Предмет изучения возрастной психологии - это что такое?

В этой статье мы рассмотрим предмет и задачи возрастной психологии, закономерности психического развития и изменения, происходящие с человеком на протяжении его жизни.

Меняемся ли мы – вопрос, скорее, риторический. Кто-то верит, что люди постоянно меняются под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, кто-то считает, что характер изменить невозможно, и человек остается прежним на протяжении всей своей жизни, лишь накапливая опыт.

Проблема заботит не только философов и обывателей. Существует целый раздел, занимающийся изучением изменений, происходящих с человеком на протяжении его жизни – возрастная психология.

О предмете изучения возрастной психологии

С возрастом мы сталкиваемся с непредвиденными ситуациями, учимся, накапливаем опыт. Это неизменно влияет на наше поведение. Так же мы меняемся и внутренне – менее эмоционально реагируем на какие-то вещи или наоборот.

Известные выражения «вырос как личность», «сформировавшаяся личность» или просто «недостаточно взрослый» как раз характеризуют изменения, происходящие в человеке с возрастом, что является предметом изучения возрастной психологии.

Данный раздел выделяет поведенческие закономерности и тенденции усвоения знаний, присущие каждой возрастной группе, поэтому тесно связан с педагогической психологией.

Педагогическая психология

Предмет ее изучения – выявление закономерностей обучаемости человека и их зависимости от психологических факторов. Вопреки распространенному мнению, этот раздел описываемой науки затрагивает далеко не только детей дошкольного и школьного возраста.

Мы учимся в течение всей жизни. Многие, отучившись в школе, идут в институт, а затем, в зрелом возрасте, в аспирантуру, получать дополнительное образование или на курсы повышения квалификации. Самому старому выпускнику вуза, согласно книге рекордов Гиннеса, 96 лет.

Преподаватели не понаслышке знают, насколько различается преподавание одного и того же предмета ученикам различных возрастных групп. У многих даже есть свой «любимый возраст», и они предпочитают обучать именно учеников, попадающих под это описание.

У каждого возраста свое восприятие учебного материала, свои интересы, различные отвлекающие факторы и методы борьбы с ними, а также своя скорость обучения. Педагогическая психология рассматривает человека любого возраста с точки зрения ученика и его восприятия обучения, поэтому она напрямую пересекается с интересующим нас разделом, ведь предмет изучения возрастной психологии – это мировосприятие, особенности и изменения, происходящие в психике человека в течение его жизни.

Психология развития

Другой раздел, тесно примыкающий к возрастной психологии, – психология развития. Изменения, происходящие с человеком в течение жизни, неотрывно связаны с развитием. Мы не просто взрослеем, мы накапливаем знания и опыт как в академическом, так и в психологическом плане.

Предмет изучения возрастной психологии кратко – это психологические особенности людей разных возрастов, в то время как предмет изучения психологии развития – это закономерности изменений, происходящих в человеке на протяжении жизни.

Если брать психологию ребенка или подростка, то оба этих раздела неразделимы. Но с течением лет они начинают расходиться, так как развитие человека замедляется, и изменения, связанные с возрастом, уже не настолько заметны.

Понятие «возраст»

Необходимо пояснить, что само понятие «возраст» в психологии отличается от общепринятого. При упоминании возрастной группы подразумеваются не родившиеся примерно в одно и то же время, а люди, имеющие одинаковый уровень развития. Специалисты это называют «психологическим возрастом».

Кстати, он может не соответствовать физическому: ребенок может вести себя по-взрослому и воспринимать мир вовсе не так, как его сверстники, и наоборот, мужчина 50 лет может ощущать себя в душе подростком и вести себя соответствующе.

Правильное с научной точки зрения определение возраста используется для определения уровня психологического и личностного развития человека. Оно служит основой для разнообразных тестов и является точкой отсчета для любого специалиста в данной сфере при его работе с клиентом.

Определившись с понятием психологического возраста, мы можем рассмотреть предмет изучения возрастной психологии в хронологическом порядке.

Детская психология

Данный раздел занимается изучением психологии ребенка. В этом возрасте изменения в поведении и мировосприятии наиболее стремительны и легко заметны окружающим. Еще вчера ребенок не умел говорить, а сегодня произнес «мама», месяц назад он не умел держать ложку, а сегодня уже играет в прятки с другими детьми и спорит с ними по поводу соблюдения правил.

Именно в этом возрасте наиболее легко выявить отклонения в развитии и повлиять на дальнейшие изменения в психологии и личности человека, основываясь на его нормах поведения, обучаемости и мировосприятия, что и является предметом изучения возрастной психологии.

Психология подростка

Психологические особенности подростка существенно отличаются от свойственных младшим детям. Это переломный период, связующее звено между детством и юностью. Человек – уже не ребенок, но еще не взрослый.

На данном этапе предмет и задачи возрастной психологии включают в себя не только выявление норм, но и определение «пограничного состояния». Так называемый подростковый кризис – явление нормальное, но он не должен перерасти в депрессию и помешать дальнейшему становлению личности, ведь именно в этом возрасте закладывается формирование самоопределения человека и своеобразного идеала в плане характера и личных качеств.

Психология юности

В период юности развитие человека как личности начинает понемногу замедляться. Именно к концу данного возраста многие психические качества, такие как внимание и отдельные виды памяти, достигают своего апогея.

Самостоятельность личности возникает по мере избавления от зависимости от взрослых. Полностью формируется собственное мнение, зачастую отличное от родительского, изменяются взаимоотношения со сверстниками.

Человек уже сформировал для себя определенную картину мира и линию поведения, которой он будет придерживаться в своей жизни. Осознание себя и своих жизненных приоритетов – вот главные особенности данного возраста.

Психология взрослого человека

Становясь взрослым, человек полностью осознает себя как личность. Он уже не нуждается в постоянном одобрении окружающих и не зависит от социума. Но следует отметить, что множество людей не в состоянии достичь психологической зрелости и зачастую остаются на предыдущих этапах развития до конца жизни.

Однако не всегда следует стремиться к достижению психологического взросления. Как пример этому можно привести отдельную категорию – творческих людей, которые живут именно за счет своего внутреннего ребенка. Их мировосприятие позволяет им создавать подлинные шедевры: писать картины, книги, рисовать мультфильмы. Достигнув психологической зрелости, они просто потеряют смысл существования и утратят свою уникальную способность.

В то же время взросление личности просто необходимо многим людям для правильного взаимодействия с социумом и близкими. Эмоционально незрелые люди не могут создать полноценную семью. Особенно в таких случаях страдают дети, которые вынуждены становиться своеобразными родителями или конфидентами для собственных родителей.

Геронтопсихология

Данный раздел возрастной психологии занимается изучением пожилых людей. На данном этапе происходит физическое угасание человека. Старение также зачастую негативно влияет на психологию и мировосприятие. Как говорится, «старость - не радость». Именно поэтому многим пенсионерам свойственны апатия или агрессия по отношению к окружающим.

Найти способы продлить психологическую активность и помочь пожилым людям адаптироваться – предмет и задачи возрастной психологии. Ее структура позволяет не только выявить нормы, но и повлиять на поведение и мировосприятие человека.

Активные пенсионеры живут дольше и менее подвержены физическим заболеваниям, поэтому педагогическая психология приходит на помощь возрастной и предоставляет массу способов улучшить когнитивные функции увядающего организма.

Возрастные изменения

Можно определить предмет изучения возрастной психологии кратко – это изучение норм жизнедеятельности и психики человека, зачастую подвергающихся изменениям под влиянием внешних факторов, в любом возрасте. Отметим, что изменения, влияющие на характер, мировосприятие и становление личности, могут быть как возрастными, так и ситуационными. При этом первые из них связаны со сменой возрастов и адаптацией к текущей ситуации.

Речь идет не только о подростковом кризисе и кризисе среднего возраста. В детстве человек испытывает сильный стресс под влиянием возрастных изменений, что является частью естественного процесса.

Наиболее опасны возрастные изменения в пенсионный период. Человеку необходимо свыкнуться с тем, что физически и психологически он не способен на многое, что легко давалось раньше, от этого зависит дальнейшая активность и даже продолжительность жизни.

Ситуационные изменения

Не все изменения, влияющие на психологию и изменения в характере, являются возрастными. Многому мы учимся благодаря ситуациям, в которых оказались. Однако не на всех одни и те же ситуации оказывают одинаковое влияние. Например, потеряв работу, один человек будет искать в себе причину и, возможно, найдет себя в другой области, в то время как другой сдастся и впадет в депрессию.

В значительной степени это определяется зрелостью личности, но также и устойчивостью психики. Зачастую ситуационные изменения влияют на характер и мировосприятие человека еще больше, чем возрастные.

Комментарии