Джазовый стандарт - что это?

Джаз, как и блюз, и другие направления музыки, возникшие под влиянием негритянской культуры, своеобразно воспринимают вопрос о том, что является оригинальностью, а что нет. Например, в этой среде не считается зазорным исполнять произведения, которые уже многократно игрались другими и были на слуху в течение долгих лет, а иногда и десятилетий.

Музыка, которая знает свою историю

В других жанрах музыки такое заимствование песен порою кажется неприемлемым, поскольку там, в отличие от джаза, считается, что исполнитель или группа музыкантов обязательно должны иметь свой собственный уникальный репертуар, благодаря которому этот коллектив и будет узнаваем и любим народом.

Так дела обстоят, например, в роке или поп-музыке. Но всё что касается негритянской культуры, заслуживает отдельного рассмотрения. Тут действуют совершенно другие правила. В данной культуре очень сильны традиции, сложившиеся в течение нескольких поколений, и их преемственность.

Музыканты гордятся тем, что их творчество не просто стало популярным и его оценили тысячи или даже миллионы слушателей по всему миру. Нет, они ещё хотят показать, что их музыка имеет богатую родословную. Джазмены как бы говорят слушателю, что являются учениками великого Мадди Уотерса, а их музыка имеет глубокие корни, которые восходят к произведениям Луи Армстронга, Диззи Гиллеспи или Чарли Паркера.

Поэтому такие инструменталисты и певцы отнюдь не брезгуют исполнением тех композиций, на которых они выросли и которые считают своими учебными пособиями в мире музыки.

Как распознать стандарт?

Произведения, которые прошли проверку временем и исполняются уже не первым поколением джазовых музыкантов, называются стандартами. Данное определение означает, что именно эту композицию можно назвать классикой жанра.

Другое название джазовых стандартов "евергрин", то есть "вечнозеленый", "бессмертный", "нетленный".

Как распознать, является ли данная композиция стандартам или нет? Ответ на этот вопрос имеет субъективный характер. Каждый музыкант может назвать пару-тройку композиций, которые он считает образцом истинного джазового искусства. Но существуют и объективные показатели на этот счёт. Например, есть различные рейтинги, которые публикуются некоторыми джазовыми и просто музыкальными журналами, которые называются, например, так: "100 лучших джазовых стандартов всех времён и народов".

Также можно судить о принадлежности музыкального произведения к этому классу с помощью оценки количества исполнений. Если композиция переигрывалась десятки и сотни раз, и если джазовая песня перезаписывалась в течение 30-40 лет после первого выпуска на пластинке, то её можно смело считать стандартом.

Взаимодействие культур

Содержание этой категории и отношение к ней у музыкантов менялось с течением времени, и в каждую эпоху было разным. Так, в тридцатые-сороковые годы прошлого века стандартами назывались только произведения, которые были написаны преимущественно композиторами из джазовой среды. Например, бесспорным примером такой композиции, которая пережила свою эпоху и является современной и сегодня стала ария из оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина. Хотя этот композитор и не был представителем чёрной расы, но его музыку приняли сразу и безоговорочно даже корифеи джаза, темнокожие музыканты.

Позже, в сороковые и пятидесятые годы, стало появляться много джазовых песен и инструментальных композиций, которые основывались не только на негритянской культуре, но и на мелодиях и ритмах, характерных для латиноамериканских стран или востока. Среди таких композиций можно назвать, например, "Караван" Дюка Эллингтона или "Take Five" Дэйва Брубека.

Джаз сегодня

В шестидесятые годы XX века джазовые музыканты шагнули далеко за пределы своего жанра в основном под влиянием ливерпульской четверки Битлз. Песни знаменитых англичан стали многократно исполняться джазменами, в том числе такими известными, как Рэй Чарльз. Он исполнил такие вещи Леннона и Маккартни как "Yesterday", "Элинор Ригби" и многие другие, сделав их джазовыми стандартами для вокалистов.

А стало быть, можно сказать, что по сравнению с эпохой зарождения жанра, в наши дни данная категория значительно расширилась. И сейчас современными джазовыми стандартами можно назвать песни таких всемирно известных исполнителей, как Нора Джонс, Джордж Бенсон, Боб Джеймс или Чик Кориа.

Комментарии