Как открыть МФО (микрофинансовая организация): пошаговая инструкция.
Бизнес микрокредитования развивается в России не так давно, но уже стал лидирующим у потребителей. Много людей обращаются за услугами в такие учреждения. Но для основания своего дела его важно зарегистрировать. О том, как открыть МФО, рассказано в статье.
Виды МФО
В каждой стране есть свои виды МФО. По законодательству определяется форма их регистрации. Главной особенностью МФО считается упрощенная система кредитования. Данные учреждения делятся на следующие виды:
- Финансовая группа.
- Фонд поддержки предпринимательства.
- Кредитный союз.
- Кредитное общество.
- Кредитное агентство.
- Кредитный кооператив.
Некоторые МФО считаются дочерними структурами банков. Для последних такое сотрудничество выгодно. Банки получают возможность предоставлять кредиты, ставки по которым значительно выше тех, которые выдает он. Но здесь есть риск непогашения выданного займа. Контролизует деятельность МФО Центральный Банк РФ. Любые нарушения в работе учреждения приводят к ответственности.
Отличия организации от банка
Оба финансовые учреждения занимаются предоставлением кредитов для граждан. Чем отличается МФО от банка? Их разница состоит в объемах предоставляемых займов. Отличия заключаются и в следующем:
- Кредит оформляется лишь в национальной валюте.
- МФР не может в одностороннем порядке вносить изменения относительно ставки, порядка дефиниции обязательств по договору, времени их действия, комиссии.
- У микрофинансовой организации нет права накладывания штрафов на заемщика, который оплатил микрозайм весь или частично, досрочно, если тот оповестил об этом.
- МФО не участвует на рынке ценных бумаг.
- МФО предъявляет меньше требований клиенту.
Во многих городах можно встретить такие компании. Они имеют яркую рекламу для привлечения клиентов. Хоть между организациями есть отличия, но в целом, МФО Москвы и других регионов работают по единому принципу.
Почему такие учреждения востребованы?
Первые организации стали открывать с 2011 года. С того времени их количество увеличивается. Связано это с тем, что государство мало контролирует деятельность фирм по сравнению с крупными банками. К преимуществам МФО относятся:
- Простая регистрация юридического лица, от которого и будет вестись работа.
- Оптимальные рычаги контроля и мягкие экономические показатели.
- Не требуются страховые начисления в фонды.
- Не нужны обязательные резервы.
- Нет требований к размеру своего капитала.
Недостатки МФО
Этот вид бизнеса имеет следующие минусы:
- Есть риск невозвратов при выдаче займов. Это надо учитывать во время планирования расходов и получения прибыли.
- При нарушениях во время деятельности предполагается введение санкций и штрафов.
Прежде чем открыть новое МФО, следует ознакомиться с юридическими аспектами деятельности и внимательно изучать сведения о клиентах. Тогда бизнес будет действительно прибыльным.
Варианты основания бизнеса
Как открыть МФО выгоднее? Есть 2 способа начала деятельности:
- Работа по франшизе.
- Самостоятельная деятельность – с помощью открытия организации.
Оба варианта являются распространенными в России. Регулярно новые МФО открываются по франшизе. Это выгодный вариант в финансовом плане, поэтому его часто выбирают начинающие предприниматели. Много работы выполняет франчайзер, который осуществляет бухгалтерское и юридическое сопровождение, предоставляет средства.
Обязательно проводится обучение специалистов, что уменьшает риски невозврата и увеличивает скорость окупаемости дела. К недостаткам относят высокие вложения, хотя цена франшизы разная. Важно учитывать величину взносов, отдачу от вложений, уровень участия франчайзера в работе.
Другим вариантом является создание фирмы самостоятельно. Этот метод занимает больше времени, к тому же нужны знания по работе с заемщиками, включая проблемных. Но с вложением средств есть возможность получения большой прибыли, которая остается у владельца. Если нет своего юридического отдела и службы безопасности, работа с проблемными должниками передается коллекторам.
Регистрация
Как открыть МФО? Закон гласит, что такую компанию может основать юридическое лицо, которое зарегистрировано в форме фондов, учреждений, исключая бюджетные, автономные неторговые организации, партнерства, хозяйственные компании. Необязательно получать МФО лицензию. Это требование относится к банкам. Необходимо лишь иметь свидетельство ФСФР о занесении в реестр МФО. Данный документ подтверждает законность действий. После регистрации можно начинать бизнес.
Чтобы открыть ООО «МФО», необходимо наличие:
- Устава компании.
- Решения об учреждении фирмы.
- Формы 11001.
- Приказа о назначении гендиректора с обязанностями главного бухгалтера.
- Заявления о системе налогообложения.
- Квитанции о внесении госпошлины.
- Запроса на копию устава.
Получение статуса
Для регистрации МФО необходимы следующие документы:
- Заявление о внесении информации в реестр МФО.
- Свидетельство о регистрации юридического лица (копия).
- Решение о создании юрлица и учредительные бумаги (копии).
- Решение избрания органов юрлица (копия).
- Информация об учредителях.
- Данные о фактическом адресе.
- Опись документов.
Решение по заявке принимается за 14 дней. После 10 дней после получения ФСФР документов можно найти свою организацию в реестре.
Привлечение денег
Важно знать не только то, как открыть МФО, но и как привлечь деньги. Учреждения могут привлекать средства физических лиц: учредителей, участников, инвесторов. При этом нет лимита размеров привлекаемых денег. Если другое лицо выдает средства для кредита, при условии заключения договора с одним заемщиком, то максимальная сумма составляет 1,5 млн рублей.
Если частное лицо перечисляет деньги в МФО, то из дохода организации высчитывается налог 13%. В этой ситуации учреждения удерживают сумму индивидуально и рассчитывается с госбюджетом. Вкладчику выдается доход, кроме НДФЛ.
Организация создает правила привлечения средство во вклады:
- Собственный капитал – не меньше 5%.
- Ликвидность – от 70%.
К собственным средствам МФО Москвы и других регионов относят капитал, резервы, займы. При банкротстве компании требования по займам удовлетворяются лишь после того, как все долги погашаются. Эти условия считаются беспрекословными, обязательными и указываются во всех договорах. Ежеквартальные подсчеты осуществляются по бухгалтерской отчетности, которая передается в ФСФР.
Вложения и прибыль
Для достижения быстрой окупаемости вложений надо составить бизнес-план организации. Чтобы открыть бизнес, необходимы затраты:
- Капительные инвестиции.
- Капитал для выдачи займов – 900 тыс. рублей.
- Приобретение оборудования – 100 тыс. рублей.
- Покупка инвентаря – 50 тыс. рублей.
К текущим затратам относят:
- Аренда офиса – 20 тыс. рублей.
- Зарплата на 4 сотрудников – 120 тыс. рублей.
- Реклама – 50 тыс. рублей.
- Расходы – 30 тыс. рублей.
Сумма капитальных инвестиций составит 1 млн 50 тыс. рублей, а текущих затрат – 220 тыс. рублей. Расходы могут быть разными, все зависит от случая, но по данному примеру получится рассчитать все нюансы. При желании можно организовать МФО по франшизе на выгодных условиях.
Бизнес-план
При открытии МФО надо учитывать:
- Расходы по содержанию фирмы, включая аренду офиса, ремонт, зарплату.
- Первоначальные капиталовложения.
- Штатное расписание.
- Реклама.
- Убытки.
- Период окупаемости.
- Рентабельность.
Бизнес на МФО является прибыльным, но в то же время у него большая конкуренция. Поэтому руководству фирмы необходимо опережать соперников. Это достигается благодаря рекламе, рассказывающей об акциях и специальных предложениях. Важным аспектом считается качественная работа сотрудников, которая автоматически продвигает бизнес.
Учет рисков и работа с должниками
Кредиторы всегда были успешными. Сейчас много людей обращается в МФО для получения денег, хотя ставки там достаточно высокие. Необходимо ориентироваться на людей, плохо знакомых с финансовой сферой. Следует предлагать срочные займы, когда средства человеку требуются здесь и сейчас.
Практически все МФО предоставляют деньги по паспорту. Данная лояльность увеличивает объем прибыли, но также растут и риски, поскольку клиенты могут не вернуть долг. Поэтому ставки достаточно большие. Чтобы остаться в прибыли, риск закладывают в ставку. Определяется она при составлении бизнес-плана.
Важно учитывать следующие нюансы:
- Если будет тщательно проверен заемщик, то в бюджет закладывается около 10% на риск невозврата.
- При предоставлении займов с проверками кредитной истории риск невозврата равен 10-20%.
- Срочные микрокредиты, оформляемые по паспорту, обладают высоким процентом риска – 30-40%.
Возвратность и прибыль определяется исходя из того, как будет осуществляться работа с должниками. Как правило, в небольших фирмах нет личной службы безопасности и юристов. Поэтому возвращать средства будет сложно. По франшизе данных вопросов не будет. При самостоятельной работе долги продаются коллекторам, но их стоимость будет меньше, чем вся сумма долга.
Таким образом, при открытии МФО важно продумать множеств нюансов, чтобы основать прибыльный бизнес, учесть все риски. При грамотном подходе к делу получится вести успешную деятельность учреждения, которое со временем будет лишь развиваться.