Исчезнувший народ - буртасы
История народа буртасов состоит из различных мифов и легенд. Этот исчезнувший этнос вызывает множество споров и основной причиной является то, чем многие историки и исследователи грешат, и это не только касается вопроса о буртасах. Всегда есть соблазн у любого исследователя совершить «великое открытие».
Интерес к народу буртасов проснулся вначале 2000–х. Отчасти благодаря желанию некоторых историков и краеведов озвучить свои полюбившиеся концепции, отчасти благодаря замечательному археологическому открытию европейского масштаба у посёлка Золотарёвка, вселяющему надежду на новые интересные исторические открытия. Необходимо рассмотреть все версии о происхождении и исчезновении этого загадочного народа.
Первые упоминая в летописи
Вопрос о локализации этого народа и временных рамках его существования остаётся открытым. Есть упоминание арабского географа Кальби, в котором он повествует о каком-то народе бурджасов. Другие восточные географы, такие как Ибн–Руст, Истахри и Масуди, действительно в своих работах называют этническую группу буртасов и даже описывают их. Но есть тут один интересный нюанс: в 922 г. некий Ибн–Фадлан был в обозначенных великими географами местах. Его маршрут пролегал от столицы хазар (низовье Волги) до столицы булгар. И он ничего не слышал о народе буртасов.
Эта ситуация явно требовала разъяснений. Ибн–Хаукаль в 976 году напишет о том, что не осталось следов в тех областях от буртасов, хазар и булгаров. Пришли русы: всех перебили, разогнали, а земли взяли себе. Есть и ещё не менее интересный источник – письмо хазарского царя Иосифа. Он перечисляет народы по реке Итиль (Волга), которые усердно платят ему дань: «в-н-н –тит» (вятичи?), «с-в-р» (северяне?) и среди них упоминается такой этнос «бурт-с». Может это и есть древняя исчезнувшая народность?
Теории происхождения буртасов
Называются три основных версии происхождения народа. Все они вызывают множество споров в научной среде и являются чисто гипотетическими, однако необходимо их озвучить:
- Алано–асская. В пользу этой теории говорят факты трупосожжения и погребальные обряды, аналогичные с обрядами имевшиеся у сармато-алан.
- Тюркская. Здесь утверждается родство с волжскими булгарами.
- Финно-угорская. Согласно этой концепции исчезнувший народ буртасов стал предками мишарей и мордвы. Он оставили после себя памятники городецкой археологической культуры.
Чем занимались буртасы?
Согласно источникам восточных географов, основными занятиями у них было земледелие, оседлое животноводство и особенно подчёркивается бортничество. Среди животных на первом месте стоят свиньи. Имеются огромные стада крупного рогатого скота и овцы. Занятие бортничеством, как одним их основных видов деятельности, наталкивает на мысль, что древний народ (буртасы) проживал либо в лесу, либо в лесостепной зоне.
Но особого упоминания удостаивается экспорт пушнины. Меха чёрной лисы очень дорого ценились как в европейских дворцах, так и на Востоке. Они приносили купцу тысячу процентов чистой прибыли.
Из всех эти сведений можно сделать определённые выводы. Буртасы не были жителями степи. Их занятия подходят для оседлого образа жизни (земледелие, бортничество). В не меньшей степени их интересовали и промыслы пушнины (лисы, бобры и т. д.). Отдельные острова лесостепи находятся у левых притоках Дона, в долинах таких рек, как Медведица и Бузулук. Эти лесостепные островки не только богаты различным зверем, но имеют благодатную почву для занятия земледелием.
Необходимо сразу оговориться: краткие сведения о народе буртасов можно получить лишь по письменным источникам арабских географов и путешественников. К сожалению, на данный момент не найдено предметов материальной культуры, которые можно было бы однозначно идентифицировать как принадлежащие этому легендарному и ныне исчезнувшему этносу. Правда есть музей, посвящённый их истории, но о нём пойдёт речь ниже.
Царица исчезнувшего народа
В Пензенской области были найдены следы этнической группы. Есть две интересные деревни для энтузиастов и поклонников истории народа буртасов - это Сканово и Наровчат. При въезде в Сканово стоит памятник женщине-воину - Нарчатке. Она не побоялась поднять свой народ и сразиться с оккупантами - монголами. Её брат Атямас проводил довольно успешные рейды по тылам монголов в 1242 году. По другим сведениям, был вероломно убит 9 апреля 1241 года. Они были детьми мокшанского царя Пуреша, поэтому им выпало судьбой встать на защиту своего народа.
В письменных источниках не сохранилось упоминание о Нарчатке. Но на монетах мокшанских женщин, которые они используют для украшения своих головных уборов можно встретить её изображение. О легендарной героине мордовского эпоса уважительно отзывался и хан Батый. Она отчаянно бросилась в бой с захватчиками, но силы были неравны, и Нарчатка со своим боевым конём бросилась в реку Мокша. Героическая гибель сделала её легендой Мордовии.
Но в некоторых преданиях её имя связывают с буртасами. И кое-кто из российской научной среды готов с этим согласиться. Необходимо попытаться разобраться в этом вопросе.
Нарчатка – героиня мордовского эпоса
Скудность данных не позволяет провести полноценного исследования. Поэтому приходится опираться на эпос и легенды. Её называют наследницей царя Пуреша, который сопровождал войска татаро-монголов в их походе на Центральную Европу. Ему не нравилась вассальная зависимость от хана Батыя. Да и потери, которые мокшане несли в европейских городах, натолкнули его на мысль о союзе с Генрихом Благочестивым. От такого ненадёжного союзника разумнее было избавиться, что монголо-татары и сделали. Они хитростью разоружили мокшан, а затем перебили их спящими. Пуреш и его сын Атямас погибли.
Уцелевшие объединились вокруг Нарчатки. Теперь она играла роль руководителя, что, впрочем, логично. Возникает другой вопрос: "А могла ли женщина в те времена возглавить войско?". У других народов таких примеров нет.
И ещё один момент не в пользу её буртасского происхождения. Если она была царицей и наследницей мокшанского царя, то о каких буртасах может идти речь? Вопросов много и только наличие новых данных может помочь доказать или опровергнуть гипотезы, о её происхождении. Краткие сведенья о народе буртасов поднимают множество вопросов в научной среде. И тем приятнее, что к этой тематике с энтузиазмом обращаются и просто любители истории родного края и даже, не жалея сил и средств, открывают музей. Ярким примером является музей истории и культуры буртасов. Это единственный источник хоть какой-нибудь информации по данной теме.
Музей истории и культуры буртасов
Он располагается в селе Сканово Пензенской области возле знаменитого женского Троице-Скановского монастыря. Его экспозиции условно поделены на три периода: брахманский, золотоордынский и христианский.
Основу составляют находки из древнего могильника на Саранской горе. Это дротики, браслет бронзовый и фрагменты других украшений. Кроме этого, здесь находится народная одежда буртасов, вернее их потомков, и множество других интересных экспонатов. Давать оценку сложно, но видно невооружённым взглядом, что этот музей призван передать не только атмосферу таинственности вокруг этого легендарного этноса, но и пробудить интерес к богатой культуре и истории России и её народа. И такой вклад обычных, простых граждан вызывает уважение.
К вопросу об этнониме «буртасы»
В источниках, дошедших до наших времён, подчёркивается, что язык буртасов не похож на хазарский или булгарский. Они не говорят и на языке руссов. У них свой собственный язык. Лингвисты, опираясь на аланскую теорию происхождения буртасов, попытались найти корни названия народа из иранских языков. Кроме того, нельзя игнорировать сообщения персидского историка Рази. В 17 веке он упоминает народ фурдас. Этот этноним мы встречаем и у Бакри. Вполне возможно, что потом он был исковеркан и дошёл до нас как "буртас".
Если переводить это сложносоставное племенное название с иранских языков, то получается «фурт» - сын, а «ас» - это одна из аланских этнолингвистических общностей. То есть полный перевод буквально означает «сын асский».
Строй древних народов края Буртасов
Но вот что действительно шокировало арабских писателей – обычаи и традиции этой этнической группы. Начать нужно с того, что вырастая, женщины выходили из-под опеки отца и сами выбирали себе мужей, и никто не мог повлиять на их выбор. Второе интересное наблюдение – это их погребальные обряды. С одной стороны присутствовали и мирно уживались две традиции: трупосожжение и захоронение в землю - это говорит об их веротерпимости.
«Главных» над буртусами не было. Они доверяли вершить суд и улаживать различные распри наиболее авторитетным и уважаемым старцам. Если проводить параллели, то такое устройство было присуще кельтам (друиды) и индусам (брахманы). Одним словом власть принадлежала мудрецам, решениям которых доверяло всё общество. То есть они полагались на мудрость и опыт, а воины занимались тем, что и должны делать: защищали слабых.
Как выглядели буртасы?
Практически не осталось описания внешности «лесостепных асов». К ним приписывают гузов, чья вера очень похожа на веру исчезнувшей народности. После ассимиляции с булгарами практически на тех же землях, которые упоминают средневековые восточные географы, осталась группа, самоназвание которых - «бурташи». Описание внешности народа буртасов так и остаётся открытым и по сей день. Этот легендарный этнос мог оказать своё влияние и на мордву, татар, осетин. Фото внешности народа буртасов, как они выглядели, пробует дать Музей истории и культуры. Но это можно расценивать лишь как попытку энтузиастов воссоздать и заполнить белые пятна в истории родного края.
Мифологизация истории
Пенза плавно подходила к празднованию своего трехсотпятидесятилетия. К этой прекрасной и замечательной дате подготовились основательно не только администрация города, но и ряд историков, краеведов. Была начата целая компания, с целью убедить жителей города в том, что они являются славными потомками буртасов, но она провалилась – видимо, жители этого прекрасного уголка России идейно «не созрели». Оно и понятно: слишком смелое заявление не только для историков, но и для людей, просто увлечённых историей своей Великой Родины. Это не означает, что вопрос о буртасах однозначно закрыт. Нет. Просто необходимо больше данных и более серьёзный их анализ.
В Пензенской области достаточно открытий и мирового масштаба. Одно Золотарёвское городище чего стоит. Возможно, оно и прольёт свет знания по данной тематике. Время покажет.
Заключение
Краткие сведения о народе буртасов, оставленные потомкам благодаря трудам многих восточных средневековых авторов, и ряд других косвенных данных заставляет предположить их тесную связь с иранскими народами. Официальная наука, на сегодняшний момент, очень осторожна в формулировках, особенно если дело касается следов материальной культуры. Она не идентифицирует их как буртасские, сводя всё в область дискуссий и дебатов. Но вопрос остаётся открытым. И это широкое поле деятельности не только для лингвистики, археологии и этнографии, но и ряда других современных и перспективных направлений науки.
Каких кровей Ты.
Ты Рус, Ты Сак- Альп,
Ты Славь Янь Инь.
Пришедший с Великих Гор
Потомок Белых Барсов.
Ты воин по рождению
Ты Скиф, Ты Рус, Ты Ас.
Просторы Ас(з)ии твои
От Бурутании и до Аала-Аски.
И на берегу Ит-Иля
Народ свой расположил.
Не забывай своих корней
Впереди немало дел.
Ты воин, настал тот час.
Проснись мой Брат, пора…
Нам нечего делить, надо объединяться. У нас великое прошлое наших предков.