ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС представляет собой комплекс требований, предъявляемых к образованию определенного уровня. Стандарты распространяются на все учебные заведения. Особое внимание уделяется учреждениям для детей с ОВЗ. Расшифровка этой аббревиатуры – ограниченные возможности здоровья. Внедрение стандарта в таких учреждениях осложняется индивидуальными особенностями самих учеников. Для облегчения работы Минобрнауки составило методические рекомендации по введению стандарта в учебных заведениях для детей с ОВЗ.

Расшифровка понятий

Рекомендации Минобрнауки предназначены для образовательных учреждений, внедряющих в практику ФГОС НОО для детей с ОВЗ следующих типов:

  • ЗПР – задержка психомоторного развития.
  • НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата.
  • ТНР – тяжелые расстройства речи.
  • РАС – нарушения акустического спектра.

В рамках стандарта разрабатываются также адаптированные программы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Последовательность введения

Материалы, представленные Минобрнауки, могут рассматриваться как примерные и рекомендательные. Реальная деятельность учебного заведения по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет зависеть от конкретной региональной политики, ситуации в регионе, состава педколлектива. Немаловажное значение имеет готовность преподавателей к учету разнообразных специфических образовательных потребностей детей.

При этом при введении ФГОС НОО для детей с ОВЗ целесообразно сформировать проектную модель, в которой определялись бы последовательность и содержание работы. Рекомендовано вводить стандарт следующим образом:

  • 2016-2017 гг. – 1 классы;
  • 2017-2018 гг. – 1 и 2 кл.;
  • 2018-2019 гг. – 1, 2, 3 кл.;
  • 2019-2020 гг. – 1-4 классы.

Ключевые задачи

При введении стандарта образования для детей с ОВЗ учебные заведения подробно изучают примерные АООП и учебные планы. На их основании разрабатываются программы и планы для конкретного образовательного учреждения.

Реализацию образовательных программ для детей с ОВЗ должны осуществлять высококвалифицированные педагоги. В этой связи учебное заведение должно располагать необходимыми кадрами.

В случае невозможности реализовать программу коррекции в полном объеме должно быть обеспечено сетевое взаимодействие.

Для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ должна быть проведена работа по обеспечению предметно-пространственной среды (материально-технических условий) в образовательном учреждении.

Организационные мероприятия

В школах с классами ОВЗ разрабатываются планы по введению стандарта. В планы могут включаться следующие мероприятия:

  • Формирование рабочей группы для сопровождения внедрения ФГОС.
  • Анализ требований стандарта к условиям, структуре, результатам освоения детьми образовательных программ. В ходе него определяются проблемные направления, характер и объем необходимых изменений в информационно-методических материалах, изучается система работы и потенциал учебного заведения.
  • Составление, обсуждение и утверждение необходимой документации.
  • Подготовительная работа с каждым педагогом. Она осуществляется посредством повышения квалификации.
  • Разработка учебно-методических материалов с учетом рекомендаций, выработанных рабочей группой, а также соответствующих локальных документов образовательного заведения.
  • Проверка готовности учреждения к введению ФГОС НОО для детей с ОВЗ. При необходимости в компетентные органы направляются необходимые для оформления лицензии.
  • Информирование родителей о специфике и перспективах обучения.
  • Набор детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Организация пространства

Помещения, в которых проводятся уроки для детей с ОВЗ, здание в целом, а также прилегающая территория должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требованиям, нормам ОТ. Речь, в частности, о:

  • Участке, в пределах которого находится образовательное учреждение. Территория должна иметь необходимую площадь, освещение, инсоляцию, набор зон, предназначенных для учебной и хозяйственной деятельности. Для детей, использующих для передвижения коляску, должна быть обеспечена возможность подъезда к учебному заведению на машине, организованы съезды с тротуаров, оборудованы парковочные места.
  • Здании образовательного заведения. Сооружение должно соответствовать архитектурным стандартам, иметь надлежащую высоту, необходимый комплекс помещений для ведения образовательной деятельности, размещенных в соответствии с нормами и имеющих необходимую площадь, освещенность. В здании должны быть предусмотрены рабочие, игровые зоны, зоны индивидуальных занятий, отдыха, сна. Структура зон и помещений должна обеспечить возможность организации не только урочной, но и внеурочной деятельности. Во всех помещениях, в том числе в санузлах у детей с НОДА не должно возникать проблем с передвижением. Для этого устанавливаются специальные лифты, пандусы, поручни, широкие дверные проемы, подъемники. Пространство классов должно быть доступно для каждого ребенка, передвигающегося в том числе с помощью приспособлений.
  • Библиотеках. В этих помещениях предусматривается комплекс рабочих зон, читальный зал, необходимое количество мест, медиатеки.
  • Помещениях для питания, приготовления и хранения пищи. В образовательном учреждении дети должны получать качественное горячее питание.
  • Помещениях, предназначенных для музыкальных занятий, ИЗО, хореографии, моделирования, технического творчества, иностранного языка, естественно-научных исследований.
  • Актовом зале.
  • Помещениях для медперсонала.

В образовательном учреждении должны быть все необходимые расходные материалы, канцтовары.

Территория, прилегающая к сооружению, должна быть адаптирована для прогулок и занятий на свежем воздухе.

Кабинеты

В учебных кабинетах должны быть рабочие, игровые зоны и пространства для проведения индивидуальных занятий. Их структура должна обеспечить возможность организации отдыха, внеурочной и урочной деятельности.

В учебном заведении предусматриваются кабинеты специалистов:

  • Педагога-психолога.
  • Учителя-логопеда.
  • Дефектолога.

В здании должны быть организованы помещения для лечебно-профилактической, оздоровительной работы, диагностики ОВЗ.

Временной режим

Он устанавливается в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФЗ "Об образовании", СанПиН, приказами Минобрнауки. Временной режим закрепляется в локальных документах образовательной организации.

Длительность учебного дня для конкретного ребенка определяется с учетом его специфических образовательных потребностей, готовности находиться без родителей среди сверстников.

При установлении распорядка дня во внимание должны приниматься повышенная утомляемость детей. Руководство учебного заведения распределяет объем нагрузки при освоении основной программы и программы коррекции, время самостоятельной учебной работы, отдыха, двигательной активности. Воспитание и обучение осуществляются и на уроках, и в ходе внеурочных мероприятий на протяжении учебного дня. Обучение детей осуществляется в первую смену.

Структура дня

Временной режим для обучения устанавливается в соответствии с планом работы с детьми с ОВЗ или индивидуальной программой. В первой половине учебного дня может организовываться как урочные, так и внеурочные, в том числе коррекционно-развивающие мероприятия с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом.

Во второй половине учебного дня может осуществляться внеурочная деятельность. Она может быть связана как с реализацией коррекционной программы, так и планов по дополнительному образованию детей.

В течение урока обязательно предусматриваются физические упражнения (физкультминутка), направленные на снятие мышечного напряжения. Для детей с расстройствами зрения в содержание физкультминутки включаются упражнения для глаз, профилактические мероприятия по предупреждению зрительного переутомления и по активации зрительной системы.

Организация учебного места

Она осуществляется в соответствии с требованиями по здоровьесбережению. Номер парты должен быть подобран по росту ребенка. Это необходимо для поддержания в ходе занятий правильной позы.

Рабочее место должно иметь надлежащее освещение. При выборе парты следует учитывать, какая рука у ребенка является ведущей – правая или левая. В последнем случае стол целесообразнее устанавливать возле окна так, чтобы свет падал справа.

Школьные учебники и другие материалы должны размещаться на таком расстоянии, чтобы ребенок смог достать до них рукой без посторонней помощи, обязательно использование подставки для книг.

Ребенок, находясь на учебном месте, должен иметь открытый доступ к сведениям, присутствующим на доске, информационных стендах и пр.

При необходимости (при наличии выраженных двигательных расстройств, тяжелых поражений верхних конечностей, препятствующих формированию навыков письма) место ученика может оборудоваться специальными приспособлениями. На парте могут устанавливаться персональные компьютеры, адаптированные для детей с ОВЗ.

АООП ОО

Все ключевые положения федерального стандарта должны отражаться в адаптированной программе. Исключительным правом на ее разработку и утверждение обладает учебное заведение. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о необходимости проведения экспертизы программы. В структуру АООП НОО входят:

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые показатели освоения программы учениками.
  • Система оценки достижения запланированных результатов.
  • Учебный план.
  • Программы коррекционных мероприятий и отдельных учебных дисциплин.
  • План духовно-нравственного развития детей.
  • Программа формирования УУД.
  • План внеурочных мероприятий.
  • Программа формирования безопасного, здорового образа жизни, экологической культуры.
  • Система условий реализации адаптированной программы.

Указанные разделы могут содержаться в АООП последовательно или объединяться в блоки:

  1. Целевой. В его состав включаются пояснительная записка, запланированные показатели освоения программы, система критериев оценки.
  2. Содержательный. В него входит описание видов адаптированных программ для детей с ОВЗ разного типа.
  3. Организационный. В этом блоке содержатся учебный план, программа внеурочных мероприятий, комплекс условий реализации адаптированной программы.

АООП учебного заведения может включать и дополнительные разделы, в которых учитываются возможности и особенности самого учреждения и региона, в котором оно находится. К примеру, это могут быть:

  • Паспорт программы.
  • Детальная характеристика круга обучающихся по разным критериям, имеющим значение при последующей организации учебного процесса. В качестве параметров могут выступать, к примеру, сопутствующие заболевания, требующие медицинского сопровождения.
  • Основные понятия.

Особенности разработки

При составлении адаптированной программы следует учитывать, что она выступает в качестве локального нормативного акта, в котором описывается содержание образования и методика реализации стандартов. В АООП конкретизируются положения ФГОС применительно к специфике учебного заведения, составу учащихся, педагогическим возможностям и пр. В образовательной организации может использоваться несколько адаптированных программ.

Порядок и условия разработки определяются в отдельном нормативном акте учебного заведения. В нем указываются:

  • Правила и периодичность составления АООП либо внесения корректировок в действующую программу.
  • Состав, полномочия, ответственность участников.
  • Правила обсуждения проекта.
  • Порядок утверждения и введения в действие.

Реализация АООП

Она осуществляется с учетом специфических образовательных потребностей отдельных учеников или групп обучающихся с ОВЗ в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, обеспечивающими освоение на основе индивидуализации содержания программы.

Реализация АООП может осуществляться как совместно с другими детьми, так и в специальных классах или группах детей. Для обеспечения освоения программы может использоваться сетевая форма.

В состав АООП входят обязательная часть и часть, формируемая участниками педагогического процесса. Их соотношение устанавливается в зависимости от вида адаптированной программы.

Учебный план

Он формируется для обеспечения введения в действие и реализации требований ФГОС. В учебном плане определяется общий и максимальный объемы нагрузки, структура и состав обязательных предметных и коррекционно-развивающих мероприятий по годам обучения. В АООП может присутствовать один или несколько планов. Учебное заведение самостоятельно определяет форму организации педагогического процесса, чередование внеурочной и урочной деятельности в рамках реализации программы.

В учебных планах предусматривается возможность осуществлять обучение на государственном языке РФ, на языках народов страны. В них также определяется количество занятий, отводимых на их изучение по годам обучения. Предметные области включаются в учебный план в зависимости от вида АООП. Число занятий за четыре учебных года не должно превышать 3039 ч., за пять – 3821, за шесть – 4603 ч.

В качестве неотъемлемого элемента учебного плана выступает "коррекционно-развивающая область". Она реализуется через содержание разработанных для учебного заведения коррекционных курсов. Адаптированная программа внедряется в ходе организации урочных и внеурочных мероприятий.

В части учебного плана, формируемой участниками педагогического процесса, должны присутствовать часы на внеурочную работу. Их количество устанавливается в пределах 10 ч./нед. Это число равномерно разделяется на реализацию направлений, собственно, внеурочной работы и коррекционно-развивающие мероприятия.

Специальные права участников педагогического процесса

Они предусматриваются для организации и ведения учета индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка с ОВЗ, обучающегося в образовательном учреждении. Специальные права детей и их родителей, включенные в учебный план, должны реализовываться при его составлении, а также в ходе выявления и фиксирования образовательных потребностей в различных формах.

В частности, в локальном документе могут предусматриваться:

  • Индивидуальный план обучения в рамках общей образовательной программы, реализуемой в данном учебном заведении.
  • Возможность выбора отдельных предметов, направлений, видов, курсов образовательной деятельности и пр.

Особенности адаптации детей с ОВЗ

В Законе "Об образовании" установлено, что в России формируются условия, необходимые для получения качественного образования гражданами, имеющими нарушения здоровья, без какой-либо дискриминации, для коррекции нарушений социального развития и адаптации, оказания коррекционной помощи на базе специальных педагогических методов и подходов, наиболее соответствующих для таких лиц языков, способов общения.

Данные задачи реализуются с использованием разных инструментов, в том числе посредством инклюзивного образования. Эта деятельность предполагает обеспечение равного доступа всех обучающихся к педагогическому процессу с учетом разнообразия их индивидуальных потребностей и возможностей.

Инклюзию можно рассматривать как попытку придать уверенности детям с ОВЗ, создать для них мотивацию пойти в образовательное учреждение с другими учащимися – соседями, друзьями. Обучающиеся, имеющие специфические образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья, нуждаются в особой поддержке. Необходимо создавать условия для развития ими своих способностей и достижения успехов в образовательном процессе.

Инклюзивное образование – это процесс глубокой интеграции. Оно дает возможность детям с ОВЗ участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения (детсада, школы, университета). Интеграция предполагает мероприятия, направленные на стимулирование равенства обучающихся вне зависимости от имеющихся у них проблем. Инклюзия позволяет совершенствовать способы общения детей, взаимодействия родителей и педагогов, преподавателей и обучающихся.

Стоит, однако, заметить, что в настоящее время инклюзивное образование осложняется рядом нерешенных вопросов. В первую очередь, это касается адаптированности сооружений учебных заведений к приему детей с ОВЗ. Далеко не во всех образовательных учреждениях предусматриваются приспособления для облегчения передвижения учащихся. Для обеспечения нормального педагогического процесса необходима корректировка учебных планов, расширение кадрового состава. Далеко не каждое образовательное учреждение идет на это.

Хорошо налажено инклюзивное образование в ДОУ. В последнее время, однако, отмечается тенденция постепенного перехода на совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ в средних школах и вузах.

Комментарии