Палаццо Барберини: история, описание, фото
В Италии есть немало потрясающих исторических зданий, которые прошли через многие века и дают нам возможность иметь представление о былых эпохах. Одним из таких исторических комплексов является Палаццо Барберини. Дворец в свое время был обителью очень влиятельного рода Барберини. Но с тех пор прошло много времени и сейчас в его стенах располагается художественная галерея, в которой можно посмотреть полотна Рафаэля, Тициана, Караваджо, Рени и многих других. Дворец является неотъемлемой частью Национальной галереи старинного искусства.
История рода
В одиннадцатом веке во Флоренции поселилось семейство Барберини, которое уже тогда было богатым и влиятельным. Один из членов семьи – Рафаэль – в 1564 году посещал Россию с письмом для Ивана Грозного от английской королевы Елизаветы. В письме шла речь об установлении коммерческих связей. И в наши дни в библиотеке дворца храниться труд Рафаэля, в котором он описал все, увиденное им в Москве во время путешествия.
Наибольший вклад в возвеличивание рода внес именно Маффео Барберини. Кстати. Его племянники Антонио и Франческо стали кардиналами, а еще один представитель семейства – Таддео – стал принцем Палестрина, а также был назначен генералом армии и даже получил пост префекта Рима. Сам же М. Барберини был избран Папой Римским и был известен под именем понтифика Урбана VІІІ. Но в 1645 году после его смерти для всего семейства наступили сложные времена. К власти пришел новый Папа Иннокентий X, который предоставил доказательства всевозможных махинаций и злоупотреблений семейства Барберини. Так представители знатного рода попали в опалу. Лишь позднее ситуация немного изменилась благодаря покровительству кардинала Мазарини. Но уже в середине восемнадцатого века мужская ветвь семейства пресеклась. Принцесса Корнелия - последняя представительница рода- вышла замуж и положила начало новой ветке – Барберини-Колонна.
История Палаццо Барберини
Изначально дворец был задуман, чуть ли не монаршей резиденцией. В нем собирался обитать вместе со своей семьей Урбана VІІІ, поэтому в планы входили приемы высокопоставленных гостей. А значит и здание должно было соответствовать столь высокому статусу.
В средневековую эпоху территория, на которой позднее возвели Палаццо Барберини принадлежала богатому семейству Сфорца. Именно по их пожеланию здесь был построен первый небольшой дворец. Однако из-за финансовых проблем в 1625 году Алессандро Сфорца продал земли М. Барберини, который в то время уже был избран Папой Римским. Новый хозяин сразу приступил к перестройке дворца. Строительные работы продолжались с 1627 по 1634 годы. Вначале над проектом работал Карло Модерна. В дальнейшем планы постепенно менялись. И на смену ему пришел Франческо Борромини. Ну а заканчивали строительные работы Д. Бернини и Пьетро да Кортон.
Большое дворцовое здание состояло из основного корпуса и двух примыкающих крыльев. Впервые в истории города вокруг дворца был разбит прекрасный большой парк. Правда, до наших дней он не сохранился, поскольку был уничтожен.
Понтифик даже ввел новые налоги, чтобы Франческо Борромини смог вовремя закончить прекрасное архитектурное творение.
Работы велись достаточно быстро. По плану Бернини вначале был сделан задний фасад здания, а затем окна и винтовая лестница. Вскоре в левом крыле появилась Его лестница, оформленная в виде квадратного колодца. Кроме того, архитектор занимался также оформлением переднего фасада здания, который выходит на улицу Четырех фонтанов. Именно с этой стороны находится парадный вход дворца с металлической оградой и столбами в виде атлантов.
Деятельность семейства Барберини
В течение десятилетней семейство вело активную меценатскую деятельность. Современная галерея Барберини уже в семнадцатом веке стала местом сборов представителей сферы искусства. Салон Барберини посещали такие известные люди, как Габриэлло Кьябрера, Джованни Чамполи, Франческо Браччолини, Лоренцо Бернини и многие другие.
Конечно, с высоты времени меценатство Барберини выглядит скорее использованием представителей искусства для украшения дворца и возвеличивания самого себя. Это подтверждают даже интерьеры здания. В центральном зале салона есть потрясающий плафон, который получил название «Триумф божественного провидения». Гигантское полотно посвящено семейству Барберини.
Другой, не менее роскошный плафон, был расписан Андреа Сакки и получил название «Триумф божественной Мудрости». Картина также была посвящена Урбану VІІІ.
Дворцовый декор
Палаццо Барберини бесспорно может похвастаться роскошным декором. Потрясающим местом, достойным восхищения, является зал статуй и Мраморный зал, расположенные в левом крыле комплекса. В них можно увидеть настоящие образцы классики скульптуры, которые вошли в коллекцию Барберини. Кстати, зал статуй был очень известным в Италии, поскольку отличался богатством и красотой. С 1627 года по 1683 гг. в дворцовых стенах работала мастерская по изготовлению гобеленов. Здесь были произведены первые фламандские ткани, которые стали настоящим украшением многих барочных дворцов Рима.
Гобелены были настоящими произведениями искусства. Они изготовлялись по эскизам да Кортона, а руководил работами Джакопо де Ривере. Последний этаж здания занимала библиотека кардинала Франческо (племянника папы). В ней насчитывалось 10 тысяч рукописей и 60 тысяч томов.
Дальнейшая судьба дворца
После смерти понтифика в 1644 году палаццо Барберини конфисковали по распоряжению нового папы Иннокентия. Наследников Урбана VІІІ заподозрили в растрате. Но в 1653 году прекрасный палаццо вновь перешел в собственность семейства. Позднее, в начале двадцатого века, наследникам из-за экономического кризиса довелось отказаться от семейного дворца. В 1935 году часть здания приобрела судоходная компания Финмаре, которая полностью перестроила ее. А в 1949 году весь комплекс был выкуплен государством. Семейство Барберини в 1952 году продало также все принадлежащие им скульптуры и картины. Позднее в левом крыле здания разместилась галерея, а правое использовалось для офицерских собраний.
Убранство и архитектура здания
Фото дворца не могут в полной мере передать его красоту. Трехэтажное здание состоит из основного корпуса, а также имеет два боковых крыла. Вся территория имения ограждена забором, на котором присутствуют мухи (символ рода). За основным зданием есть небольшой час, который является лишь малым остатком от былых времен. И все же сад впечатляет даже сейчас.
Левое крыло здания украшают фрески Пьетро де Кортона, созданные в 1630 годах. Карло Мадерна и П. де Кортона внесли огромный вклад в создание неповторимого образа палаццо.
Как мы уже упоминали, в правом крыле находятся античные статуи. Роб Барберини имел целую коллекцию античных произведений. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие творения. Длительное время зал использовали в качестве театрального, он вмещал порядка 200 зрителей. Одной из самых необычных достопримечательностей является потрясающая спиральная лестница рук Франческо Борромини.
Галерея античного искусства
Как мы уже упоминали, в настоящее время в стенах дворца находится Национальная галерея античного искусства. Кстати, ее экспозиция занимает сразу два здания – палаццо Корсини и палаццо Барберини. В свое время богатое собрание было получено путем слияния нескольких известных частных коллекций. Основу экспозиции составило собрание предметов искусства Неро Корсини. Позднее коллекция пополнилась собраниями герцога Торлониа, а также полотнами из галереи под названием Монте ди Пьета. Все эти частные собрание были объединены в единое целое и размещены в Национальной галерее. Среди них можно увидеть работы Караваджо, Рафаэля, Гвидо Рени, Эль Греко, Тициана и многих других великих художников.
Гордостью собрания являются работы мастеров эпохи Возрождения. В палаццо находится картина «Форнарина» Рафаэля, а также «Юдифь и Олоферн» Караваджо.
Судьба библиотеки
В свое время верхний этаж палаццо занимала большая библиотека. Внушительное собрание книг и рукописей свидетельствует о высоком уровне интеллекта человека, которому она принадлежала. Позднее вся библиотека была передана Ватикану. А вот в помещениях, где ранее находились книги, сейчас расположился музей института нумизматики.
Выставочные залы дворца
Не так давно, палаццо был закрыт на реставрационные работы, которые продлились пять лет. Вновь здание было открыто для посетителей в 2011 году. В настоящее время в здании гости могут осмотреть 34 зала. А в ноябре 2014 года также открыты еще несколько комнат самой Корнелии Констанции Барберини, находящиеся на втором этаже дворца. Именно в них вплоть до 1955 года проживали последние наследники некогда великого рода. Здесь чудом сохранились интерьеры и меблировка, благодаря чему современники могут иметь представление о вкусах знати восемнадцатого века. Однако данные залы посетить можно лишь в определенные дни. Их открывают для гостей первую субботу каждого месяца для экскурсионных групп по предварительной договоренности.
Территория вокруг палаццо
Частью дворцового комплекса по проекту Мадерно стал сад, расположенный за зданием. Он украшен витиеватыми изгородями и прекрасными цветочными клумбами. Изначально сад занимал очень обширную территорию. Для его обустройства кардинал Барберини – племянник папы, пригласил натуралиста и ботаника Кассиано даль Поццо, который культивировал не территории всевозможные экзотические растения, а также здесь обитали разные животные: олени, страусы и даже верблюды. Однако, в конце девятнадцатого века Рим был присоединен к королевству Италии, в связи с чем участки сада стали распродавать под строительство министерских зданий. Кроме того, в 1936 году по указу Муссолини большая часть земли была передана в руки графа Асканио ди Бацца. В результате современный сад имеет очень скромные размеры по сравнению с первоначальными.
Справедливости ради стоит отметить, что за всю свою долгую историю здание дворца практически не претерпело каких-либо изменений. Единственным дополнительным украшением здания стал фонтан, сделанный по проекту Франческо Аззурри.
Кстати, ограждение вдоль улицы Четырех Фонтанов и главные парадные ворота построили только в 1865 году. Статуи атлантов были разработаны и изготовлены Шипионе Тадолини, который являлся потомственным зодчим из знаменитой семьи скульпторов.
Соавторы или конкуренты
К постройке и оформлению дворца приложили силы несколько архитекторов. Начало строительству положил Карло Мадерна, который значительно увеличил ренессансное здание первоначальной виллы Сфорца. Ведь перед архитектором стояла задача построить настоящий шедевр. Но Мадерно так и не удалось довести до конца начатое дело и увидеть готовый дворец своими глазами. После его кончины руководить работами стал Жан Берини, который сотрудничал вместе с внуком Мадерно, по имени Франческо Борромини.
Специалисты до сих пор ведут активные споры относительно того, насколько был изменен или сохранен первоначальный проект дворца. Ведь очевиден тот факт, что некоторые части здания весьма противоречивы, что заметно даже тем людям, которые далеки от архитектуры. Считается, что монументальная лестница, главный вход – это работа Бернини. Возможно, в противовес была построена спиральная лестница, по которой можно добраться на верхние этажи. Именно она вела в библиотеку кардинала Барберини.
Отзывы туристов
По мнению туристов, которые побывали в прекрасном палаццо, здание и его собрание предметов искусства стоит посмотреть. Кстати, дворец (фото приведено в статье) входит в список «маст си» для путешественников. Конечно, та часть собрания полотен, которая хранится в палаццо Барберини не столь велика, но здесь можно увидеть очень известные работы, достойные внимания гостей.
Архитектура здания и его внутреннее убранство действительно поражает воображение. Комплекс некогда строился с большим размахом, но и сейчас, даже то, что дошло до наших дней дает представление о тех временах.
Национальная галерея, расположенная в стенах дворца, открыта для посетителей в течение всей недели, кроме понедельника. Туристы отмечают, что в палаццо немноголюдно, поэтому можно совершенно спокойно посмотреть все, что вас интересует. Здесь не бывает большого скопления людей, как в иных интересных местах города.
Внимание заслуживает не только само здание, но и сад, а точнее, та малая часть, которая от него осталась. Ну, а о картинах галереи и говорить не приходится. Представленные здесь шедевры известны по всему миру. Поэтому, оказавшись в Риме, стоит посмотреть самые главные достопримечательности города, включая неподражаемый палаццо Барберини.