Анданте - это что такое в музыке?

Темп в музыке - удивительное понятие, как и сам этот вид искусства. Давайте поговорим в данной статье об одном из его многочисленных составляющих - темпе "анданте". Разберем как его сам, так и произведения, в которых он прослеживается, разновидности, историю возникновения темпа в музыке.

Что такое анданте в музыке: определение

Анданте (от итал. andante) - это скорость, с которой играется, исполняется то или иное музыкальное произведение, в данном случае равная 76-108 ударам метронома. Анданте - это обозначение, которое располагается между адажио и модерато в градации музыкальных темпов.

Так еще называют определенную мелодию, часть симфонии, сонаты либо иного музыкального творения, не имеющего своего названия, которое играется в этом темпе. Иногда это музыкальная цельная тема, имеющая вариации.

Происхождение

Слово анданте (итал. andante - "текущий", "идущий") происходит от итал. глагола andare, который имеет значение "идти". Причина этого в том, что до изобретения метронома (устройства, которое отмечает короткие временные промежутки ударами) andante был равен темпу обычной ходьбы, равняясь ритму 69-84 удара. Это позволяло относить его к умеренно медленному темпу. Скорость анданте была близка к адажио.

Потом, на протяжении веков, использование этого темпа изменялось, пока он не стал таким, каким мы можем наблюдать его сегодня.

Пример музыки в темпе анданте

Анданте - один из самых распространенных, наряду с аллегро, темпов в музыке. Это средние по скорости, лирические по характеру произведения - составляющие сонат, квартетов, целых симфонических циклов. Например:

  • "Певучее анданте" ("Анданте кантабиле") - медленная часть квартета, сочиненного великим Петром Ильичом Чайковским. Произведение было положено на русскую народную песню "Сидел Ваня".
  • Симфония №1 Моцарта.
  • "Анданте фавори" ("Любимое анданте") Бетховена. История этого произведения интересна: оно было написано как медленная часть всемирно известной сонаты "Аппассионата". Как только работа над всем сочинением была закончена, композитор заметил, что "Любимое анданте" вышло слишком значительным и весомым, отчего его включение в цикл "утяжелило" бы и без того глубокую по содержанию и длинную сонату. Поэтому Бетховен заменил "Анданте фавори" (иногда по тональности, в которой произведение исполняется, его называют "Анданте фа мажор") менее объемной частью. "Любимое анданте" же стало отдельным произведением.

Немалое число авторов называют свои непрограммные пьесы просто "Анданте". Это название дается по темпу созданного произведения.

Перейдем теперь к понятию "темп".

Что такое темп в музыке?

Более глубже понять, что это - анданте в музыке, нам поможет небольшое знакомство с темпом в музыке вообще. Слово происходит от лат. tempus - "время". Оно означает меру времени в музыке.

С классико-романтической исторической эпохи (XVIII-XIX вв.) темп всегда связывается в музыкальном плане с метром - мерой, определяющей величину ритмических конструкций. Отсюда темп часто считается в музыке скоростью движения, которую задает количество метрических долей в единицу времени.

Оговоримся, что не всю музыку можно легко рассматривать со стороны темпа и метрики как союза. Исключением будут такие произведения в мензуральной и модальной нотации: мадригалы Монтеверди, органумы Перотина, григорианская секвенция Dies irae, мессы Дюфаи и проч.

Отметим также, что хоть скорость музыки возможно соблюсти с помощью того же метронома, на "живых" концертах темп далеко не всегда выдерживается. В зависимости от своего индивидуального чувствования произведения исполнитель может ускорять или замедлять скорость игры на инструменте или свой голос, играть нарочито неровно. А вот если композиция, к примеру, является электронно-механической, то число долей в определенном временном промежутке устанавливается однозначно.

Основные темпы

Мы подробно разобрали темп в музыке анданте. Рассмотрим и самые распространенные иные:

  • Быстрые:
    • виво;
    • аллегро;
    • анимато;
    • престо.
  • Средние:
    • модерато;
    • анданте.
  • Медленные:
    • ленто;
    • граве;
    • лярго (ларго);
    • адажио.

Далеко не все музыкальные произведения исполняются в одном темпе. Некоторые, например, вальс, марш можно охарактеризовать исполнением с соблюдением различной скорости.

Разновидности анданте

Само слово обозначает умеренное исполнение, созвучное неспешному, спокойному шагу, прогулочной ходьбе. Кроме этого, также выделяют:

  • Andante assai (56-66 ударов метронома) - исполнение в ритме очень спокойной ходьбы.
  • Andante maestoso (60-69 ударов метронома) - сравнивается с торжественным шагом.
  • Andante mosso (63-76 ударов метронома) - исполнение в этом темпе мы легко можем сравнить с оживленным шагом человека.
  • Andante non troppo (66-88 ударов метронома) - музыкальные справочники сообщают, что харатеристика данного темпа - небыстрый шаг.
  • Andante con moto (69-84 ударов метронома) - игру или голосовое исполнение в таком темпе сравнивают с неспешной, непринужденной ходьбой.

В заключение темы об анданте, как о музыкальном термине, предложим вам познакомиться с возникновением такого понятия и величины, как темп в музыке.

История возникновения музыкального темпа

Первые указания композиторов на темп исполнения их произведения встречаются уже в XVI веке в сочинениях виуэлистов (виуэла - щипковый струнный музыкальный инструмент, который относят к семейству виол) Луиса де Нарваеса и Луиса де Милана.

А уже начиная со следующего столетия, композиторы предпочитают последовательно снабжать создаваемую ими музыку некими клишированными инструкциями, предупреждающими исполнителя о темпе игры. В начале их было не так много: "протяжно", "веселый ритм", "умеренная игра" и проч. Правильнее это даже назвать указанием на характер (этос) музыкального произведения, нежели предписанием определенной скорости игры или исполнения.

Позже композиторы также не забывали оставлять в своих сочинениях подобные инструкции: метрономические пометки в поздних произведениях Бетховена, большое число уточнений в рукописях касательно темпа, сделанных Стравинским. Таким образом, с XVIII века уже стало традицией музыкальных творцов указывать в своих работах исполнителю на соответствие игре обозначенному темпу.

Однако с тех времен и по сей день вопрос о правильном выдерживании темпа является излюбленной темой спора слушателей, критиков и самих исполнителей. Часты случаи, что композитор не дает никаких рекомендаций относительно темпа. Иногда всплывает и такой факт, что темповые инструкции есть, но они нарочито не точные, реферируют этос, характер игры, а не конкретно скорость. Ярким примером выступает музыка Баха и иные произведения эпохи барокко.

Таким образом, мы с вами установили, что анданте - это темп музыки, означающий среднюю по скорости игру или исполнение, которое возможно сравнить с прогулочным спокойным шагом человека. Сама история музыкальных темпов насчитывает уже не одно столетие, но несмотря на это вокруг некоторых вопросов, связанных со скоростью исполнения, до сих пор ведутся споры.

Комментарии
Можно ли употребить термин "анданте" к манере декламированию стихов ?