Электровоз ВЛ80с, особенности конструкции

Первые отечественные локомотивы на электрической тяге появились еще в 30-е годы прошлого века. Но массовое развитие машин подобного класса началось только через 20 лет. Одними из самых распространенных локомотивов с питанием от сети переменного тока стали электровозы серии ВЛ80.

Разработка и модификации

Проекты всех машин серии разработали сотрудники Института электровозостроения. Производство электровозов велось на специализированном заводе в Новочеркасске, причем механические элементы и главные электродвигатели завод изготавливал самостоятельно. Элементы электрической системы поставлялись с других смежных предприятий. Фотография первого экземпляра электровоза нового семейства, сделанная на одной из железных дорог Ростовской области, представлена ниже.

Первые электровозы были собраны в 1961 году. Производство машин продолжалось более 30 лет, в течение которых в конструкцию вносились различные изменения.

Усиленная тяга

Одной из поздних модификаций стал электровоз ВЛ80с, производившийся с 1979 года. Основной особенностью машины стала возможность работы в составе нескольких секций. Управление локомотивом осуществлялось централизованно из любой кабины. Первые экземпляры могли работать только в двойной и счетверенной версии.

В 1982 году появились опытные образцы электровозов ВЛ80с, которые могли работать в составе сборок из двух, трех или четырех отдельных частей. Серийный выпуск модернизированных машин начался в следующем году – с экземпляра с серийным номером 697. Согласно паспортной документации, максимальный рабочий вес электровоза вырос до 192 тонн.

Впоследствии ранние машины переоборудовали подобным образом при проведении плановых и капитальных ремонтов. Единственным отличием этих машин является отсутствие режима реостатного торможения в третьей секции. Всего было собрано 2746 машин модели ВЛ80с, последний экземпляр был отгружен в 1995 году в депо "Хабаровск-2". Одновременно он стал самым последним электровозом семейства ВЛ80. В настоящее время машина приписана к депо "Лиски" Юго-Восточной железной дороги. Фотография электровоза представлена ниже.

Конструкция

Устройство электровоза ВЛ80с базировалось на технических решениях предыдущей модели 80т. Все электрические цепи управления оснащались многоразовыми автоматическими выключателями. Каналы системы вентиляции уменьшили в размерах и переместили на крышу, что позволило обеспечить более свободный проход по левому коридору внутри электровоза. На фотографии ниже изображена машина с серийным номером 18, приписанная к депо "Карасук" Западно-Сибирской железной дороги. Несмотря на возраст, электровоз находится в активной эксплуатации.

На машинах применялась так называемая люлечная подвеска, при которой тележка электровоза ВЛ80с соединялась с кузовом на четырех подпружиненных стержнях. Стержни имели небольшой наклон к центральной части тележки для компенсации колебаний кузова.

Тормозная система

Одним из ключевых изменений в конструкции ВЛ80с стало внедрение системы реостатного торможения. Такой тормоз основан на поглощении тормозными резисторами сгенерированной при замедлении электроэнергии. Резисторы имеют две переключаемые ступени сопротивления. Для переключения тяговых двигателей от сети питания к резисторам используются так называемые тормозные переключатели.

При торможении обмотки возбуждения двигателей последовательно подключаются к системе выпрямительной установки возбуждения. Эта система позволяет плавно регулировать степень возбуждения в переключенных в генераторный режим двигателях, осуществляя изменение степени торможения электровоза ВЛ80с. При торможении переключается подача воздуха от системы вентиляции к тормозным резисторам. Блок управления системой торможения устанавливается только в головной секции электровоза.

Комментарии