Развитие ребенка в первые месяцы его жизни
На современном этапе большинство детей начинаю сидеть, говорить, читать гораздо раньше своих сверстников в прошлых веках. Таких детей называют акселератами и считают их появление результатом улучшения медицинского обслуживания, ухода за малышами в раннем возрасте, повышения качества продуктов, улучшение информированности и осведомленности людей, а также улучшения уровня жизни в целом.
Важно знать
Все детки имеют разную скорость развития, то есть свою собственную, в ходе которой раскрываются их способности и склонности, а также приобретаются новые навыки. В результате проведенных исследований установлено, что на процесс развития, индивидуальный для каждого ребенка, повлиять в сторону ускорения невозможно, но возможно его замедлить. Замедление развития ребенка происходит в связи с ухудшением условий, в которых он растет – недостаточно хорошее питание, недостаток родительской любви и внимания, нехватка развивающих занятий и так далее.
Существуют четыре аспекта, по которым определяют развитие младенца:
- Коммуникативный аспект.
Очень значительную роль играет то, как ребенок идет на контакт с окружающими людьми – проявление эмоций, улыбки, реакции на людей и их голоса.
- Речевой аспект.
На данном этапе то, как ребенок понимает слова, обращенные к нему, а также речь окружающих людей, имеет большее значение, чем то, как он сам говорит.
- Крупная моторика.
Это аспект, связанный с тем, когда ребенок начинает самостоятельно держать головку, садиться, ползать,
- Мелкая моторика.
В центре внимания этого аспекта – координация движений малыша – то, как он хватает и держит предметы и управляет своими ручками и ножками.
В течение первого года жизни ребенка невозможно определить его интеллектуальный уровень, способности к творчеству, работу логики и чувство юмора. Но это не значит, что это время для развития перечисленных качеств проходит бесполезно – стараниями родителей ребенок может получить замечательную базу для их появления и активного развития.
Важно знать, что допустимы и скачки, и небольшие застои в процессе развития ребенка, то есть этот процесс проходит неравномерно.
В нем наблюдаются три закономерности:
Развитие идет сверху вниз, то есть от головки до пальчиков ног - в первую очередь малыш учится поднимать и держать голову, потом держать спинку, далее он садится и только потом встает на ножки и начинает ходить. Развитие происходит от туловища к конечностям – сначала малыш учится управлять ручками, потом ладонями и в последнюю очередь он учится пользоваться своими пальчиками. Развитие в плане движений идет от простых к сложным.
Роль родителей в развитии малыша в первый год его жизни
Существующие нормы роста и массы тела ребенка, соответствующие конкретному возрасту, будут пересмотрены в ближайшее время, по мнению специалистов. Это связано со скачками в росте, свойственными современным малышам. За этими нормами необходимо постоянно следить, а, значит, регулярно наблюдаться у педиатра.
1 месяц. В первый месяц жизни малыш еще не умеет фокусировать взгляд, и родителям необходимо заниматься с ним специальными упражнениями, направленными на развитие мышц глаз и зрительных функций ребенка. Это следует делать, стараясь чем-либо привлекать его взгляд и, таким образом, мотивируя его пытаться концентрироваться. Для этого подойдут крупные картинки, изображающие простые фигуры
2 месяц. В это время и в дальнейшем значительную роль будут играть упражнения, направленные на развитие мышц, вестибулярного аппарата и установление телесного контакта с малышом, выражающегося в поглаживании и ласковых прикосновениях к нему.
3 месяц. Характеризуется тем, что ребенок начинает проявлять инициативу. На этом этапе очень важно, чтобы родители поддерживали эту инициативу, создавая условия для активности малыша.
4 месяц. Этот месяц жизни малыша полон открытий. В основном в этом возрасте детки уже успевают овладеть двигательными и речевыми навыками, поэтому надо давать им возможность их активно использовать и при помощи них получать больше знаний об окружающем мире.
5 месяц – время, когда ребенок пробует садиться, уже умеет переворачиваться, хватает ручками игрушки. Дети в этом возрасте интересуются своими ножками и пытаются дотягиваться до них. Если малыш пока не справляется с этим, ему можно помочь – надеть на ножки носочки с бубенчиками или яркими рисунками, чтобы у ребенка не пропадал интерес пробовать потрогать их. Помогайте ребенку ухватиться за ножку и потрогать носочки.
6 месяц. В это время ребенок уже сидит, у него прорезываются зубки. Теперь ребенок учится ползать. Начинают с того, что учат ребенка стоять на четвереньках. Еще важно следить за тем, как ребенок удерживает равновесие в положении сидя. Способствовать развитию равновесия можно при помощи игрушки, перемещая ее в разные стороны от сидящего ребенка, но не дергая резко, чтобы малыш не упал.
7 месяц. Малыш уже умеет очень много! Самостоятельно сидит, играет, ползает, встает, держась за мебель. Занятия, вовлекающие предметы, не только улучшают координацию движений малыша, но и развивают его слух, зрение, осязание и мышление. Это самое подходящее
8 месяц развития – ребенок, благодаря навыкам, которыми он уже овладел, может перемещаться по всему дому. Он активно двигается и исследует пространство и интересные предметы. Поэтому важно, чтобы он не натолкнулся на предметы, которые могут ему навредить. Пусть все его игрушки лежат в доступных для него местах.
9 месяц. Малыш начинает копировать поведение окружающих людей, интересуется книжками с красочными картинками, любит листать страницы, рассматривать детали. Эти интересы малыша родителям надо обязательно поддерживать. Ребенок начинает играть не только со своими игрушками, но и бытовыми предметами, находящимися в жилище семьи.
10 месяц. Речь ребенка заметно развилась, малыш активно двигается, движения все точнее, попытки делать первые шаги. Родителям надо стараться, чтобы ребенок повторял за ними слова, стремился больше узнавать об окружающем его мире.
11 месяц. Ребенок может стоять, ни на что не опираясь и делает первые шаги. Малыш заинтересован в результатах своих действий, помнит местонахождение вещей в доме и сопереживает эмоциям мамы и папы. Теперь можно вводить занятия, связанные с красками и лепкой.
12 месяц. Малыш сам ходит, активно пользуется десятком слов. Среди игрушек малыш выделяет самую любимую. С первым годиком наступает новый уровень развития малыша.
Итак!
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш малыш, за первый год жизни он учится очень многому. Это время очень приятно для родителей – наслаждайтесь общением с любопытным малышом, обнимайте его, направляйте и хвалите. Ваша поддержка и любовь очень важны для правильного развития малыша.