицы, которые можно создать и самому. Но их использование позволяет эффективно использовать время на подготовку за счет сокращения ручных операций, красиво оформлять таблицы, использовать графические элементы. Если вдруг не понравится созданная умная таблица, ее всегда можно преобразовать в обычную.