Мгалоблишвили Нодар Александрович, актер: биография, личная жизнь, фильмография
Известным всему Советскому Союзу актер Нодар Мгалоблишвили стал в один момент, сразу после выхода на экраны фильма «Формула любви», в котором он сыграл графа Калиостро. Несмотря на присутствие именитых актеров (Татьяны Пельтцер, Леонида Броневого, Семена Фарады и Александра Абдулова), внимание телезрителей было приковано именно к нему — к его высокому лбу и красивым пронзительным глазам. Он казался тогда каким-то волшебником, имевшим возможность сделать абсолютно все. Кто же он - Мгалоблишвили Нодар Александрович — талантливый и такой таинственный актер?
Детские годы
Будущий актер театра и кино родился 15 июля 1931 года в Грузии. Детство мальчика было очень тяжелым. Семья жила бедно. Намного труднее стало, когда сильно заболел отец. Он пролежал без сознания почти полгода, а потом в апреле 1950 года умер.
Нодар остался вдвоем с мамой. Школу он уже окончил, теперь предстояло сделать правильный выбор в профессии. С детских лет Нодар думал о том, что его жизнь невозможна без сцены или софитов. И все же, переломив себя, решил выбрать более приземленную профессию. Ведь он так хочет помочь своей маме! Поэтому, собрав документы, он сдал их в Грузинский политехнический институт, но срезался на математике, которую поставили первым экзаменом.
«Я — студент!»
Много позже актер Нодар Мгалоблишвили рассказывал, что в компании с приятелем, который предложил ему поступить в актерскую школу, относит документы в Тбилисский театральный институт и... проходит конкурс.
Это стало началом его актерской биографии. В стенах института его обучали прославленные грузинские педагоги и актеры - Акакий Васадзе и Акакий Хорава. Потом в интервью он рассказывал, что со временем все-таки потерял свой красивый голос, из-за чего так и не стал профессиональным певцом. Но петь в домашней обстановке, в кругу друзей любит до сих пор. Причем исполняет композиции на трех языках — грузинском, итальянском и русском.
После окончания театрального института Нодар Мгалоблишвили вошел в труппу Тбилисского академического театра им. Марджанишвили. Именно в этих стенах его утверждали на роли негодяев и героев-любовников в разных пьесах русских, грузинских и мировых классиков. Ему больше нравились характерные, даже отрицательные персонажи. Он играл Освальда в «Привидении», Теймураза Хевистави в «Обвале», Актера в «На дне»... Здесь он проработал свыше двадцати лет. Несмотря на множество интересных ролей, наиболее яркой критики называют роль Яго в незабвенной трагедии Шекспира «Отелло». Об этой роли ходили самые настоящие легенды.
Его киношная жизнь
Хоть Нодар Александрович и поистине талантливый актер, но в кино он снимался мало. Кстати, и роли его, в основном, были второго плана. Либо вообще — зрители могли увидеть любимого актера только в эпизодах. И все же этот артист, обладающий незаурядной внешностью и глубокими выразительными глазами, сумел запомниться зрителям в любых ролях.
Его дебют состоялся еще в 1958 году на студии «Грузия-фильм». Речь идет о комедийной ленте режиссера Шота Манагадзе под названием «Последний из Сабудара». Потом были еще разные киносъемки, но сразу зрители актера не особо заметили. А вот 1980-й принес ему настоящий успех: Мгалоблишвили был утвержден на роль Ираклия Васильевича Налбандова в детективно-приключенческом фильме «Огарева, 6». Он сыграл начальника ОТК на ювелирной фабрике. Здесь надо отметить и тот немаловажный факт, что это единственный раз, когда актер сам озвучивал своего персонажа. Картина была популярна на протяжении нескольких лет.
Для тех, кто хочет узнать как можно больше о любимом актере, будет полезна следующая информация. У Нодара Александровича очень сильный акцент. Поэтому во всех других русскоязычных лентах его озвучивали коллеги по цеху: Борис Смолкин, Игорь Ясулович, Армен Джигарханян, Иван Краско, Борис Химичев и другие.
«Формула любви»
А потом наступил 1984 год. Год, в который Нодар Мгалоблишвили, фильмы с участием которого являются настоящими жемчужинами советского и грузинского кинематографа, почувствовал, что такое внезапно обрушившаяся слава.
Как и многие по-настоящему хорошие фильмы и сериалы советского времени, этот кинопродукт сразу же стал культовым. Актеры, которые выходили на съемочную площадку, сразу же стали знаменитыми. К ним относятся и герой этой статьи, и Елена Валюшкина, и Александра Захарова.
Как правило (и так происходило не раз), актеры, играющие в фильмах, навсегда запоминаются в образе сыгранных персонажей. Например, Борис Бабочкин так и остался Чапаевым, Леонид Броневой — Мюллером, а Михаил Боярский — бесшабашным гасконцем д'Артаньяном. Точно так же произошло и с Мгалоблишвили.
Великий маг
Сыграв на этот раз главную роль мага и чародея графа Калиостро, который одновременно был и обаятельнейшим прохвостом, он так и остался в людской памяти именно ним — Джузеппе Калиостро. Да-да, образ этого настоящего исторического персонажа, который вместе со своей женой Лоренцой (в картине ее сыграла Елена Аминова) приезжал в Россию в далеком 1778 году, теперь связан только с Нодаром Александровичем.
А история была весьма незамысловата: великий маг прибывает в Россию, дабы быть представленным высшей знати. Под предлогом излечения отца граф увозит с собой юную Марию Ивановну, прилагая все усилия, чтобы влюбить ее в себя. Но ничего не получается. Путешественники случайно оказываются в провинциальном поместье, где живет юноша, влюбленный в мраморную статую. Он надеется с помощью чародея оживить ее. Но меняет все встреча с Машенькой.
Он и остальные...
И все же, гений этого актера заключается в том, что он стал намного больше, чем Калиостро. Нодар Мгалоблишвили подарил сыгранному им персонажу огромную психологическую и смысловую нагрузку. В ленте он стоял как бы особняком от иных актеров. Именно благодаря его работе фильм получился по-настоящему культовым. Правда, нельзя не отметить и весь актерский ансамбль, который был в нем занят — Александр Абдулов, Семен Фарада, Елена Валюшкина, Татьяна Пельтцер, Александр Михайлов, Николай Скоробогатов, Леонид Броневой. Их вклад трудно переоценить.
Именно общей работе всех актеров, сценаристов, режиссера и остальных, причастных к созданию этого маленького шедевра, музыкальная комедия по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» получилась поистине народной.
Последующие работы
Тот же 1984 год принес актеру еще одну интересную роль. На этот раз он сыграл вороньего царя Каркарона в фильме-сказке Бориса Небиеридзе «Иванко и царь Поганин». Дети восьмидесятых годов советского периода знали актера именно как царя Каркарона. Также они и называли эту сказку.
Это была сказка о мальчике Иванко, чью маму Маричку с односельчанами однажды угнали в плен слуги царя Поганина (его сыграл Олег Дуров). Каркарон — царь воронов — усыновляет Иванко и дает ему новое имя — Кроуми. Он готовит его в наследники. Но мальчик, подрастая, спешит выручить маму из беды, которая оказывается намного больше, чем он себе представляет. Ведь мама не только в плену, она еще находится и под заклятием. И все же любовь, смелость и дружба побеждает колдовство.
А ровно через два десятилетия — в 2004 году - Нодар Мгалоблишвили, биография которого весьма насыщена разными событиями, снимался в еще одной сказке — современной. Это была история режиссера Михаила Левитина «Чудеса в Решетове». Актера пригласили на роль Кощея Бессмертного, называющего себя в мире обычных людей Константином Бессмертных и работающего директором цирка.
Тот самый Барон, тот самый Демон...
Еще один виток популярности актера пришелся на 2002 год, когда на экраны вышел сериал «По имени Барон», где он сыграл главную роль. Мгалоблишвили согласился на съемки из-за того, что персонаж его на первый взгляд отрицательный, но с весьма неоднозначным характером. У него есть свои понятия о чести и достоинстве. Это была история еврейского мальчика, который примкнул к цыганскому табору, став впоследствии криминальным авторитетом. В этом фильме много серий, его можно назвать киносагой, потому что история охватывает пятьдесят лет.
Роль была сыграна с большим искусством, его манера игры — минималистична, отчего хотелось ловить каждый взгляд и каждое движение персонажа. Зрители не только понимали вора в законе, но даже сочувствовали ему.
Фильм был награжден премией «ТЭФИ», причем огромный вклад в эту победу внес именно Нодар Мгалоблишвили.
Летом 2007-го, после окончания съемок мистического сериала «Секунда до...», где актер сыграл Демона, он решил прекратить сниматься. Но спустя всего четыре года продолжил свою работу, появившись в сериале «Возмездие» и картине «Записки целомудренного бабника».
Он и сейчас продолжает сниматься, несмотря на почтенный возраст. А по-другому невозможно: зарплата его, как ведущего актера в театре, составляет около 70 долларов в месяц. Поэтому кино является средством заработать. Хоть театр он любит больше, в картинах тоже снимается.
Немного о личном
Когда еще существовал великий и нерушимый Советский Союз, огромной популярностью было создание концертных бригад с целью нести в массы культуру. Так, коллективы артистов с небольшими концертными программами ездили по небольшим городкам и поселкам. Их жители были искренне благодарны зрителям за их труд.
В одной из таких поездок Нодар Мгалоблишвили, личная жизнь которого вызывала интерес у поклонников его таланта, и познакомился со своей супругой. Молодые люди встречались день в день ровно год, а потом — поженились. Их единственный сын родился в 1957 году.
Искреннюю любовь к своей жене Нодар Александрович пронес через всю жизнь. Даже овдовев, он второй раз и не думал создавать новую семью. На сегодня, говорит в редких интервью Нодар Мгалоблишвили, семья и самые родные для него люди — сын, внук и внучка. Он уверен, что любить надо обязательно, ведь без этого чувства нет ни жизни, ни веры.